Показатели и интерпретация

При обработке полученных результатов каждый от­вет испытуемого относят к одной из 11 категорий.

1. АГРЕССИЯ (А). Рука воспринимается как домини­рующая, наносящая повреждение, активно захватыва­ющая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая на­секомое, готовая нанести удар и т.п.).

2. УКАЗАНИЕ (У). Рука участвует в действии импера­тивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «Выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).

3. СТРАХ (С). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (Э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дру­жеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

5. КОММУНИКАЦИЯ (К). Рука участвует в коммуника­тивном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся парт­неры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

6. ЗАВИСИМОСТЬ (3). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благоже­лательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

7. ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ (Д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

8. УВЕЧНОСТЬ (Ув). Рука повреждена, деформирова­на, больна, неспособна к каким-либо действиям (ране­ная рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

9. АКТИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (АБ). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

10. ПАССИВНАЯ БЕЗЛИЧИОСТЬ (ПБ).Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

11. ОПИСАНИЕ (О) В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

При категоризации возможна определенная одноз­начность, однако предполагается, что она не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже для иллюстрации приводится примерная форма протокола.

В первой колонке указывают номер карточки. Во второй - дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей - приводятся все ответы испытуе­мого. В четвертой - результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к ис­пытуемому с уточнениями - это обозначается (Об).

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Цель: изучение агрессивных тенденций в поведении

Методика: тест руки Вагнера

Экспериментатор: Петров О.Д.

Испытуемый: Сергей А.

Пол: мужской

Возраст: 21 год

Образование: студент 3 курса, педагог

Дата обследования: 21 ноября 1994 года

Карта   Время начала реакции   Ответы испытуемого     Результаты категори­ зации
       
    1. Объясняет что-то жестом, который стремится подчеркнуть что-то важное Кх4
    1. Человек в страхе поднявший руки в целях защиты от нападения 2. Приказывает – встаньте! 3. Если не сделаешь - ты мне не друг! 4. Большой палец руки С   У У ПБ
    З     1. Высмеивает кого-то, показывая пальцем 2. Указывает на что-то 3. Подчеркивает сказанное 4. Внушает свое желание кому-то 5. Указывает направление движения А   У К У У
    1. Просит милостыню 2. Готов к дружескому рукопожатию З К
    1. Выглядит уставшим, отдыхает 2. Может быть злым, ударить кого-либо ПБ Ах 3
    1. Подчеркивает какой-то момент Кх4  
    1. Пожимает руку. Но почему левую? Может бить, он левша? 2. Возможно ударит кого-либо в лицо или другое место, если это не ребенок 3. Просто вытянутая вперед рука -- большой палец жесткий 4. Спонтанный удар ребенка в запястье Э   А     О А
    1. Милостыня, даваемая ребенку 2. Держит карандаш 3. Пишет ручкой 4. Спокойно отдыхает Э О АБ АБ
      1. Подчеркивает момент, который обсуждался 2. Стоп. Остановка машины 3. Попытка меня ударить 4. Угрожающая рука К   У С С
        1. Я прикосаюсь большим пальцем к носу Это шутка, не пишите! 2. Попытка остановить машину З   УхЗ

После категоризации подсчитывается число выска­зываний в каждой категории:

Коммуникация - 11

Указание - 9

Агрессия - 6

Страх - 3

Активная безличность - 2

Описание - 2

Эмоциональность - 2

Зависимость - 2

Пассивная безличность - 2

Итого: 39 баллов

Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку, - 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Ука­зание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».

Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемогок высшему проявлению агрес­сивности, нежеланием приспособиться к окружению.

Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.

Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрес­сивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.

Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Суммарный баллагрессивности вычисляется, поформуле:

А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),

т.е. количественный показатель открытогоагрессивного поведениярассчитывается путем вычитаниясуммы «адаптивных» ответов из суммы ответовпо первым двум категориям.

Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй - тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.

Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовы­ми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информацион­ной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.

Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере А=(6+9)-(3+2+11+2)=-3, т.е. установки на социальное сотруд­ничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются кон­фронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теп­лых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: