Обоснование выбора темы исследования

ЭССЕ

на тему магистерской диссертации:

«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»

Магистрант Бережная К.С.

Направление подготовки(специальность):44.04.01 Педагогическое образование

Профиль (специализация/направленность: Живопись

Квалификация (степень): магистр

Формы обучения: очная

 

 

Обоснование выбора темы исследования

Для гармоничного развития ребенка необходимым является способность ориентировке в пространстве. Пространственные представления участвует в формировании всех навыков и функционировании всех сложных процессов. Так же к ним относят речь, письмо, счет, а главное рисование. Нельзя не назвать хотя бы одну деятельность человека, где способность ориентироваться в пространстве не играло существенной роли. Умение оперировать пространственными образами является звеном для объединения учебной и трудовой деятельности. Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие, и таким образом является составной частью социализации. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (удаленности, пространственных отношений между предметами). Размеры формы предметов, взаимное положения предметов и их положения относительно ориентирующегося, все перечисленные понятия входят в оценку расстояний. Проблема освоения пространства, ориентировка в нем приобретает особую актуальность применительно к детям ЗПР. У таких детей в процессе формирования пространственных представлений, происходит нарушение в овладении действиями восприятия, продуктивных видах деятельности.

Умение ориентироваться в пространстве и понимание пространственных отношений между окружающими предметами является одним из важнейших условий успешного обучения в школе. Многими учеными было установлено, что успешность овладения детьми с ЗПР счётом, письмом, рисованием, ручным трудом и другими учебными предметами, во многом зависит от уровня сформированность пространственных представлений. Главной причиной вызывающая затруднения в овладении этими навыками является нарушение развития пространственных представлений.

Все исследователи отмечают, что развитие пространственных представлений необходимо осуществлять только в специальных учреждениях для детей имеющих отклонения. Таким образом, объективно существует противоречие между потребностью в дополнительном образовании детей с ОВЗ и отсутствием разработанного программного методического обеспечения.

В результате имеющегося противоречия мы выделили проблему исследования: каковы условия развития пространственных представлений на занятиях изобразительным искусством у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Цель исследования: определить содержание работы по развитию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством и определить педагогические условия его эффективности.

Объектом исследования является процесс развития пространственных представлений у детей с ЗПР.

Предметом – развитие пространственных представлений у младших школьник с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме познавательного развития детей с задержкой психического развития;

2. Подобрать комплекс методик экспериментального исследования состояния пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с задержанным психическим развитием.

3. Определить сущность и специфику содержания деятельности развития пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством.

4. Выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия эффективности развития пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что у младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются недостаток в пространственном ориентировании, что в первою очередь отрицательно влияет на формирование полноценных пространственных представлений и их словесного обозначения. Поэтому пространственное представление учащихся младшего школьного возраста массовой школы с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством появится положительный результат, если будут определенны закономерности пространственной организации пейзажа и адаптированы до уровня восприятия учащихся; определена последовательность формирования у детей представлений о пространственной организации пейзажа в соответствии с доступностью и посильностью освоения; каждый закон осваивается на процессе обучения различных методов и приемов организации учебного материала.

Методологическую и теоретическую основу исследования организует явления и процессы окружающей действительности; положения философии, социологии и педагогики о человеке как социальном существе и субъекте деятельности. Существенное значение в мировоззренческом плане имели труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы пространственных представлений в школе возникли: теоретические положения личностно-деятельностного подхода с системы педагога и психолога в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская), системного подхода и уровневой организации психического отражения (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), важные положения в возрастной и педагогической психологии в изучении поставленной проблемы формирования у младшего школьного возраста общих умственных способностей к усвоению знаний (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова), положения в восприятие пространства, времени (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, Д.Г. Элькин), концепция пространственного мышления (И.Я. Каплунович, И.С. Якиманская), закономерностях речевого развития ребенка (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин.)

Применение в исследовательском комплексе теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседы с учителями и школьными психологами, проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественный и качественный анализ данных экспериментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: