Бланк для обработки результатов

Оценка ответов испытуемого Таблица профилей

  OD ED ND     OD ED NP S % станд
1      
2       Е            
3       I            
4      
5       М            
6       сумма            
7      
8         %            
9       станд. 20 50 30      
10                    
11         Образцы Е = =% El = =% ЕЕ = =% П = =% М1= =% Тенденции 1. 2. 3. 4. 5.
12      
13      
14      
15      
16      
17      
18      
19       Общий образец поведения:
20      
21      
22      
23      
24      

Таблица для пересчета в проценты

 

0.5 = 2.1 8,5 =- 35.4 16.5 = 68,7
1.0 = 4.2- 9,0 = 37.5 17.0 = 70.8
1.5 = 6,2 9,5 = 39.5 17.5 = 72,9
2,0 = 8.3 10.0 = 41,6 18.0 = 75.0
2.5 =10.4 10.5 = 43.7 18.5 = 77,1
3.0 = 12.5 11,0 = 45,8 19.0 = 79.2
3.5 = 14,6 11.5 = 47.9 19,5=81.3
4,0 = 16.6 12.0 = 50.0 20,0 = 83,3
4.5 = 18.7 12.5 = 52.1 20,5 = 85.4
5.0 =- 20.8 13,0 = 54,2 21.0 = 87,5
5,5 = 22,9 13.5 = 56.2 21.5 = 88.6
6.0 = 25.0 14.0 = 58.3 22.0 = 91.6
6,5 = 27,0 14,5 = 60.4 22.5= 93,7
7,0 = 29,1 15.0 = 62.5 23.0 = 95,8
7,5 =i[,2 15.5 = 64.5 23,5 = 97,9
8,0 = 33.3 16,0 = 66,6 24,0= 100

Интерпретация

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
























 

 


тест руки вагнера1

Особое место в диагностике психических состояний личности занимают проективные методики, в которых оценка состояния основана не столько на характерис­тиках протекания деятельности в процессе выполнения тестовых заданий, сколько на анализе ее результатов.

К методикам такого типа относится тест руки Вагнера, предназначенный, в первую очередь, для диагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайклином, З.Пиот­ровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принад­лежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необхо­димых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стиму­лов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

В обыденном языке слово «агрессия» означает мно­жество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению.

Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории такие различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение.

Психологический подход к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялся как концеп­цией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (Д.Доллард, С.Розенцвейг и др.). В конце 50-х годов публикации А.Бандуры и Р.Вальтера, А.Басса, А.Берковица, К.Лоренца, Дж. Скотта и др. по агрессии и агрессивности вызвали большой поток экспериментальных и теоре­тических работ по данной теме.

Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессия» позволяет понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, которое противоречит нор­мам и правилам существования людей в обществе, нано­сит вред объектам нападения (одушевленным и неоду­шевленным), причиняет физический ущерб или вызывает психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д.).

 

1 Диагностика агрессивности: Тест руки Вагнера. Мн., 1996.


Агрессивные действия могут выступать в качестве:

1) средства достижения какой-либо значимой цели;

2) как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) как способ удовлетворения потребности в само­реализации и самоутверждении.

Агрессия является одним из частых способов реше­ния проблем, возникающих в трудных фрустрационных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Как и любое другое поведение, агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (гнев, враж­дебность и т.п.), так и тормозящий (культурные стерео­типы, страх последствий агрессии и т.п.) компоненты. Агрессивность, как интерактивную характеристику мотивационного состояния, можно определить как соот­ношение побуждающих и тормозящих агрессию акту­альных мотивов. В зависимости от изменения состоя­ния агрессивность может либо возрастать, либо уменьшаться и, в пределе, исчезать. В зависимости от часто­ты и длительности переживания, а также разнообразия ситуаций, в которых человек переживает состояния, характеризующиеся сильной агрессивностью и, глав­ное, проявляет агрессию в поведении/можно говорить о большей или меньшей выраженности агрессивности как устойчивой личностной диспозиции.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят про­интерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Э.Вагнер (1978) на основе изучения основных работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надежности, особенно при рабо­те с детьми и подростками.

Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Порядок проведения

После рассмотрения теоретических положений сту­дентам предлагается практическое знакомство, с тес­том руки Вагнера.

Инструкция: «Внимательно рассмотрите предлагае­мые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом, ему пред­лагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен чело­веке такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить»;

Стимульный материал - стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и опи­сать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется нуж­ный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встре­чают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. Держать рисунок-карточку можно в любом положении. Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить че­тыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком х4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапеляционности.

Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопре­деленность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо запи­си ответов регистрируется положение, в котором об­следуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Чем более тщательно проведено тестирование, тем меньше в протоколе содержится ответов с неопреде­ленным толкованием, тем легче последующая обработ­ка протокола и достовернее полученные результаты.

После того, как протокол заполнен, каждый студент проводит обработку своих ответов и дает психологическую интерпретацию полученных данных.

Выполненная на практическом занятии работа дает возможность закрепить теоретические знания, ознако­миться с проективной методикой изучения агрессивности - тестом руки Вагнера, скорректировать представление о самом себе, а также применять данную методику в дальнейшей практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: