Размышления и методические рекомендации ведущих педагогов-пианистов в помощь

 

У многих детей, не только в нашем городе, с раннего возраста возникают проблемы со здоровьем, по разным причинам: на генном уровне, травмы при родах, природные условия и прочее. Как следствие – появляются всевозможные сложности в развитии: физические и психические. Особое чувство возникает к тем детям, кто в той или иной степени становятся жертвами невнимания взрослых, многие проблемы можно решить в детстве. На нас с вами, возлагается особая роль – роль педагогов – музыкотерапевтов. Мы можем облегчить путь вхождения ребенка в мир музыки. Научить его радоваться, переживать, соприкасаясь с музыкальными образами композиторов. Ваш ученик ежедневно может получать удовольствие, позитивную энергию. Это большой труд, друзья! А проблемный ребенок – это во сто крат больший труд, огромные затраты вашей энергии – физической, психической, душевной.

Отношение к проблеме обучения малоодаренных детей очень различно. Есть преподаватели, которые вообще против их обучения. Они не видят предпосылок для того, чтобы научить таких детей играть даже на наипростейшем, дилетантском уровне. Неверно считать обучение неодаренных детей потерей сил, времени и денег.

Уровень достигнутого умения менее способных детей играть на фортепиано зависит от методических подходов. Под соответствующим руководством и эти дети могут много достичь. Чтобы помочь ребенку, нужно уметь определить его настроение, уловить душевное состояние, успокоить легко возбудимого, поднять эмоциональный настрой инертного, раскрепостить «зажатого». Взглядом, жестом, словом. Очень важно найти правильную тональность общения - с одним можно разговаривать лишь тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство эмоционально окрашенной речи. Некоторые дети лучше всего реагируют на сдержанность, «дистанционность» (это придает им значительность в собственных глазах).

Татьяна Юдовина – Гальперина, замечательный педагог, пишет об энергетических полях, их воздействии: «Благодаря этим полям можно чувствовать состояние другого человека. Иногда мне кажется, что моя творческая энергия почти физически «переливается» в учеников…я не делаю перерывов на обед, практически не ем ничего в течение всего рабочего дня, чтобы не потерять творческий тонус, сохранить творческую энергию. Но и наши ученики влияют на нас!... За долгие годы работы с детьми улучшился мой характер, и даже внешность меняется в лучшую сторону. Мы же знаем, что истинно творческие люди полны энергии, жизнерадостны и сохраняют в себе детство, душевную молодость до глубочайшей старости.» (Вспомните долгожителей!)

Отсутствие одаренности может проявляться по-разному: оно может касаться слуха, ритма, ловкости рук, быстроты восприятия, памяти, фантазии, интереса. «Начало – дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее» - И. Гофман. Важно отметить некоторые общие принципы для работы с менее способными детьми.

Они могут быть следующими:

1) Необходимо усиленно позаботиться о развитии музыкальности ребенка, в особенности о развитии его ритмичных и музыкальных представлений;

2) Продвижение должно быть медленным, пианистические требования - ограниченными;

3) Уроки должны быть увлекательными, чтобы ребенок не утратил интереса;

4) Подбор учебного материала должен быть необычным: нужно выбирать несложные музыкальные пьесы и разучивать их без детальной проработки (технические упражнения включать только в самых необходимых случаях!)

5) Преподаватель должен быть исключительно терпеливым, доброжелательным, внимательным и исполненным интереса к своему ученику.

Для начального обучения главной целью становится всемерное развитие музыкальных представлений. Прежде чем подойти к репертуару, ставящему своей целью развитие пианистических навыков, необходимо, чтобы ребенок сумел представить себе хотя бы самую простую мелодию, включая ее ритм, динамику, выразительность. Развитие слуха – это наша первостепенная задача. «Слух - есть орган души.» - Б. Пастернак

Более того, должно пробудиться стремление перенести свои музыкальные представления на фортепиано и реализовать их посредством игры. Важнейшим средством для этого является развитие игры за роялем, а затем – и сама игра за роялем, пока без нот.

В доигровой период главная задача помочь ребенку почувствовать свое тело, научить свободе движений, выработать осанку, снимая напряжение и усталость. Не стоит заострять внимание ученика на неудаче. Заметив у ученика какие-то недочеты, всегда есть возможность их проанализировать и преодолеть, возвратиться к тем упражнениям, в которых дети испытывали затруднения.

В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять упражнения, придумывать новые. Иногда сами дети их придумывают и дают им названия, например, как на уроках у Анны Даниловны Артоболевской.

Понаблюдайте за людьми: осанка становится подчас своего рода «зеркалом души», отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение, характер. Дети с плохой осанкой — это дети часто робкие, пассивные. Бесконтрольное просиживание детей у телевизоров и компьютеров приводят к социальной неполноценности: синдром – застенчивость, сутулость, болезнь глаз. Следующие гимнастические упражнения предлагает нам Т. Юдовина – Гальперина, опираясь на свой многолетний педагогический опыт работы, в своей книге «За роялем без слез»:

Упражнения для правильной осанки («Стройность, величавость» — так определил понятие «осанка» В. Даль, врач и языковед.)

1. «Лифтик»

Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные и немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, До полной остановки.

2. «Балерина»

Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

3. Вращательные движения

Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются — начать с простейших упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении важно определить — в чем состоит трудность для ребенка, и, начиная с простых движений, по мере возможности усложнять их.

4. «Шейка»

Мягкими, ласковыми касаниями рук, педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Эти упражнения приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.

Упражнения для стоп

Вращательные движения голеностопных суставов — прекрасное средство для того, чтобы преодолеть зажатость и малоподвижность стоп. Можно совершать круговые движения стопой вокруг педали. Важно следить за тем, чтобы у детей не развивалось плоскостопие — это может вызвать трудности при педализации.

Упражнения для крупных мышц

Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».

1. «Мельница»

Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.

В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

2. «Цыганочка»

Потряхивания плечами (как в цыганских танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент.

Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперед, назад.

3. «Боксик»

Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения).

4. «Прощание»

Локти свободны, пальцы — продолжение ладони, в луче-запястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.

5. «Стирка»

Постирал — надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их».

6. «Дирижер»

Ребенок «дирижирует» под музыку.

Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.

7. Повороты туловища под музыку

Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

Хватательные движения

1. «Платочек танцует»

Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка или полонез) дети плавными движениями передают друг другу платочек. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.

Эта игра не только способствует развитию хватательных рефлексов, но и вырабатывает пластику движений рук, устанавливает правильное дыхание и воспитывает ритмический слух.

Это упражнение выполняли дети в классе у талантливого ленинградского педагога Светланы Федоровны Измайловой.

2. «Кто быстрее»

Платочек лежит на столе. Дети пытаются на счет «раз-два-три» быстрее схватить платочек — кто первый возьмет, тот победил. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста — без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

3. «Летающий платочек»

Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах (нужно проверить, насколько прочна опора на ноги!). В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая. Не напрягаться!

То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при этом руки. Движения плавные, пианистичные.

 

Не бойтесь тактично рекомендовать параллельно с музыкальным обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста. И всегда настаивайте, чтобы ребята занимались спортом. Спортивные занятия играют важную роль в воспитании музыканта: они укрепляют все группы мышц, суставы, нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают хорошую реакцию.

Музыкальную грамоту предпочтительнее изучать через уроки-игры. Много интересного можно найти в системах Б. Бартока и З.Кодали, К. Орфа и Ш. Сузуки.

Сначала попросите ребенка повторить голосом звук. Далее расширяем диапазон – как посредством небольших смещений вверх и вниз от этого естественного для ребенка звука (на пол тона, тон), так используя подражания характерным звукам: вою сирены, гудку паровоза, жужжанию комара и т.д.

1. Подражание заданному простому ритму (попросите прохлопать или простучать). В случае неудачи, поупражняться в ходьбе под фортепианный аккомпанемент в разном темпе, а также с ускорением и замедлением, с ударением на каждые 2, 4, или 3 шага.

2. Развитие элементарных ритмических представлений: декларирование детских стишков и считалок, выстукивание ритма на одном звуке на рояле. Можно, например, использовать вопросно-ответные интонации:

Педагог: «Маленький орех белочка грызет...»

Дети: «...Остренькие зубки щелк да щелк».

Педагог: «Снегом запорошенный, стужей замороженный, грустно пел воробушек...»

Дети: «...Чик - чирик - чирик»

Педагог: «Ну, на, воробей...»

Дети: «...Бей-бей»,

Педагог: «Лапочки согрей...»

Дети: «...Грей-грей»,

Педагог: «И не унывай...»

Дети: «...Наступит май».

Педагог: «Что в стакане, угадай...»

Дети: «...Сладкий чай».

 

3. Развитие элементарных музыкальных представлений. Учить играть на рояле условленный заранее звук, ученик повторяет его с той же силой и длительностью. Или учитель играет необусловленный заранее звук, ученик пытается отыскать его.

4. Еще одно упражнение: ученик должен заметить умышленно сделанные ошибки в пьесе, исполненной преподавателем. И, наконец, попытки самому подбирать на рояле знакомые песни – вначале одним пальцем, затем всеми пальцами обеими руками. И транспортировать эти песенки по слуху.

5. Ритмические остинато. На заранее указанных звуках (это может быть один звук или квинта в низком регистре) ученик повторяет один и тот же простой ритм, сначала только доли такта, затем – простейшие сочетания ритмических длительностей.

Преподаватель играет соответствующую этому ритмическому остинаты любую подходящую мелодию. Впоследствии это может проделать и сам ученик.

Музыкально-ритмическое воспитание — один из самых важных моментов в развитии ребенка. И заниматься им нужно задолго до того, как ученик впервые начнет играть на инструменте. Надо учитывать, что маленьким детям доступен лишь тот материал, который можно «пересказать», к которому можно подобрать образ, картинку — чтобы музыкально-ритмическое звучание вызывало у ребенка ясное и знакомое представление, подкрепленное зрительным образом. Вальсы, польки, мазурки, пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского, произведения М. Глинки, Ф. Шопена, менуэты Л. Моцарта, Й. Гайдна, Л.В. Бетховена — музыка этих композиторов доступна для детей.

Не существует каких-либо общих правил относительно того, как долго следует придерживаться исключительно игры без нот. Этот период времени колеблется между двумя неделями и полугодом, а иногда может продолжаться и дольше. Продолжительность его зависит от возраста, способностей и успеха ученика. Вообще преподавателю не стоит спешить ни с началом игры по нотам, ни даже с последовательным усвоением нотного письма. Игра по нотам – это не только сложная и для большинства детей поначалу утомительная мыслительная деятельность. Она таит в себе, помимо того еще и принципиальную опасность, связанную с будущим музыкальным развитием ребенка.

Увидев ноту, он просто представит себе клавишу и приведет в действие двигательный аппарат своей руки, чтобы нажать ее. Это относительно легко, и кажется, что подобным образом можно отлично решить задачи фортепианного обучения. Но через два, три, четыре года выявится неизбежный результат – неохота к дальнейшей игре. Ибо при такой игре совершенно сведены на «нет» слуховые представления, нотный текст ассоциируется исключительно с реализацией музыкальных мыслей. Преподаватель должен все время не упускать из виду основной принцип – нота существует не для обозначения клавиши, а для обозначения звука. Нотное письмо должно вызывать представления о звуках, и только эти слуховые представления уже связывались бы с представлениями о клавишах, необходимых для их реализации и с представлением о действиях рук, посредством которых приводится в движение механизм клавиш.

