Под скоростными способностями юного единоборца следует понимать комплекс функциональных свойств его организма, обеспечивающий выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени для данных условий.
Следует различать элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Можно выделить три основные (их называют еще элементарными) формы проявления быстроты (Зимкин Н. В., 1956; Фарфель B. C., 1975):
а) латентное время двигательной реакции;
б) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
в) частоту движений.
Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга (Годик М. А., 1980; Зациорский В. М., 1966; 2009). В особенности это касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения. Можно отличаться очень быстрой реакцией и быть относительно медленным в движениях, и наоборот.
Необходимо учитывать, что скоростные способности во всех элементарных формах их проявления в основном определяются двумя факторами: оперативностью деятельности нейромоторного механизма и способностью к быстрейшей мобилизации состава двигательного действия. Первый фактор во многом обусловлен генетически и совершенствуется в очень незначительной степени. Так, время простой реакции у лиц, не занимающихся спортом, обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов – 0,1-0,2 с. Таким образом, в процессе тренировки время реакции обычно не может быть увеличено более чем на 0,1 с. Второй фактор поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии элементарных форм быстроты. Поэтому быстрота конкретного двигательного действия обеспечивается главным образом за счет приспособления моторного аппарата к заданным условиям решения двигательной задачи и овладения рациональной мышечной координацией, что способствует полноценному использованию возможностей нервно-мышечной системы, присущих данному человеку (Wilmore J. H., Costill D. L., 2004).
|
|
Комплексные формы проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности единоборцев занимающихся киокусинкай, обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками.
Одной из основных предпосылок комплексных проявлений скоростных способностей является подвижность нервных процессов (выражающаяся в совершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в разных отделах нервной системы) и уровень нервно-мышечной координации (Narici M. V., Rol G. S., Landoni L. et al., 1989; Sale D. G., 1992). На уровень скоростных способностей влияют и особенности мышечной ткани – соотношение различных мышечных волокон, их пластичность, эластичность, уровень внутри- и межмышечнсй координации (Huijing P. A., 1992). Проявление скоростных способностей спортсменов тесно связано также с уровнем развития силы, гибкости и координационных способностей (Caiozzo V. J., Perrine J. J., Edgerton V. R., 1981; Wilmore J. H., Costill D., Kenney W. L., 2009), с изменениями спортивной техники (Вайцеховский С. М., 1985), возможностями биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу анаэробных поставщиков энергии (De Vries H. A., Housh T. I., 1994), уровнем волевых качеств (Платонов В. Н., 2005; 2012).
|
|
В процессе скоростной подготовки следует учитывать то, что скоростные возможности единоборцев в сложных комплексных двигательных действиях (удары в падении, прыжке, в процессе поворота, циклическая работа) определяются многими компонентами, требующими направленного совершенствования. Скоростные способности при выполнении атаки (контратаки) зависят от времени реакции единоборца на движение соперника, скорости выполнения первых движений, силы и траектории удара, положения тела по отношению к противнику, эффективности техники и тактики, своевременности и интенсивности выполнения первых атакующих движений. Каждый из этих элементов во многом определяет эффективность целостного двигательного действия, оказывает существенное влияние на противника. Скоростные способности при выполнении атакующих (контатакующих) действий определяются эффективностью реакций, быстротой и точностью выполнения решения.
Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так, показатели времени реакции не связаны со скоростью одиночного движения, эффективность атаки (контратаки) не зависит от уровня дистанционной скорости. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей, который основан на применении различных средств и методов, направленных на избирательное совершенствование как элементарных форм – времени реакции, скорости выполнения одиночных движений, частоты движений, так и комплексных – уровня дистанционной скорости, скоростных возможностей при выполнении атаки (контратаки), преодолении сопротивления противника.
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Для развития скоростных способностей используются различные обшеподготовительные упражнения из арсенала средств гимнастики, легкой атлетики, скоростно-силовые упражнения плиометрического характера и особенно спортивные и подвижные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности и могут быть направлены на совершенствование скоростных компонентов, работы ациклического характера. Такими упражнениями, например, при совершенствовании скоростных способностей, могут быть: 1) атака противника с акцентом на максимально быструю реакцию на команду рефери «хадзимэ»; 2) атака (контратака) с акцентом на максимально быстрое выполнение подготовительных движений, мощное и своевременное сближение с противником; 3) атака с акцентом на рациональное положение тела при нанесении удара ногами в прыжке; 4) контратака с акцентом на рациональное положение тела и эффективную работу ног (рук) при преодолении сопротивления противника; 5) кратковременные ускорения (15-20 с) взрывного характера.
|
|
Комплексному совершенствованию скоростных способностей помогают соревновательные упражнения, в частности работа на боксерских мешках (лапах) коротких отрезков (15 и 20 с) в условиях соревнований. Этим удается достичь таких показателей скорости выполнения отдельных компонентов соревновательной деятельности, которых, как правило, не удается показать в процессе тренировки.
Упражнения, применяемые для развития скоростных способностей, могут быть аналитического и синтезирующего характера. Аналитические упражнения направлены на совершенствование относительно локальных компонентов скоростных способностей, таких, как время реакции на команду «хадзимэ». Синтезирующие упражнения предусматривают совокупность движений и действий, в комплексе определяющих скоростные способности единоборцев.
Упражнения скоростного характера очень разнообразны. Это спортивные и подвижные игры с выраженными скоростно-силовыми элементами, требующие быстроты реагирования, ориентирования в сложных ситуациях, частого переключения от одного вида двигательных действий к другому.
Широко применяется работа с использованием различных вспомогательных средств (утяжелители, амортизационная резина и т. д.), способствующих совмещенному совершенствованию скоростных возможностей мышц и взрывной силы.
Важное место в тренировке единоборцев занимают упражнения со средствами облегчающего воздействия, позволяющие превышать максимальную в обычных условиях скорость (бой с тенью, с применением лидеров (свето- и звуколидеры, задающие необходимый темп движений и частоту ударов).
Методика скоростной подготовки предполагает постоянное сочетание упражнений, способствующих совершенствованию локальных составляющих скоростных способностей – время реакции, скорость при выполнении элементов атаки (контратаки), ударов в падении, при разворотах и т. д.
|
|
Эффективность скоростной подготовки обусловливается многими факторами. В их числе подбор тренировочных упражнений и их разнообразие, количество отдельных упражнений в сериях, скорость и интенсивность работы при выполнении различных упражнений, режим работы и отдыха в тренировочных сериях, предварительная подготовка к эффективному выполнению упражнений и сочетание скоростной работы с восстановительными процедурами.
Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяется их характером и необходимостью обеспечить высокий уровень скоростных способностей. При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей (например, время реакции, скорость одиночного движения) некоторые упражнения очень непродолжительны – менее 1 с, а при нескольких повторениях их продолжительность увеличивается до 10-15 с; очень непродолжительны (до 5-15 с) также упражнения, направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей.
Повторений упражнений, направленных на повышение скоростных способностей, должно быть как можно меньше, чтобы обеспечить максимальный контроль спортсмена за качеством движений. Опыт показывает, что единоборец, который делает упражнения правильно и с высокой эффективностью в первых двух-трех повторениях, в дальнейшем теряет интерес к ним и ослабляет контроль за качеством их выполнения. Это же происходит и с единоборцем, у которого первые несколько попыток были неэффективными. В обоих случаях продолжение упражнений является недостаточно эффективным, требуется смена тренировочных заданий на новые, способные стимулировать интерес и активное восприятие. Опыт показывает, что оптимальное количество скоростных упражнений в одной тренировочной серии не должно превышать шести. Такое количество достаточно для того, чтобы обеспечить тренировочный эффект и избежать некачественного выполнения упражнений (Sweetenham, Atkinson, 2003).
При планировании интенсивности и скорости работы на боксерских мешках следует исходить из того, что тренировочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, стимулирующее приспособительные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сумме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность упражнений. При выполнении скоростных упражнений спортсмен должен стремиться обеспечить максимальный уровень проявления скорости за счет эффективной техники и соответствующей мобилизации сил.
Важнейшим моментом в процессе скоростной подготовки является рациональное сочетание скорости при выполнении различных упражнений и интенсивности работы как показателя, отражающего величину усилий, развиваемых юным единоборцем. Опыт показывает, что максимальная скорость, как правило, проявляется при околомаксимальных усилиях (95-98 % максимально возможных) (Платонов В. Н., 2005; 2012).
Акцентирование внимания единоборцев при выполнении скоростных упражнений на максимально доступной интенсивности работы активизирует мышцы, не имеющие отношения к эффективному выполнению скоростных упражнений, затрудняет дыхание, приводит к быстрому развитию утомления и уменьшению объема работы. Поэтому внимание единоборцев при кратковременной работе должно быть в равной мере сконцентрировано на двух моментах: 1) обеспечение околопредельной (95-98 %) интенсивности работы; 2) контроль над качественными характеристиками спарринговой техники.
При выполнении упражнений, направленных на повышение скоростных способностей единоборцев, очень важно определить оптимальный темп работы, обеспечивающий высокое качество движений. Делать это желательно на скорости 85-95 % максимальной. В дальнейшем при работе коротких отрезков с более высокой скоростью следует добиваться от единоборца повышения скорости работы за счет улучшения атакующей техники и увеличения мощности ударов, а не за счет ускорения темпа.
Скоростная подготовка не может быть ограничена упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсивности. Совершенствованию различных скоростных способностей и их состаатяющих помогают упражнения, выполняемые с интенсивностью 85-95 % максимально доступной и направленные на повышение эффективности спарринговой техники и мощности ударов. И именно широкая вариативность интенсивности работы при выполнении отдельных упражнений со значительным использованием средств, требующих предельной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повышения скоростных возможностей юных единоборцев занимающихся киокусинкай.
При развитии скоростных способностей продолжительность пауз планируется так, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена. Если паузы будут короче, то в организме спортсмена произойдет относительно быстрое накопление продуктов распада, что приведет к снижению работоспособности при выполнении последующих упражнений. Дальнейшее продолжение работы в этих условиях будет в большей мере повышать анаэробную (гликолитическую) производительность, чем совершенствоватъ скоростные возможности.
Следует отметить, что при методически неграмотной организации работы по развитию быстроты – у спортсмена может возникнуть скоростной барьер (стабилизация скорости).
Многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов и снижение психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы, выполняемой в оптимальных для развития скоростных способностей условиях, способствует серийное выполнение упражнений: 5-6 х 5-10 с; 3-4 х 15-20 с; 2-3 х 25-30 с. Продолжительность пауз между сериями обычно от 2 до 5 мин, что зависит от характера упражнений, продолжительности и интенсивности работы (Платонов В. Н., 2012, с. 129).
При построении программ занятий скоростной направленности тренер может руководствоваться данными (в соответствии с таблицей 1).
Таблица 1 – Режим работы и отдыха при развитии комплексных скоростных способностей (Платонов В. Н., 2005)
Однако при этом следует учесть, что рекомендации относятся к квалифицированным спортсменам. Не менее важно правильно определить, к какому типу (локальные, частичные или глобальные) относятся упражнения, отобранные для скоростной программы (Платонов В. Н., 2005, с. 370).
Разнообразные гимнастические упражнения для мышц рук с небольшими отягощениями, некоторые короткие удары в киокусинкай и другие двигательные действия, не вовлекающие в работу больших мышечных объемов, являются упражнениями локального характера (Болотов В. М., 2013).
Большинство ударов в гандболе, футболе, хоккее, гребля на байдарках требуют участия в работе средних мышечных объемов и, следовательно, относятся к упражнениям частичного характера. В качестве примеров упражнений глобального характера можно привести метание молота, рывок в тяжелой атлетике, многие приемы различных видов борьбы, спринтерский бег, плавание на короткие дистанции, академическую греблю (Платонов В. Н., 2005, с. 370).