Конспект второго дня. Художественные игры.
Цель: познакомить с основными принципами рисования.
Реквизиты:
Бумага белая А4
Картон цветной
Ножницы
Краски
Кисточки
Фломастеры
Блюдечки для воды
Пластиковые контейнеры 2-3 шт
Карточки для названий (подготовить заранее для игр с карточками)
Синяя/голубая бумага для капель дождя (можно вырезать заранее)
Зонтик
Клей
На всякий случай тряпочку или салфетки, если прольётся вода
План занятия
Музыкально-ритмическая часть
“Дождик-дождик”
Как всегда мы начинаем игру с музыкально-ритмической части, чтобы настроиться и подвигаться. Сегодня мы поиграем в дождик, поэтому нам понадобятся капельки.
Вырезаем капли дождя синего, голубого, фиолетового цвета.
Кап-кап, кто там?
Кап-кап, что там?
Это дождик вышел
Погулять по крышам!
Кап-кап-кап!
Капельки собираем в контейнеры и высыпаем оттуда. Кладем на ладошку и дуем.
Дуть на капельки - очень полезно для развития речи. А также полезны различные звукоподражания. Возможен вариант с гласными звуками, добавляя новые не отработанные гласные звуки. Сегодня в занятие есть очень много коротких слов: кап-кап, топ-топ, кто там, что там. Так что сегодня не будем добавлятьбольше ничего.
“Волшебный зонтик”
Достаем зонтик. Прячьтесь под зонтиком. Прячем ребенка с любимой игрушкой под зонтиком и кидаем сверху на зонтик капельки. Поем другую песенку про дождик.
Дождик, дождик, кап да кап,
Ты не капай сильно так!
Дождик, дождик льётся,
В руки не даётся!
Кап-кап-кап!
Можно осторожно пальчиком стучать по зонтику.
Аплодируем и хвалим. Повторяем 2-3 раза.
Изобразительная часть (“Рисуем дождик красками”)
Обсуждение важных моментов
Чем рисовать
Начинаем с красок в возрасте 7-8 месяцев. Дальше фломастеры и мелки. Почему фломастеры, а не карандаши: они пишут ярко, линия остаётся от небольшого прикосновения. Мелки маленькие удобны тем, что ребёнок не может их взять неправильно.
Ещё важные моменты:
1. мы не выкладываем всю упаковку фломастеров, а только 2-3, которые нам сейчас нужны.
2. Когда ребёнок первый раз видит фломастеры, то это очень интересно! Поэтому отдельное время потратьте на знакомство с ними: пооткрывать-позакрывать, поменять колпачки местами, заодно и цвета повторите.
3. После игры мы все убираем в недоступное место, иначе, наверняка, все обои и мебель будут разукрашены.
4. Мы не используем чёрный цвет. Где можно убираем - из упаковки фломастеров, карандашей, пластилина. Из акварельных красок тоже, если там краски вынимаются. Бывает, что дети требуют чёрную краску, поскольку в детском саду рисуют ей - ну, дайте ему. Это необязательно выражает негатив. Это может быть связано с тем, что ребёнок видел чёрного кота и хочет нарисовать чёрного кота! Но все же мы стремимся, чтобы работы были веселые и красочные.
Очень важно подготовить игру за столом заранее, чтоб малыш, если он не очень опытен в таких занятиях, не отвлекся на реквизит. Начните игру сразу. Помните, что это не просто рисование, а игра на листе бумаги. А значит все должно быть простым и со смыслом для малыша. Самые простые рисунки, с которых мы начинаем, те, что легко воплотить простыми линиями, примакиваниями кисти и прочее.
О реквизите вы уже читали в статье, но повторим:
- емкость для воды: лучше на первое время блюдечко.
- краски: акварель или гуашь. Хорошие краски в Икее - нечто среднее между акварелью и гуашью. Акварель более прозрачна, зато сохнет быстрее и с ней труднее создать «грязную» композицию. Но, вообще, хорошо применять разнообразие материалов. Гуашь удобна тем, что можно достать одну-две краски и когда малыш хочет большей самостоятельности, то хорошо выкладывать краску в крышечку. В акварельных красках обычно все краски на одной палитре, не вытаскиваются, и малышу хочется намазать все цвета сразу.
- формат. Рисовать лучше начинать с листа А4 (чтобы пробовать границы листа), потом можно переходить к другим форматам. Сразу скажу, формат А3 даже взрослому тяжеловато освоить. А вот если вы рисуете всей семьей одновременно - это вполне вариант. Также и формат А5 - чтобы построить гармоничную композицию внутри листа, нужно постараться и взрослому.
- кисточки (кто не купил) возьмите лучше беличьи № 6-8 или щетину (лучше и то, и другое, потому что мазки будут совершенно разные).
- бумагу берите обычную офисную (можно черновики из папиного офиса), альбомы не покупайте, это не удобно.
НАПОМИНАЕМ!
Используем приём «из руки в руку». Сажаем малыша на колени, Вкладываем кисточку правильно, берём руку малыша в свою и достаточно быстро рисуем дорожку - несколько параллельных линий и потом хаотично рисуем капельки дождя, которые будут падать на эту дорожку.. Так мы сразу дадим почувствовать, что такое "правильно держать кисть", и в будущем у нас с этим не возникнет проблем. Бывает, что ребёнок отказывается садиться на колени, но обычно это дети постарше. Если до этого вы попели и потанцевали, то обычно такого не бывает. И все же, если он не хочет, сажаем его рядом, чтобы в любой момент прийти на помощь.
*Если вдруг складывается ситуация, что ребёнок отказывается рисовать с мамой, то озвучиваем:
Если вам очень хочется помочь, а ребёнок против, то берём листок и рисуем рядом. Показываем, как взять кисточку, хвалим, когда возьмёт правильно.
Рисуем дорожку и капельки дождя, проговаривая стишок. Ведь так малыш поймет, ЧТО же мы рисуем, и захочет повторить за вами слова песенки. И вам самим будет проще остаться в игре, а не погрузиться в художество. Очень важно строить рисование на листе как игру, то есть как ситуацию с персонажами или интересным явлением.
Рисуем максимум 30 секунд. Закончили и убрали кисточку и краски подальше.
Не стремитесь к идеальному рисунку, ориентируйтесь на детей. Ваша мысль "ну, вот, все испортил" у малыша совсем в другом виде - у него там, может, тучка или лужа или вообще там котик спит! И все же мы стараемся закончить игру на листе раньше, чем появятся лишние предметы.
Хвалим за дорожку и за дождик.
Дорожку можно рисовать и фломастерами. Закрашивать дорожку не надо. Хотя если хочется, то закрашивайте. С самыми маленькими точно стоит ограничиться 2 параллельными линиями, а если хочется порисовать еще, можно развить сюжет: нарисовать лужу, тучки, и все, на что хватит фантазии.
Прекрасное продолжение рисования как игры - пальчиковая игра «сапожки» (заодно подсохнет работа).
Пальчиковая игра (Ходим по дорожке пальчиками)
Это хорошая пальчиковая игра понравится малышу и принесет пользу.
Из картона мы вырезаем два кружка - это будут сапожки. В середине делаем дырочки и надеваем на пальцы. Можно надеть на указательный и средний, а совсем маленьким детками - на указательные пальцы разных рук. Ходим ими по нарисованной дорожке, поем песенку.
По дорожке бегут
Красные сапожки,
А в сапожках бегут
Сашины ножки!
Сапожки можно делать разного цвета и изучать таким образом разные цвета. Вы также можете вырезать сапожки разного размера: большие - папины, и маленькие - деткам. Эти же сапожки можно сделать в итоге частью композиции - приклеить их на дорожку.
Не забываем как надписать работу.
Работы мы надписываем фломастером печатными крупными буквами одного размера. Может подписать мама, или вместе с малышом, используя приём из руки в руку. Если малыш не даёт руку - ничего! Подпишите сами, вместе перечитаете. Названия простые, но несущие смысл: "КАП-КАП НА ДОРОЖКУ", "ТОП-ТОП ПОД ДОЖДЕМ". Почему? Тогда это игра, а не просто подписывание предмета. Малышу интереснее, значит, запомнит больше. Обязательно указываем авторство: "РИСОВАЛ ОЛЕГ". Проводим пальчиком малыша, перечитываем.
Вывешиваем работу на выставке там, где уже должна висеть вчерашняя работа с листьями, хвалим ребенка. Хорошо бы встать и пройтись до выставки просто, чтоб малыш подвигался после занятия за столом. Можно пройти к папе или бабушке, кто уж есть дома сейчас и показать новоиспеченный шедевр. Можно показать любимой игрушке, заодно пообщаться - провести маленький простой диалог. "Привет, мишка!" - "Привет!" - “Посмотри, что мы нарисовали!" - “О, что это?" - "Это дождик капает на дорожку, мишка" - "Как красиво". Пока отвечайте за малыша, через пару месяцев он будет отвечать сам.