У И. В. Шамаевой, у А. А. Шмидт-Шкловской, Е. Н. Гнесиной, Г.Г.Нейгауза главным заданием ученику было «не «повторить движение», а «найти звук» — метод, который требовал в первую очередь активной работы слуха. Поиски звука всегда связывались с поисками определенного тонуса мышц, состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук. В итоге такой работы создавалась прочная связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождалось соответствующей настройкой, ощущением в руке. Таким путем, «изнутри наружу», в поисках звука и ощущения, находилась внешняя форма движения.

Из всего этого вытекает, что при работе с музыкально менее одаренными детьми следует придерживаться правил:

1. Не начинать игру по нотам прежде, чем музыкальные представления ученика будут развиты хотя бы до такой степени, при которой он сможет нажатие клавиши ощущать как внешнее выражение своего музыкального представления.

2. Процесс усвоения нотного письма должен протекать так медленно, чтобы ученик имел время основательно запечатлеть у себя в памяти связь между определенной нотой и определенным звуком. Однако с самого начала связующим звеном между прочтением ноты и нажатием клавиши должно быть слуховое представление звука. (Мартинсен о гении Моцарте). Звука определенной высоты, длительности, громкости, и, возможно, тембра.

 

Для правильного развития представлений, связанных с громкостью звука, важно, чтобы ребенок приобрел ясное представление о затухании звука, т.е. чтобы он представлял себе не только громкость звука в момент его извлечения, но и в момент, когда этот звук должен быть сменен следующим за ним звуком. Способность воспроизводить певучую мелодию немыслима без такого рода представления и контроля.

 

Говоря о малоодаренных детях, можно предположить следующие способы развития представления о звуке (мелодии) и длительности звука (ритме):

1. Показ от одной до трех нот, расположенных в текстуре голоса ученика, без объяснения ритмических длительностей. Ученик сначала пишет ноты, затем читает их названия. Потом он может записывать пройденные ноты ввиде маленьких диктантов. Записанные таким образом коротенькие мелодии ребенок должен по этой записи сначала спеть, а затем сыграть их (одним пальцем).

2. Наметить число нот до 5-6, без ритмических длительностей, но уже с тактовой чертой.

3. Ознакомить ученика с принципами записи ритмических длительностей. В выразительно продекламированных и одновременно прохлопанных детских стихах, позднее в спетых (с одновременным прохлопыванием) песнях ученик различает долгие и краткие слоги и учится их записывать.

И затем наоборот: прохлопать или исполнить на одном звуке данные короткие записи ритмических обозначений.

4. Задание усложняется. На основе уже изученных 5-6 звуков соединяем обозначения мелодической линии и ритма, как при письме, так и при чтении нот. Играя по нотам, ученик – насколько возможно - сначала пропевает каждое упражнение, потом играет: сперва одним пальцем, затем всеми пальцами правой и левой руки.

Лишь после этого к уже известным нотам добавляются другие, либо ноты басового ключа, либо ноты второй октавы. И теперь ученик должен спеть каждую мелодию, прежде чем ее играть. Поскольку эти звуки не совпадают с его голосовыми возможностями, он должен при помощи октавной транспозиции перенести их в свою тесситуру.

А как объяснить детям какой должен быть звук? Альфред Корто писал: «Позвольте детям играть детским звуком». Культура звука ребенка зависит от первого прикосновения его к клавише.

Нарисуйте на подушечках детских пальцев личики человечков — подушечки как бы сами становятся живыми человечками. И благодаря «живым подушечкам» дети очень нежно прикасаются к клавишам, чтобы струнки от их рук пели человеческим голосом.

В звук надо погружаться. Но ребенок еще не может чувствовать, как это происходит. Поэтому можно поиграть в игру «Воздушные ватки»:

На клавиатуре лежат два комочка ваты. Педагог - справа от ученика и внимательно следит за его осанкой, за опорой на ноги. А слева от него — мама. Открытые ладони взрослых — «корзиночки». Вначале без звука, с закрытыми глазами малыш нащупывает «воздушные ватки» и бережно, плавным движением переносит их в «корзиночки», потом возвращает их на клавиатуру и только тогда открывает глаза. Сначала ватки должны лежать около трех черных нот в первой и второй октавах. Если ватка скомкана — значит, есть какие-то мышечные спазмы, рука еще не готова к игре.

Затем ребенок берет «воздушные ватки» со звуком. Первое прикосновение к клавише. Руки сначала естественно лежат на коленях, потом он погружает подушечки третьих пальцев в черные клавиши, возле которых на белых клавишах лежат «воздушные ватки». Если звук получился красивым и погружение прошло качественно, незаметно берем педаль и держим ее. Ребенок сам как бы погружается в пространство звучания, вслушиваясь в качество звука, и естественным движением свободных рук «дотягивает звуковую ниточку», то есть мягко берет «воздушные ватки» и переносит их в наши «корзиночки». Лицо у него при этом удивленное и восторженное. Если звук некрасивый, обрываем педаль и закрываем ладони-«корзиночки». Ребенок морщится, выражение лица виноватое: «А можно еще попробовать?» — «Пожалуйста!»

 

Вера Васильевна Горностаева, русский педагог, пианистка, музыкально-общественный деятель, сказала так: «Педагогика – это гипертрофированное материнство». Трепетно относитесь к каждому своему ученику, ведь фортепианное обучение - это не только усвоение инструментальных навыков, а одна из форм музыкального воспитания, и, причем, чрезвычайно действенная. Не бойтесь отдавать каждому ребенку теплоту своей души. Важно заинтересовать родителей в неповторимых особенностях личности вашего подопечного.

Бесконечная и интересная тема – разговор о занятиях с детьми и воздействие целительного средства на них – музыки. Лично для меня, чтобы прошел хорошо день, нужна интеллектуальная стимуляция. У всех разная потребность. Я играю на фортепиано, пою, преподаю, читаю, занимаюсь со своими детьми творчеством, общаюсь с интересными людьми, слушаю музыку – все это помогает мне достичь баланса духа и тела, разных сторон жизни. Музыка может изменить и окружающую вас атмосферу: вы почувствуете себя отдохнувшими и свежими. Можно научиться регулировать свои эмоции, оркестровать свою жизнь сможете сами, а не будите исполнителями чужой партии. Научите этому и своих учеников. Дети с разными задатками требуют различного подхода в работе с ними. У них появится потребность встретиться с чудом, любимым делом – смыслом жизни – музыкой.

Своим студентам говорю «спасибо». Мы живем в непростое время, в необычном городе, в трудных климатических условиях. Чем бы вы в жизни не занимались, вы всегда будите чувствовать на себе положительное воздействие образования музыкой. Пройдут годы и, надеюсь, вы с благодарностью будите вспоминать своих учителей и с гордостью скажите: «Я – выпускник Воркутинского музыкального колледжа».

Терпения всем и удачи! Думайте! Ищите! Будите! Вдохновляйте! Безмерного вам чувства такта и абсолютного уважения к ученикам и окружающим вас людям.

 

Литература:

Алексеев А. Д. «Методика обучения игре на фортепиано». М., «Музыка», 1978.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» М., «Советский композитор», 1986.

Баренбойм Л А. Путь к музицированию. М., «Советский композитор», 1979.

Кэмпбелл Скотт «Эффект Моцарта»

Шмидт-Шкловская А. А. «О воспитании пианистических навыков» Л., «Музыка», 1985.

Татьяна Юдовина-Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог» Издательство "Союз художников" (Санк - Петербург) 2002г.

Ян Достал «О начальном обучении менее способных детей».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: