Авторские сказки и сказочные повести внешне мало отличаются от произведений Ю.Н. Вознесенской, так как все, без какого-либо исключения, используют элементы жанра фэнтези. Они часто берут за основу бродячий сюжет или сюжет какой-либо хорошо известной русской народной сказки. При этом персонажи – жизне-подобны и узнаваемы, либо наши современники, либо традиционные герои европейских или русских сказок, библейских легенд.
Главный герой авторской сказки начала XXI в. — это ребенок, попавший в сказочный мир и действующий в нем предельно правдоподобно, по-современному. Так же, как герой фэнтези и нравоучительной литературы начала XXI в., он проходит свой Квест – путь в пространстве другого мира: виртуального, сказочного, исторического. Решая нравственные проблемы в иных мирах и пространствах, он учится жить в сегодняшнем обществе. Возвращаясь в свое время и свой мир, герой четко определяет, на чем теперь базируются все его принципы. В представленных далее книгах — на основе православия, при этом читателю не навязывают данный выбор: внешне это только выбор главного героя произведения.
|
|
Сказочница Елена Владимировна Крыжа-новская (род. 1977 г.) создала замечательную трилогию для детей младшего и среднего школьного возраста, которая с интересом читается и взрослыми, и детьми, о приключениях десятилетней принцессы Юты и ее тетушки Георгины. Три сказочные повести – «Принцесса Юта и суп с каракатицей», «Принцесса Юта и Людоедова бабушка», «Принцесса Юта и дудочка Крысолова» – уводят нас сначала в заколдованное королевство, где власть диктуется суевериями, затем в параллельный мир, очень похожий на миры книг жанра фэнтези, а потом в современную Европу, в которой еще правят старинные королевские и цар ские династии и где дети обыкновенных немецких бюргеров дружат с маленькими принцессами.
«Ее Королевское Высочество принцесса Иустиния» (справедливая, правдивая, праведная — лат.) живет в большом роскошном дворце в центре Европы начала XXI столетия, в Невском королевстве, где все подданные исповедуют православие, чтут законы и своих королей. Маленькая Юстина, или просто Юта, также старается вести себя благообразно, однако постоянно попадает в какие-нибудь истории. Юта – смышленая непоседа, которая устала «изображать принцессу», а желает «быть просто девочкой» – увы, такой она может быть либо в параллельном мире, либо в другом государстве, поэтому Юта так любит путешествовать. Более того, она очень любознательна, ей интересно абсолютно все: новые государства и люди, жизнь цивилизаций и простых жителей ее родного города. «Как хорошо было бы сейчас оказаться там, где никто не знает, что я принцесса, – вздохнула Юта. – Я бы просто гуляла по улицам и делала все, что мне захочется. Я бы говорила незнакомым людям и даже мальчишкам: "Христос воскрес!", и они мне запросто отвечали. И все улыбались. Как хорошо. И никто не сказал бы "Ваше Высочество"...», – печально рассуждает девочка во время Пасхальных каникул.
|
|
Юта добра и справедлива, у нее сформировалось повышенное чувство долга – чувство ответственности члена королевской фамилии за своих подданных, именно поэтому она не может оставаться в стороне, видя какие-либо беззакония, совсем забывая, что для окружающих она – всего лишь маленькая девочка. Но именно она спасла целое сказочное государство от власти злой колдуньи – Великой Мары (повесть «Принцесса Юта и суп с каракатицей»), а затем уничтожила ее окончательно в современной Европе, в старинном немецком городе Гаммельне (повесть «Принцесса Юта и дудочка Крысолова»).
Каждая повесть трилогии Е. Крыжановской про приключения принцессы Юты имеет интересный сюжет, который раскручивается так быстро и неожиданно, что читатель, не замечая, увлекается книгой. При этом все персонажи трех повестей постоянно разрешают те или иные нравственные проблемы: любви и дружбы, верности и предательства, жизненного и профессионального выбора, борьбы сил Добра и Зла, духовного выбора.
Юта и ее друг По'лик растут и меняются на протяжении всех повестей, остаются неизменными только их верность дружбе и стремление по- могать окружающим людям. Именно поэтому логия Е. Крыжановской после прочтения оставляет светлое впечатление и желание перечитать ее вновь.
Екатерина Игоревна Каликинская (род. 1961 г.) также работает в жанре авторской сказки — любимого жанра детей и взрослых всех народов. Ею создана удивительная страна «Сказанщина» — сплав фольклорного художественного мира с реалиями Древней Руси, с историческими и вымышленными персонажами древнерусской литературы. Как и герои русского фольклора, а также древнерусской литературы, герои произведений Е. Каликинской вступают в борьбу со злом во имя Добра, за Святую Русь, за семью и своих близких [11]. Сказка как раз и хороша тем, что в ней четко обозначены нравственные приоритеты, показан нравственный тип поведения человека в обществе Древней Руси. Соответственно даются нравственные ориентиры и для жизни в современном обществе: ребенку-читателю ненавязчиво демонстрируется, как до'лжно поступать в той или иной ситуации, ради чего или кого стоит жить на этом свете.