Россгейм требует также отмены выплаты пособий лицам, которые не оказали никакой услуги городу и которые живут за счет города, а также отмены таких необоснованных льгот, как рубка леса, потому что это вызывает опустошение лесных массивов и наносит ущерб жителям города...
Они требуют также отмены налогов на мясо, хлеб и соль... а также отмены уплаты двенадцати су за каждый мешок фруктов;
... свободы прессы;
... согласия Его Величества на разрешение членам общины пасти скот в его заповедных лесах...
... отмены налога на соль... Всем известно пагубное действие этого налога... и его разрушительное влияние на скот и на сельское хозяйство.
Объяснить явление жестокого плебейского террора могут помочь слова участника революции Гракха Бабёфа, писавшего в частном письме: «Всякого рода казни, четвертование, пытки, колесование, сожжение на костре, виселицы, повсеместное палачество воспитали у нас такие ужасные нравы! Власти, вместо того чтобы сделать нас мягче, превратили нас в варваров. Они пожинают и пожнут то, что посеяли!»
Объясняя, почему падение Бастилии считается началом революции, учитель говорит:
«Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!» Абсолютизм был свергнут, монархия стала конституционной. Король признал законность Учредительного собрания. В этом и заключался революционный переворот. Король приехал из Версаля в Париж. Новый мэр Парижа Бальи в приветственной речи сказал следующие слова: «Генрих IV некогда покорил этот народ; сегодня же население Парижа покорило своего короля».
В заключение урока учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности и обсуждают, что из содержания урока имеет для них личностное значение.
УРОК 26. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Великая французская революция. От монархии к республике: 1. Декларация прав человека и гражданина закладывает основы правового государства. 2. Вареннский кризис — бегство и возвращение короля. 3. Конституция 1791 г. Жирондисты в Законодательном собрании. 4. Начало революционных войн. «Отечество в опасности!» 5. Якобинский клуб. М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, Ж. Дантон. 6. Свержение монархии и провозглашение республики. Казнь короля. 7. Якобинская диктатура и террор. Возможная личностно значимая проблема: свобода есть право делать то, что разрешено законом. Человек свободен в своих действиях, пока они не причиняют вреда другим. Насилие безнравственно, даже если его одобряет большинство |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что Декларация прав человека и гражданина провозгласила основы нового политического устройства Франции и была победой права над традициями старого порядка; в результате завоеваний революции Франция стала республикой, что явилось победой третьего сословия; якобинская диктатура стала отступлением от правовых норм. Ученики убеждаются, что террор аморален по своей сути и не является методом разрешения проблем |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Считается, что одно из величайших значений Декларации прав человека и гражданина заключается в том, что она означала победу права над традициями старого порядка. Если вы согласны с этим положением, то найдите аргументы и факты, подтверждающие эту точку зрения. 2. Авторы учебника считают, что диктатура якобинцев являлась нарушением Декларации прав человека и гражданина. Укажите факты, подтверждающие эту точку зрения. 3. Как вы думаете, почему политика террора, введенного по требованию санкюлотов, закончилась крушением якобинской диктатуры? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (развитие революции), организация лабораторной работы (Декларация...), драматизация повествования (казнь короля, террор), персонификация (Робеспьер, Марат), эвристическая беседа (причины террора), обучение решению учебных проблем |
Развитие умений учащихся | Анализируют текст документа, выделяют главное и устанавливают причинно-следственные связи, решают познавательные и проблемные задания; актуализируют ранее полученные знания, оперируют терминами и понятиями, учатся сопереживать |
Основные понятия и термины | Белая эмиграция, жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина, декрет |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 25. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Начало Великой французской революции» и «Борьба революционной Франции с внешней и внутренней контрреволюцией в 1792—1794 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 518—529. В. Гюго. Девяносто третий год. Ф. Гра. Марсельцы. Р. Роллан. Вальми. Дантон. Робеспьер. С. Цвейг. Мария Антуанетта: Портрет ординарного характера. Е. Черняк. Судебная петля.— М., 1991 (глава «Лики террора»). Иллюстрации: гравюры и репродукции картин; портреты Людовика XVI, Марии Антуанетты, Дантона, Робеспьера, Марата |