Сказки разных народов

 

Сходство Различия
Основные идеи (борьба со злом, патриотические и др.)     Постановка и разрешение социальных конфликтов (бедность - богатство)   Нравственный идеал, мораль (прославляется ум, смелость, трудолюбие и др.) Национальная специфика, проявляющаяся в описаниях обычаев, среды обитания, предметного мира.   Фантастическая образность     Эстетический идеал

 

Сказкафольклорный и литературный жанр, обычно прозаический (но может быть и поэтический, и драматический).

Сказка отличается от других произведений тем, что в ней и автор (рассказчик), и слушатель (читатель) знают, что это поэтический вымысел, игра воображения. У сказки должен быть счастливый, оптимистический конец. Выделяют следующие группы сказок: о животных, волшебные, авантюрные и бытовые.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит такой факт: в необработанных вариантах известного теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказатель вносил какие-то поправки. Наилучшим образом отвечают они запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает в сказке. В ней непременно торжествует истина и добро.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказках контрастны, что и определяет сюжет.

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Полутонов нет - есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

Но более всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке.

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра, специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла.

Детское, наивное отношение к живой природе стало основой воззрений человека на живой мир: зверь разумен, владеет речью. Вера в разумные поступки зверей не была плодом созерцания. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладение силами природы.

Звери издали чуяли охотника и спешили скрыться. Естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных ту целесообразность и естественную разумность, которая поражала первобытного охотника. На Руси существовал культ Медведя. Широко было распространено по всей Восточной Европе поверье о людях - волках.

Прочно держалось верование, что скотина - корова и лошадь - способна понимать человеческую речь и что у нее есть душа. Собака воет к покойнику; воображение людей наделило ее вещим знанием. Козлу приписывалась способность изгонять чертей. Через века крестьяне пронесли смутно недоверчивое отношение к коту. В особенности будто бы страшны черные коты. Поверье русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия.

Не все рассказы и предания этого рода исчезли из памяти народа. Их следы сохранились в сказках, которые по традиции восприняли из древнего баснословия некоторые его существенные черты.

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья сказка об Иване - царевиче и сером волке.

Со временем прежние рассказы о животных стали терять всякую связь с мифическими понятиями. Образ животного воспринимался уже как иносказательное изображение человека. Глубокие мысли, которые первоначально содержались в повествовании, с течением времени были низведены до немудреной модели. Особенность детского восприятия потребовала значительного упрощения всей системы образов.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточно-славянских сказок, сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, лисица - красавица, лиса - кумушка, Лисафья.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя. Лисица думает только о своей выгоде. Мстительна и злопамятна.

Сказка «Лиса и волк» изображает торжество лисы. Она чувствует превосходство над доверчивым и глупым кумом. Сколько в ней находчивости и мстительного чувства! И то и другое так часто встречается у людей с практическим умом, обуреваемым мелкими страстями. Да и волк хорош! Зависть и глупость губят его.

Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка героя, какой бы неправдоподобной и невероятной она ни казалась (хвостом рыбу ловить), всегда найдет жадного глупца, который ей поверит. Глупость и доверчивость так же бесконечны, как хитрость и расчет. Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверительностью, играет на слабых струнах друзей и недругов. В сказке о том, как лиса украла петуха и как кот выручил его («Кот, петух и лиса»), быть может, ярче и лучше всего говорится о тех средствах, с помощью которых лиса действует на окружающих. Заведя очи, она села под окошком и запела:

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

 

Петуху лестно: такое сладкоголосие и такое величание! Кот предупреждал петуха не высовываться в окно, но разве тут устоишь! Лиса схватила петуха и понесла в лес. Кот едва успел нагнать лису и отнять петуха.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), выходит замуж за кота - воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Другим частым героем является волк. Для него существует одно только право - право сильного, право зубов. Он жаждет крови, губит, отнимает («Ненасытный волк», «Свинья и волк», «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка»).

Человеческий тип, воплощенный в медведя, отчасти схож с тем, который воспроизведен в образе волка. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Возможно, с течением времени в медведе стала видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках постоянно подчеркивалась огромная сила медведя.

Из домашних животных и птиц положительными героями в сказках выступают кот и петух. Кот бескорыстен в дружбе. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному. Однако положительность этих персонажей весьма условна.

Эти сказки отражают мир древней патриархальной крестьянской Руси.

Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные сказки («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и козлята»).

Волшебные сказки

В большинстве народных волшебных сказках переплетение волшебства и фантастики проявилось в образе «Иного царства».

Эту чудесную «Иную страну», «Иное царство» в волшебных сказках ищут те, «кому тесно в рамках быта», кто обижен, но горд духом.

В волшебной сказке герой отправляется в даль дальнюю во имя исполнения долго или в поисках своей доли.

Для волшебной сказки характерная характеристика неопределенность. Действие в сказке совершается «где-то», «когда-то».

Волшебная сказка обозначает пространство, куда отправляется герой, двумя устойчивыми словесно-сказочными формулами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был» и «Тридевятое царство, тридесятое государство».

Обычно герой фольклорной сказки отправляется в путь «туда, не знаю куда, пока не встретит волшебного помощика или не получит в руки волшебный предмет – клубочек или др.», который выведет его к цели и укажет дорогу. Это будет для героя всегда непредсказуемое направление.

В.Я. Пропп заметил, что представление о двух мирах, здешнем и нездешнем, свойственно религиям и сказкам всех народов мира и объяснил его сохранением в памяти народной «неумирающих человеческих ценностей». Но в религиях более поздних сам «иной мир» разделен надвое: у греков на горе Олимп обитают бессмертные боги, а под землей – в царстве Аида - мертвые, у христиан Бог и рай для праведников на небесах и ад для грешников под землей.

Но в русских народных сказках, возникших на основе более древних верований, «иной мир» многообразнее.

«Тридевятое царство, тридевятое государство» - сказки «Перышко Финиста – ясна сокола», «Сивко-Бурко», «Сказка об Иване царевиче, жар-птице и о сером волке».

«Иной мир» на «дне колодца» - сказка Морозко», «На высокой горе, на необитаемом острове» - «Сказка про Алешу Поповича».

Часто страшный лес, чистое поле, дикая степь, шатер, взморье, рай земли – последний пограничный предел, за которым открывается «Иное царство», с его чудесами, диковинами, несметными богатствами.

Описание «Иного мира» обычно лаконично, но повторяют картины жизни реальной с причудливыми фантастическими подробностями: «Там свет такой, как у нас. И там поле, и луга. И рощи зеленые, и солнышко греет» («Морской царь и Василиса Премудрая»).

В сказке «Чудесные сыновья» «Иное царство» на острове посреди море-океана, а около дворца, где живет прекрасная королевна с сыном, зеленый сад раскинулся. В том саду есть мельница – «сама мелет, сама веет, на сто верст пыль мечет», а возле - золотой стол стоит с золотой клеткою. Да растет в том саду золотая сосна, а на ней «сидят птицы райские, песни поют царские».

Для идеального героя русских волшебных сказок Ивана-царевича каноническая норма – его добровольный выбор: необоримая жажда познания неизвестного, достижения «запредельного», обретение «неизреченного».

В сказке «Кощей Бессмертный» новорожденный младенец, Иван-царевич отчаянно плакал о чем-то день и ночь, пока царь-отец не посулил ему сосватать невесту «Ненаглядную Красоту», когда он вырастет. И тогда он крепко заснул, а проснувшись «девятисутошным» отправился «в золотое царство на конец света, где солнышко всходит», за нареченной невестой.

Ее добывание, вызволение из плена невесты, матери, сестер, сирот беззащитных и возвращении из «подземной глубины» на «белый свет» (сказка «Зорька, вечерка и полуночка»), означающие «подъем от тьмы к свету, от смерти к жизни и от беспросветной тоски к светлой радости, невозможны «без подъема над собственной жизнью… внутреннего озарения»: «человека окрыляет та цель, к которой он испытывает таинственное влечение».

Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища. Баба Яга, Кощей, огненный змей; чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы; чудесные события: воскрешение из мертвых, обращение человека в зверя, птицу... Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникли первые представления и понятия человека о мире. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно - поэтические традиции. Из древней фантастики сказочники воспринимали то, что им было необходимо для создания новых сказок. Волшебная сказка сохраняет древние представления людей о возможности обращения человека в животное, поверья о ведьмах, о колдовстве. Поверья приписывали колдунам и колдуньям - ведьмам способность разлучать супругов, уничтожать урожай, насылать порчу, превращать людей в животных.

Наделив колдуна и ведьму сверхъестественными способностями, люди в стремлении обезопасить себя от влияния чар и черных колдовских дел обставляли свой быт множеством магических обрядов.

В число предметов, которые в магических обрядах у восточных славян выполняли функции чудесных оберегов, входили кольцо, топор, платок, зеркала, пояс, веник, уголь, воск, хлеб, вода, земля, огонь, яблоко, трава, ветка, палка.

Топор во всех сказках рубит сам. Чудесными свойствами наделен платок. Вода в сказках творит чудо за чудом: она возвращает зрение, дает молодость, исцеляет от болезней, оживляет, лишает силы. Связь сказочного вымысла с магическим действием обнаруживается в сказке и в том случае, когда речь идет о волшебном слове. Сколько сказок основано на этой вере в магическую силу человеческого слова!

Характер волшебных действий в сказке совпадает с видами и типами народной магии. В науке выделены следующие виды магии: лечебная, вредоносная (порча), любовная, хозяйственная.

 

Простейшая схема предшественницы волшебной сказки содержала в себе в качестве обязательных такие звенья:

1 как исходное - существование запрета;

2 нарушение запрета кем - либо;

3 сообразное с характером мифологических представлений следствие нарушения;

4 повествование о практиковании магии;

­5 ее положительный результат и возвращение героя к благополучию.

Каждая из волшебных сказок позднего времени тяготеет к структуре этой структуре как к своей первоначальной повествовательной основе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: