То, что последует на этом этапе нашего изучения, не обязательно является чем-то новым. Оно, скорей, соединит воедино некоторые уроки, уже выученные нами. В любом случае, наш писатель более описывает то, что вера может сделать и делает таким образом, что, даже только начиная читать 33-ий стих, можно в определённом смысле познать об экспериментирующей вере всё, что нужно. Из поел, к Евр. 11:33-35 можно извлечь три урока.
1. Истинная вера всегда подлинна. Это отчасти именно то, что я подразумеваю под «уникальными» возможностями веры. Истинная вера никогда не бывает подделкой. Тот Самый Бог, Который любит каждого человека так, как будто любить больше некого, таким же образом бросает вызов каждому человеку так, как будто кроме него больше никого нет. Таким образом, истинная вера бросает вызов человеку, чтобы стать уникальной и задать свой тон.
Библия была дана церкви не для того, чтобы установить ограничения на всё, что она может делать. Ещё меньше для ограничения «чрезвычайности» библейских времен. Она была для того, чтобы корректировать нас в случае, если мы перейдём границы доктрины. Вера, создана с целью освободить нас, чтобы мы в нашем поколении могли делать то, что делали библейские люди (и великие люди в истории церкви) в своё время. Вызов уникальности освобождает нас от страха, вызванного вчерашними успехами и поражениями. Свобода уникальности позволяет нам быть самими собой, а не другими людьми или теми, кем нас пытается сделать кто-то.
|
|
О событиях, описанных в поел, к Евр. 11:33-35, можно сказать, что они были беспрецедентными. Когда Даниил был брошен в львиный ров, не было никакого прецедента тому, что он спасётся. Но вера Даниила «заградила пасть львам». Можно добавить, что с тех пор такого больше не случалось! Более того, когда Седрах, Мисах и Авденаго были связаны и брошены в горящую печь, не было никакого прецедента тому, что их увидят там свободно разгуливающими с Четвёртым Человеком. Но их вера «угасила силу огня». Когда Иезекиилю было сказано, чтобы он приготовил свой дом к скорой своей смерти, у него были все причины поверить этому. Но он отказался этому верить. Он «получил обетование» и прибавилось ему ещё пятнадцать лет жизни. Он «укрепился от немощи». Таким образом, вера подлинна. Она задаёт свой собственный тон и ей нравится относиться с неуважением к существующим формам. Она высмеивает прецеденты и переступает через наши собственные планы. Подлинность веры, кроме того, часто сохраняется. Это означает, что со временем, иногда другие удерживаются от совершения того же поступка. Подлинность веры сохраняется только для того, чтобы мы не ждали прецедентов. «И не было такого дня ни прежде, ни после того...» (Нав. 10:14).
|
|
2. Потенциал истинной веры неограничен. Описание веры в 33-35 стихах указывает на глубокое понимание, которое за ними скрывается. «Без откровения свыше народ необуздан...» (Пр. 29:18). Вера отказывается принимать «неизбежность», она марширует не под тот оркестр, который слышат массы. Кто мог бы подумать, что вера способна изменить судьбу народа? Но вера снова и снова «подчиняла царства». Истинная вера не только изменяет жизни, она меняет народы. Понимание Мартина Лютера об оправдании только верой изменяет душу. Джон Кальвин сделал следующий шаг. Он видел, что та же доктрина способна изменить народы. Гарри Емерсон Фосдик сказал, что чтение истории западных цивилизаций отдельно от Кальвина - это чтение истории «одним глазом».
Таким образом, наш писатель говорит, что нелимитированная вера - это вера, которая может перевернуть законы природы. «Жёны получали умерших своих воскресшими». Насмешка веры неизбежна. Постичь природу веры - значит понять её противоположность природе и нашему природному образу мышления. Природа утверждает: «Это - невозможно». Вера утверждает: «Возможно». Вера строит своё царство на камне, который был «отвергнут строителями» (Матф. 21:42). Веру не пугает то, что она единственная видит невидимое для других. Веру не устрашает тенденция, которую рабски преследует бездумное большинство. Природа пользуется тем, что возможно. Вера - тем, что невозможно.
3. Истинная вера - это послушание, не ожидающее наград. Вера делает то, что она делает, не потому, что ожидает награды в этой жизни. Она просто делает это. Три еврейских сына признавали возможность того, что Бог милостиво не позволит пламени превратить их тела в пепел. В основе того, что они угасили «силу огня» лежит не ожидание награды от Бога за то, что они сделали. Совсем наоборот. «Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскалённой огнём... ЕСЛИ ЖЕ НЕ БУДЕТ ТОГО, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17-18). За их верой стоит послушание, не ожидающее наград. Им и в голову не приходило, что в их послушании было что-то демонстративное. Как сказал наш Господь: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Луки 17:10).
Таким образом, послушание - это награда самому себе. Вера это знает. Вера послушна Богу, Который её даёт. Это послушание не зависит от результатов или предполагаемого успеха. Оно не в работе, потому что оно «работает», оно в работе, потому что им движет желание угодить Богу.
Таким образом, то, что делает вера, в определённом смысле, - непредсказуемо. То есть целью послушания является не достижение определённого результата. Вера, скорей «случайно» достигает результата. Вера - это послушание, не требующее вознаграждения. То, что Бог может сделать на вершине этого послушания (наградить ли способностью «избегать острия меча», то ли «заграждать уста львов») - это не наша прерогатива, а Его. «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов 13:15). Так, «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение». Вера послушна Богу. Вера не может иначе.