Эффективность поведенческой терапии

Поведенческая терапия.

Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия — это терапия посредством научения и на основе подкрепления. Она директивна, активна, ориентирована на конкретную проблему человека в трудной для него жизненной ситуации. Особенно результативна при решении проблем адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Психологи, работающие методами поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы направлены либо на обучение новым формам поведения, либо на «угашение» старых непродуктивных форм поведения. Уже эти общие сведения о поведенческой терапии говорят в пользу того, что она может стать хорошим дополнением к психодраме в деле переформирования привычного поведения человека в кризисные, переходные периоды жизни.

Основные техники поведенческой терапии

Сегодня используется множество техник, которые условно можно разделить на три группы:

1. Техники, основанные на использовании оперантного обусловливания: шейпинг, или «формирование небольшими порциями» через последовательное подкрепление; жетонная система, использующая для положительного подкрепления деньги или очки; контрактная система, или соглашение о том, что при определенных условиях поведение будет изменено (например, психолог заключает с педагогом соглашение о том, что, как только ребенок изменит свое поведение, педагог также изменит свое); обмен изменениями за вознаграждение и, конечно, тайм-аут (прерывание) — один из приемов, наиболее резко критикуемых представителями других подходов, так как он предлагает наказание в виде изоляции.

2. Методы, которые используют респондентное обусловливание: систематическая десенсибилизация, тренинг самоутверждения, аверсивная терапия, сексуальная терапия.

3. Методы, заимствованные из когнитивной терапии: такие когнитивно-аффективные техники, как «остановка мыслей», RET (рационально-эмоциональная терапия, по А.Беку), REBT (рационально-эмоциональная поведенческая терапия, по А.Эллису), моделирование (А. Бандура), реатрибуция или переопределение.

Однако при всем многообразии методов основной принцип поведенческой терапии остается неизменным: поведение подкрепляется его последствием (оперантное обусловливание). Отсюда следует положение, которое важно запомнить каждому практическому психологу: поведенческий паттерн будет сопротивляться изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникают более благоприятные последствия (к примеру, новый паттерн поведения вознаграждается или одобряется значимыми людьми, а старый — нет).

Эффективность поведенческой терапии

Насколько результативна поведенческая терапия в преодолении психологических последствий трудных и экстремальных ситуаций? Эффективна и очень, если она сочетается с другими методами, применяемыми в работе с отреагированием травм, с «ложными представлениями» (термин А.Эллиса) и негативными эмоциями. Ведь овладев (до автоматизма!) новыми поведенческими навыками, человек, переживающий кризис, возможно, впервые за долгое время начинает чувствовать реальные результаты. Это дает ему веру в себя и свои силы и, как правило, становится началом «возвращения в мир» в качестве полноправного члена общества.

Отсюда следует вывод: как только речь заходит о проблемах адаптации или о навыках (и прежде всего — социальных), без поведенческой терапии обойтись невозможно. В трудной жизненной ситуации человеку недостаточно понять, что именно он делает «не так». Недостаточно даже принять решение об изменении. Ему необходимо знать, как именно вести себя в той или иной ситуации и в совершенстве владеть необходимыми для этого умениями и навыками. Потому что все наши нарушения — это устойчивые паттерны, которые не изменяются после осознания и от- реагирования, а требуют достаточно длительного переучивания (Адлер А., 1995). Для этого и необходимы при работе с людьми, пережившими трудные и экстремальные ситуации, описанные методы и приемы поведенческой психологии.

Впрочем, будем реалистами и признаем, что поведенческие психотехники присутствуют и реально «работают» в любом психотерапевтическом подходе, каким бы гуманным и недирективным он себя ни провозглашал. В каждом из них есть фигура психолога, которая при успешной работе воспринимается клиентом как модель отношения к жизни и модель эффективного поведения. А разве не имеет значение улыбка, кивок головы психолога в ответ на успешное действие клиента?

А что есть групповая поддержка и пресловутая «обратная связь»? Конечно же, все это — положительное подкрепление. Оно присутствует и в клиент-центрированном подходе К.Роджерса, и в терапии, основанной на опыте В. Сатир, и в каждом из (страшно выговорить!) 250 современных подходов к оказанию помоши человеку страдающему. Можно сказать так: подкрепление — это универсальный, работающий инструмент. Важно только, в чьих он руках и для чего используется.

Важна позиция психолога, применяющего методы поведенческой терапии в своей практике. Неслучайно сегодня детально разработанные поведенческие тренинги обретают новое дыхание, становятся частью интегративной системы работы с представителями самых различных социальных групп (В. А. Горянина, В. Ромек, д. С.Спиваковская).

Особенно при нарушении адаптации, трудностях в межличностных отношениях, а также при работе со страхами. В том числе и социальными, которых сегодня более чем достаточно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: