Для детей и юношества

 

Приключенческая литература, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературою и путешествиями. К этому жанру обращались писатели России: А.С. Грин, А. Гайдар, Г. Адамов, В.А. Каверин, А. Беляев, Ю. Семенов, А.Н. Толстой, В. Катаев, Н.Н. Носов и др.

Из зарубежных авторов в первую очередь следует назвать Д. Дефо, Дж.Ф. Купера, Дж. Свифта, Р. Льюиса, Т.М. Рида и др.

 

Особенности приключенческого жанра

Автор и произведение Набор средств приключенческого жанра
Даниель Дефо «Робинзон Крузо» Кораблекрушение и погони, пираты и разбойники, перестрелки и побеги
Джеймс Фенимор Купер «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия» и др. Многочисленные увлекательные приключения. Многомерное изображение индейцев. Романтический миф о «благородном дикаре»
Джонатан Свифт «Путешествие в различные отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, в начале хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» Невероятные путешествия Гулливера, пребывание в стране великанов и в стране лилипутов, абсурдность и нелепость ситуации
Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ» Лихо закрученные интриги и мгновенное развитие сюжета. Главный герой романа – его величество случай
Томас Майн Рид «Всадник без головы», «Белый вождь», «Морской волчонок» Герои сильны и благородны, мужественны и нежны. Охотники, натуралисты, путешественники
Генрих Райдер Хаггард «Копи царя Соломона» Морские приключения и экзотические страны

ДАНИЕЛЬ ДЕФО

(1661-1731)

Ранний этап в развитии английского реалистического романа XVIII в. представлен творчеством Даниеля Дефо.

Сын лондонского торговца свечами, он становится одним из многих дельцов, включавшихся в беспокойную жизнь тогдашней Англии.

Политический деятель, коммерсант, журналист и писатель, Дефо как бы воплощает в себе дух века колониальных разбоев и крупных спекуляций. Он перепродает акции, издает газету, пишет пособия для начинающих коммерсантов и др.

Дефо в своих трактатах прославляет предпринимательскую деятельность.

В 1719 г. вышел в свет его знаменитый роман «Робинзон Крузо», принеся писателю мировую славу.

Читатели времен Дефо предъявляли к литературе два взаимоисключающих требования: рассказ должен быть о чем-нибудь из ряда вон выходящем, исключительном и при этом не должен быть выдумкой.

Дефо сумел удовлетворить оба эти требования. Он писал об исключительном так правдоподобно, что никто не мог бы уличить его в вымысле.

Прообразом Робинзона Крузо был реальный человек, матрос Александр Селькирк, шотландец, проведший четыре года на необитаемом острове.

Заглавие романа длинное, излагает его содержание: «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Так что у читателей не должно оставаться сомнений в подлинности событий. Мы узнаем руку коммерсанта, предпринимателя в самом стиле романа. Автор, привыкший «с расходом сводить приход», размышления о своем герое облекает в форму приходно-расходного подсчета.

«С полным беспристрастием я, словно должник и кредитор, записывал все претерпеваемые мною горести, а рядом – все, что случилось со мною отрадного».

Зло Добро
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.   Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.
…Я отделен от всего человечества. …Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем пропитаться.

 

Чтобы ещё более усилить правдоподобие своего повествования, Дефо прибегает к форме дневника, который якобы вел его герой, «пока не вышли чернила». Записи кратки, лаконичны. Описаний в сущности нет, есть перечисление событий, конкретных фактов, вещей, актов бытия Робинзона. «Первым делом я наполнил водой большую четырехугольную бутыль». «Я отрезал козлятины и изжарил её на угольях».

Он строит хижину, расширяет пещеру, выдалбливает лодку, возводит стену на случай обороны от дикарей, приручает коз, возделывает землю, чтобы из горсти зерна вырастить первый урожай.

Затруднение и опасности встречаются на каждом шагу: солнце сжигает его первый посев, птицы и звери растаскивают зерно, землетрясение угрожает засыпать его пещеру, и, наконец, след людоеда на писке напоминает об опасности нападения. Но Робинзон не падает духом, он твердо оценивает каждую опасность и вовремя предотвращает её. Одинокий человек на одиноком острове, он словно повторяет путь человечества: охотник, скотовод, земледелец, позднее рабовладелец и, наконец, хозяин маленькой колонии. Подробно, со всеми деталями, называя точные цифры, автор разворачивает перед нами историю Робинзона. Сильные руки + практический разум = прекрасный результат. Действует по принципу «на бога надейся, а сам не плошай».

«Человек не должен всего добиваться сам, побеждать, ломать все преграды как в мире природы, так и в мире людей».

Робинзону удается не только выжить, но создать маленькое островное государство по образу и подобию Англии.

Пятницу, спасенного от людоедов, сразу же превращает в своего раба, и самый остров объявляет своей собственностью.

«Робинзон Крузо» стал одной из любимых детских книг. Сам Дефо считал, что это первая книга, которую следует прочесть каждому ребенку, едва он научится читать по букварю. Дети оптимистичны и не любят неудачников. Они охотно следят за бедами своих любимых героев, но при обязательном условии, что они в конце концов победят.

 

Список Робинзона

Попав на обитаемый остров, Робинзон испытал сильнейший стресс, но нашел способ помочь себе.

Он записывает о своих переживаниях. Изложив переживания на бумаге, он нашел выход.

1. Достигнута разрядка.

2. Прерван эффект самовнушения, когда преследовали мысли о безысходной ситуации.

3. Сделаны выводы.

4. Смирился со случившимся.

5. Анализ положения снижает эмоциональное напряжение.

6. Начинает действовать.

Итак, перед нами литературный пример, как можно «вытащить себя за волосы» в кризисной ситуации.

Уроки Робинзона

Если обстоятельства сильнее тебя, не делай из них трагедии, согнись, как трава под снегом, тебе ещё представится возможность выпрямиться.

То есть необходимо принять случившееся как факт, найти пути его устранения и действовать.

ДЖОНАТАН СВИФТ

(1667-1745)

 

Современник Дефо. Но Свифт глубоко усомнился в иллюзиях Просвещения.

Свифт родился в бедной семье в Дублине, главном городе Ирландии, которая в то время была на положении колонии Англии. Получив богословское образование, он в течение ряда лет занимал пост приходского священника, а в 1713 г. получил место настоятеля Дублинского собора.

Близко связанный с правительственными кругами, примыкал одно время к партии вигов, а позднее к тори. Свифт хорошо изучил политические нравы Англии. Первым крупным художественным произведением Свифта была его сатира «Сказка о бочке». Этим и другими произведениями вызвал недовольство английского правительства.

Итогом глубоких раздумий Свифта над современностью стал сатирический роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).

Продолжая традицию реалистической фантастики литературы Возрождения (Рабле), Свифт, пародируя популярные в то время романы путешествий, ведет своего героя в фантастические страны: Лилипутию, в Лапуту, в страну умных лошадей и др.

Гулливер совершил четыре путешествия. Повествование о них ведется в форме делового и скупого отчета путешественника. Ключ к книге Свифта в словах Гулливера: «Главная цель путешественника – просвещать людей и делать их лучшими, совершенствовать их умы как дурными, так и хорошими примерами того, что они предлагают касательно нужных стран».

Итак, Свифт хочет совершенствовать умы. Скромные и хрупкие записи Гулливера, хирурга, корабельного врача, рядового англичанина, небогатого человека, содержат в себе в своеобразном иносказании потрясающую сатиру на формы человеческого общежития и в конце концов на все человечество, не сумевшее построить общественные отношения на разумных началах.

Вот так описывает он освоение новых земель: «Буря несет шапку пиратов в неизвестном им направлении; наконец юнга открывает с верхушки мачты землю; пираты выходят на берег, чтобы заняться грабежом и разбойничеством; они находят безобидное население, оказывающее им хороший прием; дают стране новое название, именем короля завладевают ею… Так возникает новая колония, приобретенная по божескому праву. При первой возможности туда посылают корабли; туземцы либо изгоняются, либо истребляются, государи их подвергаются пыткам, чтобы принудить их видеть свое золото; открыта полная свобода для совершения любых бесчеловечных поступков, для любого распутства, земля обагряется кровью своих сынов. И эта гнусная шайка мясников, выполняющая столь благочестивую миссию, образует современных колонистов, отправленных для обращения в христианство и насаждение цивилизации среди дикарей – идолопоклонников».

Король великанов, слушая Гулливера, удивлен. И в ужас пришел, когда узнал о новейших изображениях в области техники.

Свифт издевается над идолопоклонством перед монархами, над их страстью возводить своих королей в сферу космических гипербол.

Крохотного короля лилипутов его подданные величают «могущественнейшим императором». Гулливер ведет себя так: «Я лег на землю, чтобы поцеловать руку императора и императрицы».

Самое смешное, что Гулливер при своих гигантских размерах мог легко расправиться с королем.

«Иногда я останавливался на мысли оказать сопротивление, - сообщает Гулливер, - я отлично понимал, что, покуда я пользовался свободой, мог забросать камнями и обратить в развалину всю столицу…». И в то же время Гулливер позволил приковать себя железными цепями к стене.

Во 2-ой книге Гулливер показан среди великанов. Он сражается с мухами, его пугает лягушка, он чуть не тонет в суповой миске… Королю великанов он кажется ничтожным.

В книге Свифта резко разграничены два полюса – положительный и отрицательный. К первому относятся гуингнмы (лошади), ко второму – иеху (выродившиеся люди).

Иеху – отвратительное племя грязных и злобных существ, живущих в стране лошадей. Это выродившиеся люди.

По мнению Свифта, человечество деградирует, идет к гибели, к вырождению.

Принципы такой деградации рода людского – «общие болезни человечества»: внутренние распри общества, войны между народами.

Поводом их «является честолюбие монархов, которым все бывает мало земель или людей, находящихся под их властью; иногда – испорченность министров, вовлекающих своих государей в войну, чтобы заглушить и отвлечь недовольство подданных их дурным управлением».

Полную противоположность иеху являют собой гуингнмы (лошади). Они не отделялись от природы, они не знали войн, у них нет королей и вообще каких – либо правителей, они не знают слов «власть, правительство, война, закон, наказание и тысячи подобных понятий».

Писатель зовет к опрощению, к возврату на лоно природы, к отказу от цивилизации.

Дети, не постигая ещё смысла свифтовских иносказаний, с увлечением читают первые части романа, следя за странными, диковинными превращениями Гулливера.

Взрослые, перечитывая книгу, открывают в ней за гротескными образами и картинами злую и жестокую сатиру на человечество, не сумевшее разумно построить свою жизнь, наполнив её войнами, жестокостями, предрассудками и нелепостями.

ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР

(1789-1851)

 

Крупнейший американский романтик, мастер приключенческого романа. Родился и вырос в семье крупного землевладельца. Учился в Иэльском университете, но не закончил. 5 лет провел во флоте, а затем поселился в своем поместье Куперстаун и посвятил себя литературной деятельности. Написал большое количество произведений. Наибольшее признание получили романы «индейского» цикла:

Пенталогия (5 частей)
«Пионеры»

«Последний из могикан»

«Прерия»

«Следопыт»

«Зверобой»

Эти произведения объединены фигурой главного героя охотника Натаниела (Натти) Бампо, выступающего под разными именами – прозвищами (Зверобой, Соколиный – Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин). Впервые Натти Бампо появляется в романе «Пионеры» (1823г.). Историческая основа романов о Кожаном Чулке – многолетняя война молодой американской нации в союзе с индейцами – делаварами против французов, заключивших союз с индейцами – ирокезами. Хроника долгой и славной жизни Натти Бампо обрамлена в пяти романах многочисленными увлекательными приключениями. В сущности вся история Натти Бампо – это история Америки от эпохи войн с индейцами с в 1770 – е годы до окончательного освобождения Дальнего Запада к середине XIX века.

Натти Бамо, выросший в племени делавэров, изображен Купером как воплощение физического здоровья и нравственной доблести. Его отличает глубокое понимание законов природы, отвага, ловкость и чувство собственного достоинства. Он является невольным комментатором становления американской нации: за свою восьмидесятилетнюю жизнь он стал свидетелем многих переломных событий и на пороге смерти («Прерия») этот философ-отшельник подводит невеселый итог воцарению цивилизации на американском материке, с горечью комментируя смену справедливых законов природы хищническими законами корысти, конкуренции и коммерции.

Каждый из романов цикла посвящен некоему приключению, связанному как правило с похищением прекрасных девушек и их спасением при живейшем участии «хороших» индейцев и Натти Бампо.

Но со временем его заслуги забыты, и он оказывается неспособным жить в новых условиях. Об этом пишет Купер в романе «Пионеры».

Нет места в этой жизни и Джону Могикану, который в прошлом был вождем индейского племени делаваров.

Купер предложил читателю достоверное, многомерное изображение индейцев, немало поспособствовав утверждению романтического мифа о «благородном дикаре». Отважный Ункас и его отец благородный Чингачкук, коварный хитрец Магау и почтенный патриарх Таменунд – запоминающиеся образы индейцев.

Пенталогией о Кожаном Чулке Купер вошел в историю американской и мировой прозы. Стал первым писателем Америки, создавшим свои романы на сугубо национальном историческом материале.

АРТУР КОНАН ДОЙЛЬ

(1859-1930)

 

У большинства читателей имя Конан Дойль, вызывает в памяти героя его произведений – Шерлока Холмса. Между тем Конан Дойль далеко не только «создатель Шерлока Холмса» - он автор семидесяти книг: здесь сборники рассказов, романы – приключенческие, фантастические, исторические, путевые очерки, стихи, труды по спиритизму.

Шотландец по рождению, ирландец по национальности, англичанин по воспитанию – так биографы считают необходимым указать на своеобразие судьбы писателя.

Английские исследователи творчества писателя упорно говорят о том, что дар рассказывать у него свойство потомственное, идущее от давних, ещё рыцарских традиций семейства. Дар этот он получил от матери.

Много читал, среди товарищей слыл рассказчиком. Он выдумывал что-нибудь захватывающее, чтобы происходили битвы, схватки, чтобы лилась кровь и совершались подвиги. «Подношения в виде сладостей побуждали меня творить дальше», - вспоминает А.К. Дойль.

Поступает в Эдинбургский университет на медицинский факультет. Литературой увлечен, но пока она ещё не отодвинула в сторону все остальное.

Затем врачебная практика соединилась с литературными произведениями 1887 г. Появляется первая повесть «Этюд в багровых тонах». Главные персонажи – доктор Уотсон и Шерлок Холмс.

Взаимоотношения писателя и Шерлока Холмса оказались не простыми. Года два К. Дойль под властью своего героя, потом тяготился необходимостью продолжать повествование, затем решил с ним покончить, так как Холмс отвлекал от более важного. Лет через десять Шерлока Холмса пришлось воскресить.

В итоге Шерлок Холмс выступил на страницах 4-х романов и 56 рассказов, объединенных в 5 сборников.

4 романа (так их называет автор, но точнее будет назвать повестями): «Этюд в багровых тонах», «Знак четырех», «Собака Баскервилей», «Долина страха».

Шерлок Холмс раскрывал сложные криминальные случаи не из-за промахов преступника, а благодаря своему умению.

Сила дедукции помогала ему (умение делать вывод на основе множества мимолетных наблюдений).

Ш. Холмс – артист, исследователь в своем роде.

По-настоящему раскрылся в рассказах «Приключения», «Записки», «Союз рыжих», «Человек с рассеченной губой», «Голубой карбункул», «Пять апельсиновых зернышек», «Пляшущие человечки».

Случилось, что герой ошибался. Это шло от самого автора, когда он описывал то, что сам знал плохо. Например, описание ипподромного быта.

Шерлок Холмс проводит ночи напролет в лаборатории. Во время первой встречи с Уотсоном он как раз «открыл реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим». Это сулит переворот в криминалистике. Много занимается химией.

Наблюдателен. Ничтожный материальный след достаточен ему для заключений о профессии и прошлом человека. «Вы знаете мой метод, - говорит он Уотсону. – Он основан на наблюдении мелочей».

«Мир полон таких очевидностей» - говорит он в другом месте, - но их никто не замечает.

Результаты своих наблюдений он обобщает в специальных монографиях, ему принадлежат «исследования» об определении сортов табака по пеплу, о копировании следов, о влиянии профессий на форму руки – все это имеет значение в расследовании преступлений.

Чтобы раскрыть преступление, нужно быть мыслителем, иметь исчерпывающие познания во всех областях науки. Это качество чрезвычайно редкое.

Шерлок Холмс – родоначальник «научного детектива».

Но многого он достигает благодаря психологической изощренности, умению проникать в мысли других. Для него характерно стремление поразить неожиданным эффектным финалом.

«Я никогда не мог удержаться от примеси драматизма», - признается Холмс. «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело. Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай… Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности».

Но Холмс обращается к деятельности детектива не только ради искусства для искусства. Он помогает терпящим бедствие и несправедливо обвиненным. Готов бескорыстно помочь неимущим людям.

Постоянной ареной приключений Холмса является Лондон и его окрестности.

Штаб – квартира Холмса и Уотсона располагалась в доме 221 б по Бейкерстрит. Отправной пункт действия. Эта квартира – олицетворение грота и безопасности среди угроз и бед, подстерегающих свою жертву на мрачных и зловещих улицах большого города.

Холмс и Уотсон вот уже многие годы привлекают исследователей. Были многочисленные попытки воссоздать их биографии, обсуждались темы «Холмс и музыка», «Холмс и природа», гонорары Холмса и т.д. В Лондоне есть мемориальный музей – квартира Холмса. Другой музей открыт сыном Дойля в Швейцарии.

 

ЖЮЛЬ ВЕРН

(1828-1905)

 

Родился будущий писатель в портовом городе Накт. Мечтал о необыкновенных приключениях. Но жизнь вносила свои коррективы. Жюль Верн – старший сын адвоката, и давняя традиция предписывала продолжить дело отца и унаследовать его контору. Поэтому после окончания лицея отец отсылает Жюля Верна в парижскую школу права. Взрослым, Жюль Верн не изменил мечтам детства. Он стал писателем-фантастом, но не сразу. Начал литературную деятельность в 1849 году, с нескольких пьес. Из бедности помог вырваться случай – знакомство с воздухоплавателем. Первый роман «Пять недель на воздушном шаре» принес автору известность. Наибольший успех выпал на долю романов «Вокруг света в 80 дней» (1872) и «Таинственный остров» (1875).

Жюль Верн создал 63 романа и 2 сборника повестей и рассказов. В нем соединились три типа писателя – зачинатель научной фантастики, мастер романа путешествий и приключений и страстный пропагандист науки.

Он впервые ввел в литературу нового героя – рыцаря науки, для которого главной целью жизни является научное познание и поиск истины. В его книгах описаны подлодка, самолет, вертолет, управляемый аэростат, радио, телевидение, кино, электродвигатель, космические полеты, пересадка органов..

Он делал выписки и вырезки из журналов, наклеивал карточки, распределял по темам. Сшивал в тетради. Получилось 20 000 тетрадей, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний.

Роман «Таинственный остров» принадлежит к циклу романов «робинзонад».

В «робинзонадах» изображается полная превратностей трудовая жизнь либо одного человека, либо небольшой группы людей, очутившийся на необитаемом острове.

 

Вопросы:

 

  1. Почему герои оказались на необитаемом острове? Перечислите, производство чего наладили островитяне. Благодаря чему это у них получилось?
  2. Кем по происхождению был капитан Немо?
  3. Робинзонам поневоле помощь оказывал умирающий, но непокорный человек. Какой след он оставил на земле?
  4. К какому выводу в конце своей жизни пришел капитан Немо? («Одиночество, оторванность от людей – участь печальная, непосильная. Я вот умираю, потому что вообразил, что можно жить одному»).
  5. Жизнь на острове – испытание для всех героев романа. Что помогло им стойко переносить все трудности, справиться с проблемами?

 

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Традиции русской смеховой литературы. Басня в творчестве И. Крылова и С. Михалкова. Юмористический рассказ А.П. Чехова. Комическое и лирическое в прозе С. Черного. Писатель – юморист Э. Успенский. Н. Носов.

Юмор и сатира - показатель силы сопротивления искусства, сви­детельство находчивости и изобразительности писателей.

Критическое отношение к современной жизни, умение отметить комическое в людях ярко проявлялось в творчестве И. Крылова, А. Аверченко, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, В. Шукшина, Ф. Искандера, С. Михалкова и др.

Одним из ведущих жанров остается короткий рассказ. Сатирик делает ставку на смех, а не на риторику судебных приговоров. Обнаружить комизм персонажа - это и есть для сатиры «наказать», «покарать».

К сатирическим образам и приёмам прибегают почти все писатели, но сатириков в точном смысле крайне мало.

Источником юмора и сатиры часто является фольклор.

Писатели - юмористы не стремятся к роли юмориста - развлекателя.

Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном ино­сказании, широко использует иронию. Эзоп (середина VI в. до н.э.) - полу­мифический создатель греческой басни, древнейшей в Европе. Согласно пре­данию, Эзоп - фригиец родом, раб, позже вольноотпущенник, поэтому он не мог открыто излагать свои мысли и, применяя иносказание, в баснях на сю­жеты из жизни животных изображал людей. Художественный эффект такой сатиры основан на расшифровке подтекста. Образец применения Эзопова языка в русской литературе даёт творчество М. Е. Салтыкова - Щедрина.

Ирония - форма выражения мысли, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значения, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его.

Ирония обычно является выражением насмешки посредством иносказания. Ирония есть хула и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают то свойство, которого в нём нет, но кото­рое надо было ожидать.

Для русской литературы характерна ирония, как «насмешливая крити­ка» действительности. Ирония неотделима от сатиры Салтыкова - Щедрина. В. Маяковский, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров восприняли и развили иро­нию, характерную для русской реалистической литературы XIX века. Выра­зительным примером служит сатирическая поэма «Теркин на том свете» А. Т. Твардовского, где сама «загробная ситуация» иронически обнажает «мерт­венность» многих живых явлений. В поэзии Маяковского ирония претворя­ется в сатирическое обличение (подчас гротескное), заканчивающее провоз­глашением авторского идеала.

Гипербола - чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изобра­жаемого предмета или явления. Средствами гиперболы автор усиливает нуж­ное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (ме­тафоры, олицетворения, сравнения и др.).

 

И.А. КРЫЛОВ

(1769-1844)

 

Творчество Ивана Крылова можно рассматривать в составе литературы XVIII века. Но как «детский» поэт Крылов принадлежит XIX веку: басни, прочно вошедшие в круг детского чтения, он стал писать во второй половине жизни.

Детство Крылова прошло в Твери, в небогатой дворянской семье, в близком общении с народом. На весёлых народных гуляньях мальчик вслу­шивался в острые словечки и шутки, смеялся над историями о хитрых мужи­ках.

Очень рано Крылов начал чиновничью службу, ещё в родном городе Твери, и затем продолжил её в Петербурге. В пятнадцать лет он приступил к «изобличению пороков», написав комическую оперу «Кофейница», а в 1789 году, в двадцать лет, стал издавать свой журнал - «Почта духов».

Первая его басня - «Дуб и трость» - была опубликована в 1806 году; вскоре стали выходить один за другим небольшие сборники. И с тех пор бас­ни Крылова прочно утвердились в чтении детей.

Художественное мышление Крылова близко по духу традициям устной народной сатиры.

В басне «Осёл» как бы загадывается загадка: в росте ли дело или в чём - то другом? Подтекст басни раскрывается впрямую в итоговом выводе: не спасут высокий рост или высокий чин, коль низка душа. В басне «Лиса-строитель» рассказывается, как Лев, чтобы обезопасить свой курятник от воров, поручил его сооружение великой мастерице - Лисе; курятник выстро­ен на загляденье, да только куры пропадают пуще прежнего. Лиса «свела строенье так, Чтобы не ворвался в него никто никак, Да только для себя оста­вила лазейку».

Развивая традиционные признаки жанра (аллегоризм персонажей, смы­словую двуплановость повествования, конфликтность ситуации) Крылов превращал свои басни в маленькие художественные шедевры, с гибким рит­мом, живым разговорным языком, юмором. К тому же в них иносказательно, но остро изображались конкретные пороки действительности, что делало их художественной публицистикой.

Реальная действительность явственно проступает в баснях «Тришкин кафтан», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и ягнёнок», «Стре­коза и Муравей» и др. Емкость слова, лаконизм, естественность речи при­ближает их язык к афористичности народных пословиц. Многие меткие фра­зы и выражения из крыловских басен вошли в разговорный обиход наравне с пословицами: «Услужливый дурак опаснее врага», «А Васька слушает да ест» и др.

По форме большинство басен Крылова представляют собой миниатюр­ные пьесы, со всеми чертами драматического действия. Например, басни «Волк и Ягнёнок» или «Демьянова уха». В них - точная обрисовка характе­ров, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия, а слова от ав­тора напоминают сценические ремарки, поясняющие ход действия. Поэтому их часто инсценируют на протяжении уже почти двух веков.

Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, из­ложенные языком басен.

 

С.В. МИХАЛКОВ

 

Поэт, баснописец, драматург и публицист, Сергей Михалков известен и как общественный деятель. В творческом становлении литератора сыграло большую роль его увлечение баснями Крылова, сказками Пушкина, стихами Лермонтова и Некрасова.

Признанным поэтом С. Михалков стал с «Дяди Степы».

С. Михалков, как и другие поэты 30-х годов XX века, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова через Северный полюс и др.

В стихотворениях «А что у вас?», «Мы с приятелем», «Песенка дру­зей», «Фома» и др. смешивалась лирика, юмор, сатира. Широко известно ба­сенное творчество Михалкова. Осваивать жанр басни поэт начал по совету А. Н. Толстого. Было это в 1944 году, когда широко отмечался юбилей Крылова. Первые басни «Заяц во хмелю», «Лиса и Бобер» появились в газете «Правда» с рисунками Кукриниксов. Наиболее частый басенный конфликт - между ог­раниченной в своём самодовольстве властью и трусливой «чернью». Аллего­рии зверей и птиц у Михалкова всегда имеют прямое отношение к социаль­ным («Вот пишешь про зверей, про птиц, про насекомых, А попадаешь всё в знакомых...» - «Соловей и Ворона»). Многие его басни, утратив злободневность, сохраняют запас едкого смеха и здравомыслия, обнаруживают новые глубины подтекста.

С. Михалков написал около двухсот басен, из которых несколько де­сятков имеют долгую жизнь и входят в круг детского чтения. Этическая идея в таких баснях преобладает над идеологией, а художественная форма отлича­ется той мерой выверенное™ и свободы, что присуще этому жанру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: