Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного)и партнерского (социальноконсолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов.
Как и любая другая, система государственного управления обладает следующими универсальными свойствами:
-состоит из элементов, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости;
-целостность, образуемая совокупностью элементов, не сводимаких сумме;
-элементы, интегрируемые в целостность, обретают системные качественные признаки, не тождественные индивидуальным;
-отношения взаимодействия и взаимозависимости элементов закономерны и подчиняются правилам, не зависящим от каждого из них;
-система как целое реагирует на влияние среды и импульсы, исходящие изнутри ее, от составляющих элементов.
В качестве системы государственное управление реализует следующие функции:
1. Институциональную — через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических,политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.
2.Регулятивную — через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.
3.Целеполагающую — через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономическогои политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.
4.Функциональную - через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.
5.Идеологическую - через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.
Принципы формирования системы гос управления
- Принцип разделения властей предполагает разделение государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную.
- Принцип комплементарности нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.
Принцип субсидиарности определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства.
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного значения:
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным.
Правовое регулирование государственного и муниципального управления осуществляется разными отраслями права. Соответственно, здесь задействованы нормативный правовые акты, относящиеся к конституционному, административному, муниципальному праву.
Под источниками права понимаются прежде всего нормативные правовые акты – законы и подзаконные акты. Особенность правового регулирования государственного и муниципального управления состоит в том, что оно осуществляется на трех уровнях:
- федеральном;
- уровне субъектов Российской Федерации;
- муниципальном.