Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
План:
1. Основные методологические характеристики научного исследования:
проблема,
тема,
объект,
предмет,
цель,
задачи,
гипотеза,
методы,
хронологические и географические рамки,
защищаемые положения
научная новизна результатов,
практическая значимость.
2. Общая логика построения научной работы.
Задания для подготовки к практическому занятию.
1. Выпишите определения всех основных методологических характеристик научного исследования.
2. Составьте схему, отражающую взаимосвязи между этими категориями.
3. Какой компонент в этой схеме является системообразующим?
4. Подумайте, какие из методологических характеристик являются универсальными и должны присутствовать в исследовании с любой тематикой, а какие – носят локальный характер и могут не формулироваться для ряда исследований.
5. Можно ли установить иерархию методологических характеристик по уровню сложности и объема? Какие их них должны непременно присутствовать в курсовой работе? в выпускной квалификационной работе бакалавра? в магистерской диссертации? в диссертации кандидата наук?
6. В чем состоит различие между научной проблемой и практической задачей?
7. Рассмотрите предложенные разными авторами алгоритмы логического построения научно-исследовательской работы. Сравните их.
8. Сформулируйте наиболее общий подход к логике и структуре исследования по педагогике.