Изучение жизни и творчества М. Карима как сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей будущего поколения

МУСТАЙ КАРИМ.

 

СОГЛАСОВАНО» «РАЗРАБОТАЛ»

Методист Преподаватель русского

___________ Зац Г.С. языка и литературы:

«___» ______2004 г. _________ Лазарева О.В.

«___»_________2004г.

 

Председатель комиссии

общественных дисциплин

____________ Иванов Ю.М.

«___»_______2004г.

   

Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

1.1. Изучение жизни и творчества М. Карима как сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей будущего поколения. 4

1.2. Биография Мустая Карима на русском и башкирском языках. 6

1.3. Мустай Карим и театр. 19

2. Практическая часть. 21

2.1. Методические рекомендации. 21

2.2. «И каждый день с рассветными лучами птиц выпускаю из своей груди…(урок по лирике М.Карима) 23

2.2.1. Методическая карта урока. 23

2.2.2. Технологическая схема урока. 24

2.2.3. План- конспект урока. 25

2.3. Трагедия войны в повести М.Карима «Помилование». 35

2.3.1. Методическая карта урока. 35

2.3.2. Технологическая схема урока. 37

2.3.3. План-конспект урока. 38

2.4. Литературно музыкальная – композиции по творчеству Мустая Карима. 43

2.5. Вечер встречи с Мустаем Каримом. 53

2.6. Тесты.. 60

3. Исследовательская часть. 69

4. Список использованной литературы.. 71

5. Приложения. 72

5.1. Рисунки студентов. 72

5.2. Фотографии. 77

5.3. Творческие работы студентов. 82

5.4. Отзывы.. 86

 


Введение

 

 

В свете проблем гуманизации образования проведение литературно-музыкальных вечеров, классных часов, учебных занятий на тематику «Воспитание души» необходимо и актуально, т.к. именно на них формируется у студентов творческий потенциал, культура общения, развиваются природные задатки. Происходит приобщение студентов к системе культурных ценностей, расширяется кругозор, возрастает эстетический уровень оценки и самооценки.

Особенно важно такую работу проводить в специальных учебных заведениях технического профиля, чтобы воспитывать гармонично развитых специалистов, умеющих не только профессионально разбираться в технике, но и быть всесторонне развитыми людьми, умеющими понять и почувствовать прекрасное, вечное.

Настоящая методическая разработка адресована учителям-словесникам, воспитателям, классным руководителям – всем, кто интересуется вопросами духовного развития подростков и юношества.

Методическая разработка «Воспитание души. Творчество Мустая Карима» ничего не предписывает. Она лишь отражает мысли и опыт проведения литературно-музыкальных композиций, учебных занятий, классных часов. В ней собран материал, а как им распорядиться зависит от конкретного преподавателя, его творческого подхода, его отношений со студентами. Наша задача – дать идею опыта, разбудить мысль самого педагога и его студентов.

«Творчество Мустая Карима» является четвертой частью цикла «Воспитание души», второе издание, исправленное и дополненное. Посвящается эта разработка 85-летию со дня рождения Мустая Карима.

Проведение подобных мероприятий является примером обучения в сотрудничестве и сотворчестве, поскольку создает оптимальные условия для раскрытия, коррекции и развития личности студента.


 

1. Теоретическая часть.

Изучение жизни и творчества М. Карима как сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей будущего поколения.

 

Мы достаточно много знаем о писателях Запада и Америки, кое-что слышали о поэзии средневекового Востока. И это прекрасно. Хуже то, что мы, говоря словами А. С. Пушкина, «ленивы и нелюбопытны» к отечественной истории и российской культуре и не знаем, что в эпоху Низами и Руставели, одновременно с автором «Слова о полку Игореве» жил и творил Кул Гали, автор «Сказания о Юсуфе»; вобравшего в себя мудрость Библии, Корана и народов Поволжья. Мы не подозреваем, что суфийская поэзия развивалась не только в Персии, но и на Волге. За пределами наших знаний богатейшая литература горских народов. А ведь еще Пушкин публиковал в «Современнике» и высоко ценил произведения Султан Казы Гирея. Книги осетина Косты Хетагурова, татарина Тукая, еврея Шолом – Алейхема, башкира Мустая Карима давно перешагнули границы России и стали явлениями мировой культуры.

На встрече со студентами Башкирского строительного колледжа национальный башкирский поэт, писатель и драматург, человек-легенда, человек с мировым именем Мустай Карим сказал простые и мудрые слова: «У меня особенная память – я не помню плохих людей, помню только хороших. И когда мне говорят, что я пишу неправду, что плохих людей больше, я отвечаю, что это не мой материал. Пусть о плохих пишут другие».

Неслучайно произведения Мустая Карима наполняют читателя радостью бытия, надеждой и оптимизмом, любовью и состраданием.

Мустай Карим и как художник, и как человек – личность цельная, глубокая, незаурядная. Для молодого поколения на современном этапе важно обрести нравственный стержень, выработать свой позитивный взгляд на жизнь, расширить кругозор, обрести духовность. Мустай Карим именно тот Человек, в котором совместились душевность и духовность, чье творческое наследие способствует «гимнастике ума» и потенциальному развитию личности подрастающего поколения. Поэт не терпит пустословия и бесплодной суеты, не боится не понравиться или разонравиться кому-то, не оглядывается на власть придержащих, а спокойно и мудро вершит свое писательское дело…

Творчество М. Карима – это страна, открытая для всех: и любителей прекрасного, и искателей смысла жизни, и жаждущих совета, и нуждающихся в истине. И вхож в эту страну каждый грешный и безгрешный, зрячий и слепой, добрый и злой, большой и малый. Слепой духовно, соприкоснувшись с творчеством поэта, обязательно прозреет, грешный – обретет веру, злой протянет руку помощи слабому, малый станет взрослее и мудрее.

Лично я не могу представить себе литературу без творчества Мустая Карима. По-моему мнению, студенчество, читая произведения Мустафы Сафиевича, постигают азы искренней дружбы, любви к родной природе и земле, чести и верности, смысла человеческой жизни. Каждая строчка его произведений способна задеть, растревожить самые затаенные струны еще детского сердца. Читая М. Карима, ребята задумываются о чести и верности, о героизме и трусости, о справедливости и подлости. Радуясь и переживая вместе с героями книг, они учатся жизни.

Когда у Мустая Карима спросили, что бы он хотел сказать людям, которые будут жить через сто лет, он ответил: «То, что я хотел сказать – это могут донести только мои книги. Если хоть одна строчка через сто лет дойдет, кому-то будет интересно… А если книг читать не будут, то мои сегодняшние тирады, мои обращения – они не дойдут.

Не скажу, что я в жизни ничего не делал. Кое-что сделал. Я считаюсь человеком незлым. Не способствует ли это восприятию моих вещей больше, чем они стоят? Я размышлял на эту тему. Если писатель вздорный человек и отношение к нему какое-то предвзятое, его произведения читаешь с другой точки зрения. А вот ко мне у всех хорошее отношение. Оно могло дезориентировать читателя по отношению к моим вещам.

Конечно, если жизнь имеет начало, наверное, и конец будет. Наши земля претерпела и обледенения, и потопы, это было самоутверждение земли, испытание ее на крепость. Мне кажется, что и через сто лет люди так же будут встречать солнце, будут любить, будут рождаться дети. Если всего этого не будет – зачем тогда жить на земле?

В конце прошлого тысячелетия в Европе была апатия, уныние. Думали – конец света, скоро все кончится. Но настало новое тысячелетие, и… жизнь пошла своим чередом.

Я настроен оптимистично. Всегда вспоминаю, что было написано на перстне царя Соломона. «Пройдет и это», - гласила надпись. Смуты случались на нашей земле. Я думаю, что людское благоразумие сослужит свою службу. Надо сохранить и приумножить то, что есть».

Сегодня, в третьем тысячелетии, главным богатством должен стать интеллектуально – духовный потенциал, основанный на непреходящих общечеловеческих ценностях, созданных и осмысленных лучшими умами.

Мое глубокое убеждение, что все новые поколения читателей будут черпать духовные силы из мудрого и светлого родника творчества Мустая Карима.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: