в зависимости от места отражаемого человеком объекта в структуре деятельности будут изменяться следующие параметры отражения действительности:
а) содержание — будет ли объект отражен в своем известном для всех общеупотребимом «значении» или в зависимости от мотивов субъекта приобретет только для него присущую индивидуальную значимость, личностный смысл;
б) уровень отражения — осознаваемый или неосознаваемый;
в) тип регуляции деятельности — произвольный или непроизвольный
Этот принцип также лег в основу выделения двух классов эмоциональных явлений — ведущих устойчивых эмоциональных явлений личности, открывающих человеку смысл его мотивов; производных эмоциональных явлений, в частности эмоций успеха и неуспеха, возникающих при достижении или недостижении целей действия человека в конкретной ситуации (В. К. Вилюнас).
Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам»- целое есть всегда сумма составляющих его частей, и не более того. В психологии этот принцип анализа был назван Л. С. Выготским принципом анализа «по элементам».
|
|
В качестве типичного примера анализа поведения человека «по элементам» можно привести сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме. Полную противоположность принципу анализа «по элементам» представляет собой системный принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому.
Из принципа анализа «по единицам» исходит А. Н. Леонтьев при разработке представлений о структуре предметной деятельности человека. В предметной деятельности, имеющей иерархическую уровневую структуру, вычленяются относительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живого потока «единицы» — действия и операции.
Деятельностный подход как конкретно-научная методология изучения человека в психологии позволяет вписать через категорию «деятельность» предмет психологии в различные науки, изучающие человека (Э. Г. Юдин).
Конкретно-научная методология деятельностного подхода выступает как основа для изучения познания и личности человека в общей психологии.
Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник
. —— М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.