Художественной литературы

Нравственное воспитание детей средствами

Т.И. Русских, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель педагогики

КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум, г. Канск, Красноярского края

 

Блок 1. Основные направления и ценностные основы нравственного воспитания детей и их отражение в литературе.

Блок 2. Герои и обстоятельства в жизни и литературе (воспитывающие ситуации как эффективный метод работы с детьми).

Блок 3. Милосердие на книжной полке (произведения о сострадании, сочувствии, помощи попавшим в беду).

 

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность отражает общечеловеческие ценности. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания } Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. } Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. } В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. } В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи, библиотекари и т.д. Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания детей: • Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям. • Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. Личностные характеристики выпускника: • любящий свой народ, свой край и свою Родину; • уважающий и принимающий ценности семьи и общества; • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Вопросы нравственного воспитания находят отражение в художественной литературе. К произведениям писателей литературы прошлых веков и современной литературы обращаются преподаватели школ. Обратимся к банку аргументов для сочинений ЕГЭ из художественной и публицистической литературе.

 

Проблема Позиция автора Аргументы
Проблема души, внутреннего мира По-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека 1 аргумент: если в основе наших поступков лежит доброта, спраыведливость, стремление помочь ближнему, то мы настроены на позитив в общении. Такое мироощущение надо воспитывать (Пример: детство, Наташа Ростова).
Проблема милосердия    
     

 

Славное прошлое отечественной литературы, адресованной подрастающему поколению, является сегодня системой координат, по которой ориентируются авторы, чье творческое становление пришлось на конец XX - начало XXI века и было сопряжено с серьезными социальными изменениями, повлиявшими на культуру и литературу России, в том числе и литературу детскую.

Детское восприятие переживает сейчас небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, затрагивающий поверхностный уровень эмоций и почти не требующий умственных усилий для восприятия.

Более того, сегодня книжная, журнальная и видеопродукция сознательно приучает детей к магии, прививает интерес к «тёмным силам». (жанры массовой литературы и киноискусства – оккультное фэнтези, «ужастики», мистические триллеры и т.п.). Детям навязывают американский стереотип поведения, сознательно формируется стремление к достижению «американской мечты», культ вещей и жизненного успеха любой ценой.

Однако, наша задача заключается не в том, чтобы в очередной раз привлечь внимание профессионального сообщества к недостаткам детской литературы и проблемам ее развития, а в том, чтобы обозначить положительные тенденции, наметившиеся в последнее время.

С 2005 года в Москве по инициативе члена Союза писателей России прозаика и журналиста И. В.Лангуевой-Репьёвой Проходит ежегодный международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого. За время существования, конкурс открыл десятки талантливых авторов, живущих в разных регионах Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье (достаточно сказать, что на конкурс приходят работы из Англии, Германии, Израиля), которые, безусловно, объединяет интерес к миру детства и любовь к детям, сближает благородное стремление донести до подрастающего поколения вечные ценности и социально значимые цели человеческого бытия. Кроме того, последнее время было отмечено появлением произведений, продолжающих традиции Е. А. Благининой, З. А. Александровой, И. П. Токмаковой, позволяющих утверждать, что лучшие традиции отечественной литературы развиваются и сегодня, в XXI веке.

К основным тенденциям современной детской литературы относятся: интернациональный характер; серийность, связь с кино, телевидением, компьютером; гендерная адресованность; социальная актуальность; игровое начало; трансформация традиционных жанров детской литературы.

Современная сказка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: