Развитие скоростных способностей

 

Под скоростными способностями юного единоборца следует понимать комплекс функциональ­ных свойств его организма, обеспечиваю­щий выполнение двигательных действий в ми­нимальный отрезок времени для данных условий.

Следует различать элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

Можно выделить три основные (их называют еще элемен­тарными) формы проявления быстроты (Зимкин Н. В., 1956; Фарфель B. C., 1975):

а) латентное время двигательной реакции;

б) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопро­тивлении);

в) частоту движений.

Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга (Годик М. А., 1980; Зациорский В. М., 1966; 2009). В особенности это касается показателей времени реакции, ко­торые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения. Можно отличаться очень быстрой реакцией и быть относительно медленным в движениях, и наоборот.

Необходимо учитывать, что скоростные спо­собности во всех элементарных формах их прояв­ления в основном определяются двумя факторами: оперативностью деятельности нейромоторного механизма и способностью к быстрейшей моби­лизации состава двигательного действия. Первый фактор во многом обусловлен генетически и со­вершенствуется в очень незначительной степени. Так, время простой реакции у лиц, не занимаю­щихся спортом, обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов – 0,1-0,2 с. Таким образом, в процессе тренировки время реакции обычно не может быть увеличено более чем на 0,1 с. Второй фактор поддается тре­нировке и представляет основной резерв в раз­витии элементарных форм быстроты. Поэтому быстрота конкретного двигательного действия обеспечивается главным образом за счет приспо­собления моторного аппарата к заданным усло­виям решения двигательной задачи и овладения рациональной мышечной координацией, что спо­собствует полноценному использованию возмож­ностей нервно-мышечной системы, присущих данному человеку (Wilmore J. H., Costill D. L., 2004).

Комплексные формы проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревнова­тельной деятельности единоборцев занимающихся киокусинкай, обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с дру­гими двигательными качествами и техническими навыками.

Одной из основных предпосылок комплекс­ных проявлений скоростных способностей яв­ляется подвижность нервных процессов (выра­жающаяся в совершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в разных отделах нервной системы) и уровень нервно-мышечной координации (Narici M. V., Rol G. S., Landoni L. et al., 1989; Sale D. G., 1992). На уровень скоростных способностей влияют и осо­бенности мышечной ткани – соотношение раз­личных мышечных волокон, их пластичность, эластичность, уровень внутри- и межмышечнсй координации (Huijing P. A., 1992). Проявление ско­ростных способностей спортсменов тесно связа­но также с уровнем развития силы, гибкости и координационных способностей (Caiozzo V. J., Perrine J. J., Edgerton V. R., 1981; Wilmore J. H., Costill D., Kenney W. L., 2009), с изменениями спор­тивной техники (Вайцеховский С. М., 1985), возможно­стями биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу анаэробных постав­щиков энергии (De Vries H. A., Housh T. I., 1994), уровнем волевых качеств (Платонов В. Н., 2005; 2012).

В процессе скоростной подготовки следует учитывать то, что скоростные возможности единоборцев в сложных комплексных двигательных действиях (удары в падении, прыжке, в процессе поворота, циклическая работа) определяются многими компонентами, тре­бующими направленного совершенствования. Скоростные способности при выполнении атаки (контратаки) зависят от времени реакции единоборца на движение соперника, скорости выполнения первых движений, силы и траектории удара, положения тела по отношению к противнику, эффективности техники и тактики, своевременности и интенсивности выполнения первых атакующих движений. Каждый из этих элементов во многом определяет эффективность целостного двигательного действия, оказывает существенное влияние на противника. Скоростные способности при выполнении атакующих (контатакующих) действий определяются эффективностью реакций, быстротой и точностью выполнения решения.

Элементарные и комплексные формы про­явления скоростных способностей строго специ­фичны и, как правило, независимы друг от друга. Так, показатели времени реакции не связаны со скоростью одиночного движения, эффективность атаки (контратаки) не зависит от уровня дистанционной ско­рости. Это требует дифференциро­ванного подхода к совершенствованию скорост­ных способностей, который основан на примене­нии различных средств и методов, направленных на избирательное совершенствование как эле­ментарных форм – времени реакции, скорости выполнения одиночных движений, частоты дви­жений, так и комплексных – уровня дистанци­онной скорости, скоростных возможностей при выполнении атаки (контратаки), преодолении сопротивления противника.

Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой ре­акции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Для раз­вития скоростных способностей используются различные обшеподготовительные упражнения из арсенала средств гимнастики, легкой атлетики, скоростно-силовые упражнения плиометрического характера и осо­бенно спортивные и подвижные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств. Специально-подготовительные упражнения мо­гут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревнова­тельной деятельности и могут быть направлены на совершенствование скоростных компонентов, работы ациклического характе­ра. Такими упражнениями, например, при совер­шенствовании скоростных способностей, могут быть: 1) атака противника с акцентом на максимально быструю реакцию на команду рефери «хадзимэ»; 2) атака (контратака) с акцентом на максимально бы­строе выполнение подготовительных движений, мощное и своевременное сближение с противником; 3) атака с ак­центом на рациональное положение тела при нанесении удара ногами в прыжке; 4) контратака с акцентом на рациональ­ное положение тела и эффективную работу ног (рук) при преодолении сопротивления противника; 5) кратковременные ускорения (15-20 с) взрывного характера.

Комплексному совершенствованию скорост­ных способностей помогают соревновательные упражнения, в частности работа на боксерских мешках (лапах) коротких отрезков (15 и 20 с) в условиях соревнований. Этим удается достичь таких показателей скоро­сти выполнения отдельных компонентов сорев­новательной деятельности, которых, как прави­ло, не удается показать в процессе тренировки.

Упражнения, применяемые для развития скоростных способностей, могут быть аналити­ческого и синтезирующего характера. Аналити­ческие упражнения направлены на совершен­ствование относительно локальных компонентов скоростных способностей, таких, как время ре­акции на команду «хадзимэ». Синтезирующие упражнения преду­сматривают совокупность движений и действий, в комплексе определяющих скоростные способ­ности единоборцев.

Упражнения скоростного характера очень разнообраз­ны. Это спортивные и подвижные игры с вы­раженными скоростно-силовыми элементами, требующие быстроты реагирования, ориентиро­вания в сложных ситуациях, частого переклю­чения от одного вида двигательных действий к другому.

Широко применяется работа с использованием различных вспомогательных средств (утяжелители, амортизационная резина и т. д.), способствующих совмещенному совершенствованию скоростных возможностей мышц и взрывной силы.

Важное место в тренировке единоборцев за­нимают упражнения со средствами облегчаю­щего воздействия, позволяющие превышать максимальную в обычных условиях скорость (бой с тенью, с применением лиде­ров (свето- и звуколидеры, задающие необхо­димый темп движений и частоту ударов).

Методика скоростной подготовки предполагает постоянное сочетание упражнений, способствующих совершенствованию локальных составляющих скоростных способностей – время реакции, скорость при выполнении элементов атаки (контратаки), ударов в падении, при разворотах и т. д.

Эффективность скоростной подготовки обу­словливается многими факторами. В их числе подбор тренировочных упражнений и их раз­нообразие, количество отдельных упражнений в сериях, скорость и интенсивность работы при выполнении различных упражнений, режим работы и отдыха в тренировочных сериях, предварительная подготовка к эффективному вы­полнению упражнений и сочетание скоростной работы с восстановительными процедурами.

Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяет­ся их характером и необходимостью обеспечить высокий уровень скоростных способностей. При совершенствовании отдельных компонентов ско­ростных способностей (например, время реак­ции, скорость одиночного движения) некоторые упражнения очень непродолжительны – менее 1 с, а при нескольких повторениях их продолжи­тельность увеличивается до 10-15 с; очень не­продолжительны (до 5-15 с) также упражнения, направленные на совершенствование комплекс­ных скоростных способностей.

Повторений упражнений, направленных на повышение скоростных способностей, должно быть как можно меньше, чтобы обеспечить максимальный контроль спортсмена за качеством движений. Опыт показывает, что единоборец, который делает упражнения правильно и с высокой эффективно­стью в первых двух-трех повторениях, в дальней­шем теряет интерес к ним и ослабляет контроль за качеством их выполнения. Это же происходит и с единоборцем, у которого первые несколько по­пыток были неэффективными. В обоих случаях продолжение упражнений является недостаточно эффективным, требуется смена тренировочных заданий на новые, способные стимулировать ин­терес и активное восприятие. Опыт показывает, что оптимальное количество скоростных упраж­нений в одной тренировочной серии не должно превышать шести. Такое количество достаточно для того, чтобы обеспечить тренировочный эф­фект и избежать некачественного выполнения упражнений (Sweetenham, Atkinson, 2003).

При планировании интенсивности и скорости работы на боксерских мешках следует исходить из того, что тренировочная ра­бота должна оказывать на организм спортсмена воздействие, стимулирующее приспособитель­ные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сумме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсив­ность упражнений. При выполнении скорост­ных упражнений спортсмен должен стремиться обеспечить максимальный уровень проявления скорости за счет эффективной техники и соот­ветствующей мобилизации сил.

Важнейшим моментом в процессе скоростной подготовки является рациональное сочетание ско­рости при выполнении различных упражнений и интенсивности работы как показателя, отражаю­щего величину усилий, развиваемых юным единоборцем. Опыт показывает, что максимальная скорость, как правило, проявляется при околомаксимальных усилиях (95-98 % максимально возможных) (Платонов В. Н., 2005; 2012).

Акцентирование внимания единоборцев при вы­полнении скоростных упражнений на макси­мально доступной интенсивности работы ак­тивизирует мышцы, не имеющие отношения к эффективному выполнению скоростных упраж­нений, затрудняет дыхание, приводит к быстрому развитию утомления и уменьшению объема рабо­ты. Поэтому внимание единоборцев при кратковременной работе должно быть в равной мере сконцентрировано на двух моментах: 1) обеспече­ние околопредельной (95-98 %) интенсивности работы; 2) контроль над качественными характери­стиками спарринговой техники.

При выполнении упражнений, направленных на повышение скоростных способностей единоборцев, очень важно определить оптимальный темп работы, обеспечивающий высокое качество дви­жений. Делать это жела­тельно на скорости 85-95 % максимальной. В дальнейшем при работе коротких отрезков с более высокой скоростью следует добиваться от единоборца повышения скорости работы за счет улуч­шения атакующей техники и увеличения мощности ударов, а не за счет ускорения темпа.

Скоростная подготовка не может быть ограни­чена упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсивности. Совершенствова­нию различных скоростных способностей и их состаатяющих помогают упражнения, выполняемые с интенсивностью 85-95 % максимально доступ­ной и направленные на повышение эффективности спарринговой техники и мощности ударов. И именно широкая вариативность интенсивности работы при выпол­нении отдельных упражнений со значительным использованием средств, требующих предельной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повыше­ния скоростных возможностей юных единоборцев занимающихся киокусинкай.

При развитии скоростных способностей про­должительность пауз планируется так, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена. Если паузы будут короче, то в организме спортсмена произойдет относительно быстрое накопление продуктов распада, что при­ведет к снижению работоспособности при выполнении последующих упражнений. Дальнейшее продолжение работы в этих условиях будет в большей мере повышать анаэробную (гликолитическую) производительность, чем совершенствоватъ скоростные возможности.

Следует отметить, что при методически неграмотной организации работы по развитию быстроты – у спортсмена может возникнуть скоростной барьер (стабилизация скорости).

Многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов и снижение психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы, выполняемой в оптимальных для развития ско­ростных способностей условиях, способствует серийное выполнение упражнений: 5-6 х 5-10 с; 3-4 х 15-20 с; 2-3 х 25-30 с. Продолжительность пауз между сериями обычно от 2 до 5 мин, что зависит от характера упражнений, продолжи­тельности и интенсивности работы (Платонов В. Н., 2012, с. 129).

При построении программ занятий скоростной направленности тренер может руководствоваться данными (в соответствии с таблицей 1).

 

Таблица 1 – Режим работы и отдыха при развитии комплексных скоростных способностей (Платонов В. Н., 2005)

 

 

Однако при этом следует учесть, что рекомендации отно­сятся к квалифицированным спортсменам. Не ме­нее важно правильно определить, к какому типу (локальные, частичные или глобальные) относятся упражнения, отобранные для скоростной прог­раммы (Платонов В. Н., 2005, с. 370).

Разнообразные гимнастические упражнения для мышц рук с небольшими отягощениями, неко­торые короткие удары в киокусинкай и другие двига­тельные действия, не вовлекающие в работу боль­ших мышечных объемов, являются упражнениями локального характера (Болотов В. М., 2013).

Большинство ударов в ган­дболе, футболе, хоккее, гребля на байдарках тре­буют участия в работе средних мышечных объе­мов и, следовательно, относятся к упражнениям частичного характера. В качестве примеров уп­ражнений глобального характера можно привести метание молота, рывок в тяжелой атлетике, мно­гие приемы различных видов борьбы, спринтер­ский бег, плавание на короткие дистанции, акаде­мическую греблю (Платонов В. Н., 2005, с. 370).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: