Внутрирегиональные рынки: понятие, сущность, функции, классификация. Закономерности и факторы развития внутрирегиональных рынков

Самое простое понятие рынка - это место купли и продажи товаров. С развитием товарно-денежных отношений наряду с простым понятием появилось более расширенное. Под рынком в более широком смысле стали понимать сферу обращения (обмена) товаров, включающую в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Региональный рынок – комплексное понятие, которое характеризуется рыночными отношениями в открытой динамичной системе. В узком смысле – это территориально ограниченная система товарных отношений между предъявителями предложения и спроса (между производителями товаров/услуг и потребителями). В рамках таких отношений осуществляется кругооборот вещественных или денежных потоков в конкретном регионе (области/республике).

В зависимости от вида все рынки делятся на:

· рынок рабочей силы;

· рынок финансов (ценных бумаг, кредитный, ипотечный, валютно-денежный и т. д.);

· потребительской продукции;

· инвестиционных товаров;

· земельных ресурсов;

· недвижимости (жилой/коммерческой);

· услуг (производственных/материальных);

· информационный (знания и авторское право);

· рынок инноваций.

Непосредственные функции регионального рынка включают:

· обмен с распределением продукции или услуг;

· реализацию отношений материальной/нематериальной собственности;

· создание конкурентной среды с индивидуальным воспроизводством конкурентоспособных товаров/услуг;

· развитие сегментированной рыночной структуры.

Стратегии развития рег. рынка:

· своевременной реструктуризации производственной сферы в конкретном регионе;

· развитию региональной экономики с учетом ресурсного потенциала территории;

· развитию конкурентоспособной среды;

· общему экономическому развитию региона (одна из эффективных мер – запрет на монополию);

· повышению покупательной способности у населения (для возможности приобретать предлагаемую производителями продукцию или пользования рыночными услугами).

Таким образом, региональный рынок – динамическая конкурентная среда, в которой возникают отношения между потребителями и производителями. Региональный рынок фактически является структурной единицей общей экономики государства.

 

67. Межотраслевые планы и прогнозы. Прогноз основных параметров государственного бюджета. Особенности бюджетного планирования на государственном и муниципальных уровнях управления экономикой.

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).

По масштабу прогнозирования выделяют:

1. макроэкономические прогнозы,

2. межотраслевые и межрегиональные,

3. прогнозы развития народнохозяйственных комплексов,

4. отраслевые и региональные прогнозы,

5. прогнозы звеньев экономики(предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов).

Во временном аспекте прогнозы подразделяются на:

1. долгосрочные (от 5 до 15-20 лет),

2. среднесрочные (от 3 до 5 лет),

3. краткосрочные (от месяца до года),

4. оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду).

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

К планированию относятся:

общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);

оценка состояния экономики на конкретный момент времени;

оценка спонтанных тенденций развития;

проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.

Выбор методов построения отраслевого прогноза. В отраслевом прогнозировании используют общие методы социально-экономического прогнозирования. Выбор метода прогнозирования зависит от применяемого прогностического подхода. При нормативном подходе часто используются метод «Дерево целей» в сочетании с экспертными оценками.

При поисковом подходе наиболее приемлемы – методы экстраполяции, моделирования и патентный метод.

1. Методы экстраполяции. Применительно к отраслевому прогнозированию методы экстраполяции позволяют по данным ряда динамики предсказать изменение изучаемого процесса. На практике методы экстраполяции используются в сочетании с другими методами.

2. Методы экспертных оценок. В отраслевом прогнозировании наибольшее распространение получили метод экспертных комиссий, метод «Дельфи» и метод интервью. Эти методы обычно используются для прогнозирования еще недостаточно изученных экономических процессов.

3. Методы математического моделирования. Результатом их применения являются математические модели (однофакторные или многофакторные), имитирующие реальные хозяйственные процессы.

Основу математического моделирования составляет поиск вида и параметров функций (регрессий), в которых в качестве зависимой переменной выступает прогнозируемый показатель, а независимой – формирующие его факторы.

В отраслевом прогнозировании широко применятся экономико-статистические модели типа производственных функций, описывающие статистическую зависимость результатов производства (зависимая переменная) от затрат различных производственных ресурсов (независимая переменна). Производственные функции могут быть построены для предприятий, отраслей и экономики всей страны.

Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы – балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, производственных мощностей. Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс производственной мощности.

Основой планов-прогнозов развития промышленного производства служат принципы пропорциональности и сбалансированности, повышения эффективности производства, приоритетности. В противном случае неизбежны разного рода отклонения. На уровне страны это может проявиться через инфляцию, дефицит ресурсов, безработицу, разрыв хозяйственных связей и т.п. Наряду с увязкой потребностей и ресурсов устанавливаются межотраслевые пропорции.

Сущность балансового метода заключается в проведении системы расчетов, увязывающих потребности общества с ресурсами.

Баланс – это система показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления равна другой части, характеризующей распределение ресурсов по всем направлениям расходов.

Межотраслевой баланс (МОБ) – это модель экономики страны, показывающая натуральные и стоимостные взаимосвязи в хозяйственном комплексе (между отраслями страны).

В зарубежной практике МОБ носит название модель «INPUT-OUTPUT», дословно модель «Затраты-выпуск». Применение МОБ для экономических прогнозов связано с именем В.В. Леонтьева. Он утверждал, что экономика страны (региона, мира в целом) представляет собой сложную систему, в которой товары, производимые в одних отраслях, перетекают в др. Одни из товаров потребляются окончательно, др. – вновь используются в производстве. Таким образом, зная затраты по всем отраслям, можно спрогнозировать выпуск продукции (как в целом по стране, так и по отдельным ее отраслям).

Составление МОБ сложная и трудоемкая работа. Весь цикл ее построения в нашей стране – от подготовительной работы до окончания – составляет от 4,5 до 6 лет (в зарубежных странах – 6 – 8 лет).

МОБ по развернутой программе с выделением более 100 отраслей экономики разрабатываются в нашей стране 1 раз в 5 лет.

Комплекс работ по составлению МОБ возглавляет Межведомственная рабочая группа, в состав которой входят ведущие специалисты Министерства экономического развития и торговли, Государственного комитета по статистике РФ, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Центральный Банк, различные НИИ.

Программа работ по МОБ включает разработку комплекса таблиц, характеризующих сложившуюся систему производственных связей на отраслевом уровне. Все таблицы взаимосвязаны между собой.

Информационная основа составления МОБ – это данные обследования результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики и текущей статистики. Также для построения МОБ Госкомстат РФ проводит выборочные обследования состава затрат на производство и реализацию продукции и услуг. Отбор предприятий осуществляется дифференцировано по отраслям экономики с учетом их специфических особенностей.

Назначение МОБ:

1. Анализ МОБ дает комплексную характеристику процессов, происходящих в экономической системе в целом и ее отдельных частях.

2. МОБ позволяет определить возможные масштабы развития структуры экономики страны с целью выбора наиболее оптимальных вариантов

3. МОБ позволяет как бы «проиграть» возможные варианты правительственной политики в финансовой сфере, сфере потребления, в частности, цены на товар, услуги, пошлины, налоги, льготы, субсидии.

Что касается прогнозирования научно-технических аспектов, то отметит то, что непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

На всех этапах развития НТП осуществлялся в следующих формах: эволюционной, революционной и комбинированной.

Обобщающее выражение влияния НТП на процесс воспроизводства – это изменение соотношения между экстенсивным и интенсивным ростом в пользу последнего. Главный результат НТП – это повышение экономической эффективности, которая формируется и материализуется в производстве.

Прогнозирование и регулирование развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих прогнозных документов: общегосударственного прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет; частных научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет; государственных целевых научно-технических программ на 10-15 лет.

В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся: технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники; выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве; определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач; варианты путей и средств решения этих задач; оценка социально-экономических последствий НТП.

Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.

При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5 – 10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.

Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.

Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Ее основными целями являются:

- развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

- обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;

- укрепление обороноспособности страны;

- улучшение экологической обстановки и др.

В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов

Бюджетное прогнозирование — предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования.[1]

Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.[2]

Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учётом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях, и т. д. При этом непрерывность бюджетного прогнозирования обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.[3]

Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведётся от настоящего к будущему на основе установленных причинноследственных связей; при нормативно-целевом — определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.[4]

Базой для бюджетного прогнозирования являются: прогнозы социально-экономического развития страны, её регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объём и динамика производства валового внутреннего продукта; темпы инфляции; объёмы производства и продажи продукции (услуг); размеры инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, включая бюджетные; величина фонда оплаты труда; объёмы и рост прибыли); прогнозы развития государственных и муниципальных секторов экономики; наиболее крупные из намечаемых стабилизационных (антикризисных и т. п.) мер; приоритеты социально-экономической политики; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества, в том числе данные о поступлении и использовании доходов от государственного (муниципального) имущества; объём доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.[5]

Важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на планируемый год и на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финансовое положение страны, отдельных территорий; финансовые последствия проводимых реформ; возможности осуществления мер, намечаемых на перспективу.[6]

Бюджетное прогнозирование зависит от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса национальной валюты и т. п., поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозируемом периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т. п.[7]

Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.[8]

В процессе бюджетного прогнозирования используются различные методы: математического моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и др.[9]

Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий — соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике.[10]

При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т. д. Широко применяется дефлятор (индекс цен) — коэффициент пересчёта цен в неизменные, предназначенные для расчёта бюджетных доходов и расходов, так как на них прежде всего отражается инфляция.[11]

Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчёта бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учёта некоторых макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени; предельного размера бюджетного дефицита (в % к ВВП и объёму расходов бюджета); предельной величины государственного долга и т. п.[12]

К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов ещё не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчёты специалистов-экспертов высокого класса.[13]

Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т. д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.[14]

Бюджетное прогнозирование сводится к расчёту вероятных доходов бюджета (применительно к соответствующему уровню бюджетной системы: федеральному, региональному, местному), определению объёмов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчёты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, — для основных параметров и структуры соответствующего бюджета.[15]

В ходе прогнозирования бюджетных доходов решаются следующие задачи: рассчитывается объём финансовых ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональным, местным).[16]

При разработке прогнозов бюджетных расходов сначала определяют: основные показатели развития отраслей экономики, регионов и муниципальных образований; направления развития государственного и муниципального секторов экономики; направления проведения структурных преобразований с учетом возможностей бюджета. Затем на их основе устанавливают: перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счёт бюджетных средств; предельные объёмы бюджетного финансирования целевых программ; распределение объёмов финансирования по получателям бюджетных средств в соответствии с функциональными и экономическими классификациями расходов.[17]

При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают: основные принципы разграничения полномочий в области бюджетных доходов и расходов между звеньями бюджетной системы; размеры и формы оказания финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней.[18]

Важным направлением бюджетного прогнозирования являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования. Выявление этого факта влечёт за собой разработку предложений по поэтапному введению новых нормативно-правовых актов и корректировке (частичному изменению), приостановлению или отмене действующих, направленных на своевременную и полную мобилизацию прогнозируемых доходов, обеспечение бюджетных расходов необходимыми ресурсами, целевое и эффективное использование бюджетных средств, укрепление бюджетной дисциплины.[19]

Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и НД между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: