Бог не хотел, чтобы мы все делали сами и никогда не делегировали. Такая работа обременительна. Благодати достаточно только для того, что человек на самом деле должен сделать сам. Лидеру необходимо научиться делегировать. Это означает, что он оставляет и передает некоторые обязанности другим людям. Он даст поручения, но он не может переложить полную ответственность на других. На светском предприятии власть и ответственность идут рука об руку. Точно так же и в Божьем Царстве. Лидер с видением несет основную ответственность за видение, которое дал ему Господь. Он не имеет права позволить соработникам поступать, как им вздумается. Все должно проверяться в свете видения, данного Господом. Если нет видения, то нет будущего и нет успеха.
Примером этого (он уже приводился во второй главе) является совместная работа Моисея с мастерами Веселиилом и Аголиавом по подготовке скинии (Исx. гл. 37 - 40 ). УМоисея есть видение и основная ответственность. Веселиил четко следует инструкциям и использует свой художественный дар по своему усмотрению, изготовляет и оформляет отдельные части скинии. Затем приходит Моисей, проверяет все и ставит точку в работе. Хотя Моисей делегировал работу другим людям, которые были искуснее его во всех вопросах, на нем по-прежнему лежала главная ответственность, и он должен был проследить за тем, чтобы все было сделано в соответствии сувиденным им.
Интересно, что греческое слово «строитель» в Первом послании к Коринфянам (3:10) — это слово архитектор. В те времена архитектор был еще и строителем. Архитектор трудится строго в соответствии со своим чертежом и следит за тем, чтобы не было отклонений от него или дефектов в материале. Отсюда и постоянные трения между ремесленниками и архитекторами. Рабочие хотят побыстрее сделать работу, и, может быть, немного подзаработать на дешевом материале, а архитектор упускает из виду финансовые пропорции, строго придерживаясь рисунка, созданного в чертежах. В Божьем Царстве существует конфликт между необходимостью дать работникам свободу и возложить на них ответственность и в то же время не отпустить все бразды правления и не уклониться от видения.
Делегировать не значит бросить. Иногда лидер облегчает себе работу, возложив некоторые обязательства на кого-то другого, и идет домой пить чай. Тогда не стоит удивляться результатам такой работы. В этом виноват не работник, а лидер, который не взял на себя ответственность, не проследил за работой, не назначил крайний срок и не проверил конечный результат. Но лидер не может вникать во все детали, мешать работе или волноваться о том, на самом ли деле все получится. Моисей увидел в мельчайших подробностях, как должна выглядеть скинии. Он передал это Веселиилу и Аголиаву. В нескольких главах о нем вообще не упоминается ни слова. Затем он возвращается, чтобы проверить конечный результат и одобрить работу.
Существует история о том, как Микеланджело должен был расписать Сикстинскую капеллу в Ватикане. Папа Римский Юлий Второй постоянно приходил туда, мешал и давал всяческие указания. Наконец Микеланджело не выдержал и сбросил сверху ведро с краской, Папа Римский тут же исчез. Придя проверить результаты работы, он остался чрезвычайно доволен. Фрески — среди них «Сотворение мира», на которой Отец простирает палец к спящему Адаму, — сохранились и по сей день.
Тесть Иофор помогает Моисею советом делегировать и тем самым облегчает жизнь тысячам людей. Делегирование состоит из двух шагов:
1. Увидеть необходимость в делегировании.
2. Локализовать и определить задачи лидера и разграничить их.
Настолько же важно знать, что не нужно делать, как и важно знать, что делать. Невозможно делать все!
Перед Моисеем как лидером стояли три конкретные задачи:
1. Его первостепенной задачей было: «Будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его» (Исх. 18:19). Его основным приоритетом было ходатайство. Апостолам тоже пришлось понять это, когда их начали отвлекать от Слова и молитвы ради помощи народу во всевозможных практических вопросах (Деян. 6:2,4). Христианское лидерство — это духовное служение. Его суть заключается не в том, чтобы быть искусным в администрировании, экономике или вопросах ведения рынка. Все это, может быть, и необходимо, но этого недостаточно. Смысл заключается в том, чтобы быть перед лицом Бога, молиться за народ и те задачи, которые возложил на него Господь.
2. Вторая задача: «Научай их уставам и законам Божьим» (Исх. 18:20). Это проповедь Слова. Сюда входит также задача пророческого провозглашения — «указывай им путь Его, по которому они должны идти» (ст. 20). Только тот, кто побывал перед лицом Отца, может поделиться Словом с народом. Многие умеют проповедовать, многие могут изучать и готовить интересные толкования Библии. Однако это не то же самое, что быть перед троном и искать Бога до тех пор, пока Он не даст слово, которое будет насущным для людей, служить которым вы поставлены.
3. Третья задача — это инструктировать народ о делах, «которые они должны делать» (Исх. 18:20). Здесь чаще всего допускают ошибку проповедники. Мы можем увещевать и вдохновлять или проводить самые вдохновляющие глубокие занятия по Библии, но если люди уйдут оттуда, не зная, как им быть, то мы упустили суть. Лидер обязан проследить за тем, чтобы все шли в одном направлении и понимали свои задачи. Это означает, что разум людей должен обновиться так, чтобы они считали самих себя не потребителями религиозных развлечений, а тружениками, которым необходимо получать инструкции о том, какие задачи им предстоит выполнять. Не все хотят принадлежать к единой церкви, которая трудится. Некоторые будут недовольны и оставят церковь, жалуясь на сильный контроль и досадуя на недостаток благодати. Вероятнее всего, они никогда не читали места Писания, в которых Павел говорит о данной ему благодати, чтобы трудиться больше всех.
Церковь — это народ, собирающийся на собрания с хвалой, поклонением и почтением к Богу. Скиния была построена для того, чтобы народ мог проводить служения перед Господом, принося угодные Ему жертвы угодным Ему способом. Но церковь — это еще и место, где трудятся и ведут миссионерскую работу, где прилагают усилия к достижению других людей и оказанию им помощи. В церкви каждый является тружеником. Задача лидеров — инструктировать о наличии задач и показывать, как осуществить их наилучшим образом.