Как только в Швабии началось крестьянское восстание, Томас Мюнцер направился в Тюрингию, в вольный имперский город Мюльгаузен....17 марта 1525 г. в Мюльгаузене произошла революция. Вместо старого патрицианского совета был избран «вечный совет» во главе с Мюнцером. «Вечный совет» провозгласил уничтожение всякой власти, общность всех имуществ, равную для всех обязанность трудиться.
Немецкие князья объединили свои силы, в их распоряжении находились 6000 пехоты, 2600 конницы и много бомбард. Мюнцер собрал 8000 человек. Его отряд имел 8 бомбард. Боеспособность отряда была ниже, чем у войска князей, так как в крестьянских отрядах насчитывалось мало бывших солдат, они не имели хороших командиров, были плохо вооружены и малодисциплинированны. Сам Мюнцер познаниями в военном деле не обладал.
Князья повели себя вероломно. 16 мая они начали переговоры с крестьянами и заключили с ними перемирие, а затем неожиданно перешли в наступление. Мюнцер расположил свой отряд на одной высоте («гора битвы») в районе Франкенгаузена и построил укрепленный лагерь. Князья послали к крестьянам парламентера с предложением выдать Мюнцера живым, за что обещали им амнистию...
|
|
Пока крестьянский отряд обсуждал предложение князей, колонны ландскнехтов4, имея кавалерию на флангах, начали окружать лагерь Мюнцера. Под прикрытием огня бомбард ландскнехты приблизились к лагерю, где встретили незначительное сопротивление. Линия повозок была легко прорвана, и крестьяне в беспорядке побежали к Франкенгаузену и к лесу, попадая под удары обходных колонн ландскнехтов и конницы. Из 8000 крестьян было убито 5000 человек. На плечах отступавших крестьян в Франкенгаузен ворвалась конница князей, взявшая город без особого труда. Раненый Мюнцер был взят в плен, подвергнут пыткам и обезглавлен.
25 мая соединенные княжеские войска, насчитывавшие 11 800 человек, окружили и взяли Мюльгаузен, который защищали 1200 бюргеров. Князья сожгли и разграбили несколько городов и деревень. Многих крестьян казнили. Таким же террором окончились крестьянские восстания в Эльзасе и в альпийских землях Австрии. Во время крестьянской войны только со стороны восставших погибло 150 000 человек.
Раскрывая пятый пункт плана — о княжеской Реформации, основное внимание следует уделить значению Аугсбургского религиозного мира. Это сложная проблема, так как при том, что этот мир уравнял в правах католиков и протестантов, он затормозил процесс создания единого национального государства. Деление германских земель на католические и протестантские стало причиной неисчислимых бедствий Германии на протяжении последующих ста лет и одной из причин ее отставания от других европейских стран в течение XVI—XVIII вв.
|
|
В заключительной части урока учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности. Домашнее задание указано в технологической карте.
УРОК 13. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации: 1. Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека. 2. Кальвинистская церковь. 3. Игнатий Лойола — создатель ордена иезуитов — орудия в борьбе за укрепление позиций католицизма. 4. Борьба пап с Реформацией. 5. Филипп II против Реформации. Возможная личностно значимая проблема: одна из трагедий человеческого общества — религиозная нетерпимость, рождающая взаимную ненависть и раскалывающая общество |
Планируемые результаты изучения материала | Школьники усваивают, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Учеными-историками признано, что кальвинистское учение способствовало разрушению традиционного общества и активизации предпринимательской деятельности. В то же время французский мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Совместимы ли эти точки зрения? 2. Одна из заповедей иезуитов гласила: «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения». Подумайте, какому обществу более подходит такая идеология — традиционному или индустриальному. Свою точку зрения аргументируйте. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: рассуждение и аналитическая беседа (учение Кальвина), сюжетный повествовательный рассказ (кальвинистская церковь, орден иезуитов), прием персонификации (Кальвин, Лойола), заочная экскурсия (Женева), организация работы с документом, обучение учащихся решению учебных проблем и обобщению. На уроке используются внутрикурсовые связи |
Развитие умений учащихся | Учатся сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности |
Основные понятия и термины | Кальвинизм, кальвинистская церковь, пресвитер, орден иезуитов, иезуит, Контрреформация, религиозные войны |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 12. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 383—384. Будда. Конфуций. Саванаролла. Торквемада. Лойола / Сост. «ЛИО Редактор». — СПб., 1998. И. Р. Григулевич. Инквизиция. — М., 1976. С. Цвейг. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина // Совесть против насилия. — Киев, 1989 |