МБОУ «Нердвинская средняя общеобразовательная школа»

Приемы мозгового штурма для формирования «Банка идей»


Составитель: Ложкина А.В.

Название Характеристика
Корзина идей/ Банк идей 1) Принимаются и записываются абсолютно все идеи, даже абсурдные 2) Отсеиваются те, которые невозможно реализовать на данном этапе 3) Оставляются пять/ шесть идей 4) Ранжируются по значимости 5) Оставляются две-три идеи как приоритетные и реализуемые на данный момент
Шесть шляп критического мышления На этапе обсуждения идеи: 1) Чтобы проанализировать состоятельность идеи, команда делится на шесть групп, каждая группа в соответствии с выпавшим цветом выполняет задание на осмысление 2) Белая шляпа – мыслим фактами и цифрами; Желтая шляпа – выделить положительные стороны; Черная шляпа – выделить негативные стороны; Красная шляпа – какие эмоции может вызвать данное мероприятие/идея/задумка, если ее реализовать; Зеленая шляпа – придумать реализацию данной идеи в новой необычной форме; Синяя – обобщение, выводы.
Кольца Венна На этапе выбора из двух-трех мероприятий одно. Например, советы класса предложили два мероприятия на одной неделе. Предстоит сделать выбор (если невозможно реализовать оба). Детям предлагается аргументировать свою позицию (учим размышлять и делать осознанный выбор)  
Новогодняя дискотека
Новогоднее чаепитие
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA9WLjT8QA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBTE7wt+h/AEb2u6giJd0yIFUcQ9+Ofi7W3z bMs2L7WJWvfTG0HwOMzMb5hZ2plaXKl1lWUFX8MIBHFudcWFgsN+8TkF4TyyxtoyKbiTgzTpfcww 1vbGW7rufCEChF2MCkrvm1hKl5dk0A1tQxy8k20N+iDbQuoWbwFuajmKook0WHFYKLGhrKT8b3cx CtbZ4ge3vyMz/a+z5eY0b86H41ipQb+bf4Pw1Pl3+NVeaQVjeF4JN0AmDwAAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAPVi40/EAAAA2gAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
-создаст настроение - можно нарядиться в костюмы - можно провести конкурсы
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEABbB9OMUA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT2vCQBTE70K/w/IK3symQoOkWUUCYin2oM2lt9fs yx+afRuzW5P203cFweMwM79hss1kOnGhwbWWFTxFMQji0uqWawXFx26xAuE8ssbOMin4JQeb9cMs w1TbkY90OflaBAi7FBU03veplK5syKCLbE8cvMoOBn2QQy31gGOAm04u4ziRBlsOCw32lDdUfp9+ jIK3fPeOx6+lWf11+f5Qbftz8fms1Pxx2r6A8DT5e/jWftUKErheCTdArv8BAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAFsH04xQAAANoAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
- можно потанцевать - танцевальный баттл - со светомузыкой будет интересней - …… - ……
- чай и вкусняшки - можно пригласить родителей - пообщаться - ………… - …………..

 

 

Карта событий «Солнышко» L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA0ATvQb0A AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPy4rCMBTdC/5DuII7m/pk6BhFCoIgClY/4NLcaTs2 N6WJtv69WQguD+e93vamFk9qXWVZwTSKQRDnVldcKLhd95MfEM4ja6wtk4IXOdhuhoM1Jtp2fKFn 5gsRQtglqKD0vkmkdHlJBl1kG+LA/dnWoA+wLaRusQvhppazOF5JgxWHhhIbSkvK79nDKLi8sGr6 /5Ne+LRbnrtzWsyPmVLjUb/7BeGp91/xx33QCsLWcCXcALl5AwAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAA IQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEA0ATvQb0AAADaAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25yZXYu eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIIDAAAAAA== " filled="f" strokecolor="#7f7f7f [1612]" strokeweight="1.5pt"/> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAdC/pSsMA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBTE7wt+h/CEva2pgqLVKFKQlUUP/rl4ezbP tti81Car1U9vBMHjMDO/YSazxpTiSrUrLCvodiIQxKnVBWcK9rvFzxCE88gaS8uk4E4OZtPW1wRj bW+8oevWZyJA2MWoIPe+iqV0aU4GXcdWxME72dqgD7LOpK7xFuCmlL0oGkiDBYeFHCtKckrP23+j 4C9ZrHFz7Jnho0x+V6d5ddkf+kp9t5v5GISnxn/C7/ZSKxjB60q4AXL6BAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAdC/pSsMAAADaAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
СОБЫТИЕ (название)
ГДЕ?
КОГДА?
КТО?
СКОЛЬКО?
КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ?
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?
ОРГАНИЗАТОР?
На этапе планирования / создания рекламы

Составляется карта-«солнышко»

 

Фиш-бон (Рыбная кость) На этапе решения проблемы
ПРОБЛЕМА, прописать
ПРИЧИНА
ПРИЧИНА
АРГУМЕНТЫ
АРГУМЕНТЫ
ВЫВОД

 

 


На этапе планирования:

ПРОБЛЕМА= МЕРОПРИЯТИЕ

ПРИЧИНА=ОБОСНОВАНИЕ ЗАЧЕМ

АРГУМЕНТЫ=ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ВЫВОД=К ЧЕМУ ПРИДЕМ? / ИТОГ

 

Мудрые совы На этапе планирования традиционного мероприятия задаются конкретные вопросы для инициативной группы, ответив на которые ребята смогут предложить что-то новое: - Какая традиция? Опишите традиционное мероприятие (например, ДЗО) - Ты уже знаешь последние новости? Найди, как отмечают / организуют этот день в других школах страны. - Что, не ждали? Предложи неожиданную идею для этого мероприятия - Известное и неизвестное. Найди интересные факты об этом дне / празднике - А кто здесь художник? Предложи свое оформление: презентация, фильм, декорации, карточки, плакаты и проч. - Поучительный вывод. Чему новому научит твое мероприятие? Чем оно полезно?
взять в школе
Интеллект-карта (Майнд-мэп)

………… …………
Чтобы проанализировать планируемое мероприятие с точки зрения пользы, а также чтобы спланировать его можно использовать кластер:

Дело
………… …………
………… …………
………… …………
………… …………
b YKHiAAAACgEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FLw0AQhe+C/2EZwZvdJNQmxmyKCHpQCrUW 9bjNjklIdjZkt23aX+940uPwPt77plhOthcHHH3rSEE8i0AgVc60VCvYvj/dZCB80GR07wgVnNDD sry8KHRu3JHe8LAJteAS8rlW0IQw5FL6qkGr/cwNSJx9u9HqwOdYSzPqI5fbXiZRtJBWt8QLjR7w scGq2+ytAnNafWbb167X53T9cl59fXRYPyt1fTU93IMIOIU/GH71WR1Kdtq5PRkvegW3aTZnVEGS 3IFgII2zBYgdk3E8B1kW8v8L5Q8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMA AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YA AACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAVgIAfbUC AADiBQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA4Ntg oeIAAAAKAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAAPBQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAA AB4GAAAAAA== " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#7f7f7f [1612]" strokeweight=".5pt">
………… …………
Организаторы
Ведущие
реквизит
ответственный
дата и время

 

 

Ассоциативный куст На этапе создания идеи 1) Определяется цель дела, например, поздравить мам 2) Далее составляется список ассоциаций по вопросам 3) Обобщается результат   На дереве: 1 – Какая она – мама? 2 – Что мама любит? 3 – Что маму удивит? 4 - Подарок Когда ассоциации написаны, следует обобщить и придумать свое поздравление. Вопросы дети могут придумать самию  
 
 
 
 

 

 

Карусель «продолжи рассказ» На этапе задумки, на этапе осмысления. Половина группы садится в круг. Вторая половина садится напротив к ним лицом. Сначала внутренний круг говорит в течение 30 секунд, внешний слушает. По команде учителя первый вариант: внешний круг подхватывает фразу и продолжает мысль первого говорящего (30 сек). Затем снова меняются. второй вариант:круг смещается на одного и внутренний круг продолжает свой рассказ с места, где остановился. После окончания выполнения задания внешний круг должен резюмировать то, что услышал, сформулировать те идеи, которые показались ему интересными.
Идеал Алгоритм: 1. Выделить проблему. 2. Описать ее 3. Определить варианты подходов к решению, ответов на проблемный вопрос 4. Действие (решение) 5. Сделать вывод И – Интересно, в чем проблема? Д – Давайте найдем как можно больше способов ее решения! Е – Есть ли какие-либо хорошие решения? А – А теперь сделаем выбор! Л – Ллюбопытно, как осуществить это на практике?
РАФТ На этапе определения своей роли в деятельности Р(ОЛЬ) - ребенок определяет для себя роль (кем он хочет быть) А(УДИТОРИЯ) – определяет, с кем или для кого он хотел бы действовать Ф(ОРМА) – выбирает, какая форма ему была бы интересна Т(ЕМА) – определяет тему, которая его больше интересует
Дискуссия Дискуссия (от лат. - «исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса»). Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант - перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». Обязательным условием при проведении дискуссии является: 1.Уважение к различным точкам зрения ее участников; 2.Совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Зигзаг 1) Класс делится на группы. В каждой группе происходит деление на микрогруппы по количеству групп (т.е. если класс разделен на 4 группы, то внутри каждой группы должно определиться 4 микрогруппы). 2) Каждой микрогруппе присваивается номер или название (может быть тема или проблема, по которой они работают). 3) Далее микрогруппы объединяются по названиям/ номерам / темам и работают по своей проблеме 4) По сигналу все микрогруппы возвращаются в свою группу, начинается обмен информацией 5) Обсуждение и выводы в группах 6) Каждая группа представляет свой результат
Стратегия 3-2-1 На этапе осмысления: 1) Задайте три вопроса 2) Дайте два замечания 3) Внесите одно предложение
Противоположность идей или «Зеркало» На этапе планирования. Начните обсуждать полную противоположность того, что вы хотите достичь: как сделать вечеринку очень скучной? Так вы сможете на следующих этапах избежать неудачных идей и продумать все детали.
Вращение На этапе обсуждения для снятия напряжения, неловкости и для активизации мыслительной деятельности.   В процессе обсуждения ведущий в любой момент выкрикивает «Вращение!» (или любое другое условленное слово), все в команде должны пересесть на новое место. Второй вариант: по команде все должны начать танцевать (например, танец маленьких утят), по второй команде нужно снова включиться в работу.
Снятие границ Не ограничивайте команду в ресурсах и планах. Пусть они составят самое фантастическое мероприятие (даже всероссийского масштаба), а потом когда основная идея будет готова, продумайте как максимально полно ее можно реализовать. Такой прием помогает снять границы и мыслить более масштабно, выйдя за рамки привычного.
«Граница на замке» Противоположный метод предыдущему. Необходимо ограничить команду искусственными препятствиями: писать только левой рукой; мероприятие только сидя на стульях; время мероприятия – 15 минут или любое другое препятствие. Команда должна подключить творческую мысль для преодоления препятствий. Задача ведущего – подталкивать команду к действиям.
Машина времени Как бы вы решили проблему, если бы жили 50, 100, 1000 лет назад? Если бы оказались в другой эпохе?
Изменение роли Детям предлагается продумать дело/ мероприятие от лица другого ученика /учителя/ родителя / любого другого лица.
Знаменитые личности Как бы вы действовали, если бы были известной фигурой прошлого? Эйнштейном? Эдисоном? Буддой? Как бы вы тогда думали об этой ситуации?
Суперсила На этапе планирования. Это ещё один частный случай изменения роли. Что, если бы вы вдруг стали обладателем суперсилы, супервозможностей? Чтобы вы сделали?
Восполни ощущения Определите своё текущее положение – точку А – и вашу конечную цель – точку В. Что находится между ними? Что вам необходимо почувствовать, чтобы заполнить эту пустоту? Запишите эти чувства и найдите пути, с помощью которых вы можете их испытать.
Эффект Медичи Эффект Медичи – термин, введенный Франсом Йоханссоном в своей одноименной книге, и относящийся к заимствованию идей, принадлежащих к другим областям. Как пример, идея заимствовать приемы, используемые термитами в строительстве своих жилищ, для проектирования зданий.
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: