Участники деловой игры

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 3 команды (от 7 до 9 студентов). Способы формирования команд: по их расположению по рядам в аудитории.

Ожидаемые результаты:

- получение навыков работы в команде;

- овладение навыками управления командой, в том числе организации мозгового штурма и других форм пробуждения творчества;

- овладение методикой проведения социологического исследования степени удовлетворенности системой стимулирования труда в организации и интерпретации его результатов;

- получение навыков по разработке мероприятий по выхождению из кризиса труда и формированию высокого качества трудовой жизни;

- овладение тонкими технологиями побуждения персонала трудиться с высокой отдачей.

 

Тема деловой игры «Технология разработки и внедрения организационной культуры»

Порядок проведения деловой игры «Философия фирмы»

Этап Продолжительность, мин Цель Задачи
1-й   Краткое сообщение преподавателя Разъяснить содержание и порядок деловой игры
2-й   Определение составляющих «философии фирмы» организации (миссия, базовые цели, кодекс поведения сотрудников и т. д.) Сформулировать в общем виде перечень требований, определяющих содержание каждой составной части «философии фирмы»
3-й   Разработка антимодели («философии фирмы») госоргана, учреждения, фирмы Разделить участников игры на две команды, которые выбирают капитана и по одному эксперту в жюри. Сформулировать негативные характеристики составных частей «философии фирмы»
4-й   Представление и защита тезисов своей антимодели (презентация) Капитану команды сделать доклад и ответить на вопросы противоположной команды (не менее 5)
5-й   Разработка идеальной модели «философии фирмы» (или органа госслужбы) Сформулировать идеальные характеристики составляющих организационной культуры. Продемонстрировать синергетический эффект, получаемый организацией от данной «философии фирмы»
6-й   Представление и защита тезисов своей идеальной модели (презентация) Капитану или иному члену ко­манды сделать доклад и ответить на вопросы противоположной команды (не менее 5)
7-й   Рефлексия Студентам – членам команд объективно проанализировать процесс принятия решений
8-й   Подведение итогов деловой игры Кратко напомнить цели и за­дачи игры и результаты выполненной работы. Провести анализ моделей, обмен мнениями, подведение итогов

 

Примечание. Результаты оцениваются в баллах: модель и антимодель
за каждый элемент «философии фирмы» – 10 баллов; вопросы – до 3 баллов, ответы на вопросы – до 3 баллов.

Разработка «философии фирмы» – это всего лишь первый шаг на пути к созданию новой организационной культуры. Руководство предприятия осознает, что процесс осмысления, освоения и реального применения новой «философии фирмы» в деятельности предприятия – процесс трудоемкий и длительный. Сейчас важно другое – этот процесс начался.

Студенты погрузились в такую деятельность благодаря тому, что сами смоделировали некую фирму, дали ей название, девиз, разработали логотип, определили вид деятельности и обозначили круг проблем. Причем, на первом этапе это разрабатывалось со знаком минус, в негативных красках. Они разработали своего рода антимодель. На втором этапе конструируется идеальная модель философии фирмы.

Участие в деловой игре вооружает будущих управленцев навыками владения тонкими технологиями менеджмента при формировании или коррекции философии фирмы, пониманием того, какие реальные шаги должно наметить руководство предприятия? Для этого должна быть разработана специальная брошюра, которая поступит во все подразделения предприятия и будет доступна каждому сотруднику. Всем руководителям подразделений необходимо обсудить новую «философию фирмы» со своими подчиненными, выяснить и наметить реальные пути реализации новых целей и идей. Таким образом, каждому сотруднику будет предоставлена возможность сверить свои действия и поведение с новой «философией фирмы».

 

 

Тема 5. Функция контроля в управлении

Кейс

 

Главная задача менеджера - максимизация прибыли, получаемой компанией. Вместе с тем все большее значение приобретают социальная ответственность менеджера перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной.

В связи с этим существуют две позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес - только «делать деньги». Они обосновывают свою позицию тем, что социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению ее конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведут к росту цен (нанося ущерб потребителям) и другим отрицательным последствиям.

Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства, и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.

Вопросы:

1. Чью позицию вы разделяете и почему?

2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?

3. Будет ли ему в конечном итоге это выгодно (в том числе в финансовом отношении)? Если выгодно, то почему?

4. В каких формах социальная поддержка может осуществляться российским бизнесом:

  • в масштабах фирмы
  • в масштабах региона, страны?

 

Тема 6. Методы управления

Контент теста

 

1.Специфический вид деятельности по определению целей организации, разработке механизма их достижения и координация труда персонала для получения результатов, соответствующих целям – это:

1) дефиниция управления;

2) определение процесса управления;

3) определение механизма управления;

4) определение системы управления.

2.Соотношение категорий управления и менеджмента – это:

1) одно и то же (синоним);

2) менеджмент – это теория и практика управления фирмой (организацией) в конкурентной среде;

3) менеджмент появился в древности с разделением общественного труда;

4) соотношение содержания и формы, сущности и явления;

5) менеджмент – это вид управления.

3.К высшему уровню управления относятся:

1) мастера;

2) зам. начальника цеха;

3) начальники отделов и служб;

4) заместители и помощники директора;

5) президент фирмы.

4. Управленческим трудом заняты:

1) руководители;

2) секретарь-референт;

3) бухгалтер;

4) начальник технического отдела;

5) продавец-консультант, профессор.

5. Управленческими процедурами контроля являются:

1) сбор информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах;

2) оценка состояния и значимости результатов;

3) приобретение офисной мебели и оргтехники;

4) анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты;

5) регулирование - принятие корректирующих воздействий и устранение выявленных отклонений.

6. Метод управления – это:

1) способ воздействия субъекта управления на объект;

2) способ осуществления управленческих функций;

3) способ осуществления управленческой деятельности, применяемой для постановки и достижения цели;

4) единственная категория в теории управления, которая всеми специалистами понимается однозначно;

5) технология управления, алгоритмизирующая процесс управления сложным объектом.

 

Ключ к тестовым заданиям:

1. 1)

2. 2), 4), 5)

3. 4), 5)

4. 1), 2), 3), 4)

5. 1), 2), 4), 5)

6. 1), 2), 3), 5)

 

Тема 7. Социальные факторы управления

Кейс

 

Как лучше работать с партнером, клиентом? Этот вопрос стоит перед каждым менеджером. Здесь можно использовать следующие подходы:

  1. Создать доверительную атмосферу при переговорах.
  2. Попросить партнера более подробно рассказать о проблеме. Это будет способствовать более четкому определению позиций сторон.
  3. Помочь партнеру глубже вникнуть в ситуацию, делая по ходу беседы краткие, запоминающиеся обобщения - заключения.
  4. Ориентировать партнера к творческим рассуждениям, что бы проблема получила более разностороннее освещение.
  5. Убедить партнера, что откладывать решение сложившейся ситуации невыгодно, это позволит определить реальность намерений партнера о сотрудничестве с вами.
  6. Изложить собственное решение проблемы, но наряду с другими возможными. Тогда партнер выберет решение самостоятельно, но скорее всего предложенное вами.

Вопросы:

  1. Какой из отмеченных подходов, на ваш взгляд, наиболее эффективен?
  2. Какие подходы в деловых переговорах, способствующие их успеху, вы могли бы еще предложить?

 

Тема 8. Управленческое решение в процессе управления: сущность, требования, этапы, методы

Кейс

 

Профессор американского университета Британской Колумбии Лоуренс Дж. Питер, будучи наблюдательным человеком, в результате длительных размышлений пришел к казалось бы парадоксальному умозаключению, которое в теории управления получило название «Принцип Питера».

Суть принципа сводится к тому, что, по мнению его автора, некомпетентность в профессиональных делах встречается повсеместно. Поэтому естественно предположить, что только компетентность должна вознаграждаться более высокой должностью, а некомпетентность следует рассматривать как преграду к продвижению по службе.

Отсюда, как считает Л. Дж. Питер, если компетентность служит основанием, а некомпетентность - препятствием для продвижения по служебной лестнице, любой работник остановится в конечном счете на уровне своей некомпетентности.

Результат этого - испорченная работа, отчаяние коллег по службе и подрыв эффективности деятельности компания. Принцип Питера спорен, но и не лишен оснований.

Особую остроту уровень компетентности имеет для менеджеров, которые отвечают за работу не только свою, но и коллектива. Некомпетентность менеджера может непосредственно отразиться на результатах деятельности фирмы.

Вопросы:

1. Согласны ли вы с Лоуренсом Дж. Питером? Постарайтесь найти аргументы в защиту своей позиции.

2. Как решать проблему некомпетентности менеджеров в России? Предложите комплекс мер по возможному исключению ее из практики работы российских компаний.

 

Тема 9. Управление по целям в менеджменте

Контент теста

 

1. Руководители всех уровней управления выполняют основные (общие) функции управления, это:

1) планирование, организация, мотивация, контроль;

2) реализация;

3) инновации, маркетинг;

4) развитие человеческих ресурсов; управленческое консультирование

2. Школы и направления менеджмента, в которых развивались социально-психологические методы и принципы управления – это:

1) научный менеджмент;

2) административная или классическая школа;

3) школа человеческих отношений и поведенческих наук;

4) системный подход в управлении;

5) японский менеджмент;

6) социальный менеджмент (новая управленческая парадигма).

3. Принципами социального менеджмента как современного этапа эволюции менеджмента, наступившего в результате тихой управленческой революции, являются:

1) строгое следование методам и рекомендациям управленческого рационализма классических школ менеджмента;

2) гибкость и адаптивность как реакция на вызовы внешней среды;

3) инновационность как возникновение новой общей функции управления;

4) демократизация управления, то есть вовлечение персонала в процесс принятия решений;

5) развитие человеческих ресурсов.

4. В формулировке миссии главным является:

1) получение прибыли;

2) роль и назначение в обществе;

3) отраслевая принадлежность;

4) ассортимент;

5) политика по отношению к персоналу.

5. Цель управления – это:

1) желаемое состояние объекта в будущем;

2) понятие, выражающее идеальное предвосхищение результатов;

3) опредмеченный мотив, побуждающий к действиям;

4) условие, для выработки целенаправленного воздействия;

5) идеал, который невозможно измерить, классифицировать и ранжировать.

6. Общий комплексный план, предназначенный для осуществления миссии – это:

1) стратегия;

2) тактика;

3) бизнес-план;

4) технико-экономическое обоснование;

5) видение.

7. Наиболее распространенным принципом классификации планов является аспект:

1) временной;

2) программный;

3) целевой;

4) региональный;

5) стоимостной.

Ключ к тестовым заданиям:

1. 1), 3), 4), 5)

2. 3), 4), 5), 6)

3. 2), 3), 4), 5)

4. 2)

5. 1), 2), 3), 4)

6. 3).

7. 1), 3), 5)

 

Шкалы оценивания

Критерии оценки участия в дискуссии по теме 1-9

За участие в дискуссии и в обсуждении учебных вопросов студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице, которые складываются исходя из требований балльно-рейтинговой системы.

Критерий оценки Балл
1. Теоретический уровень знаний  
2. Качество ответов на вопросы  
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.)  
4. Способность делать выводы  
5. Способность отстаивать собственную точку зрения  
6. Способность ориентироваться в представленном материале  
7. Степень участия в общей дискуссии  
8. Степень ориентации в нормативно-правовой базе  
   

 

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
31–50 Удовлетворительно
0–30 Неудовлетворительно

Критерии оценки реферата по темам 1-3

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста    
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах, статистические данные) - полнота использования нормативных правовых актов и научной литературы, наличие на них ссылок    
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме  
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией и свободное владение материалом  
   

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
31–50 Удовлетворительно
0–30 Неудовлетворительно

Критерии оценки кейсов по темам 5, 7, 8

За решение кейса студенту выставляется оценка в соответствии с критериями, представленными в таблице:

Критерии Оценка
задача решена, сделаны выводы и даны исчерпывающие ссылки на нормативные и правовые акты отлично
задача решена, сделаны выводы, даны не в полном объеме ссылки на нормативные и правовые акты хорошо
Задача решена верно, нет выводов, нет ссылок на нормативные и правовые акты удовлет.
Задача не решена неудовлет.

Критерии оценивания тестов по теме 6, 9

Количество правильных ответов % Оценка
90-100 Отлично
70-90 Хорошо
45-70 Удовлетворительно
Менее 45 Неудовлетворительно

Если в тесте более одного ответа, то ответ на вопрос засчитывается при условии выделения всех правильных ответов. В противном случает ответ на вопрос считается неверным. Такой подход связан с тем, что большинство вопросов тестового задания связано с проверкой знания действующего законодательства в сфере государственной и муниципальной службы, и в этом случае частично правильных ответов быть не может.

 

Критерии оценки участия в деловой игре по теме 4

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
  Качество анализа вариантов осуществления от 0 до 10
  Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов от 0 до 5
  Точность соблюдения регламента от 0 до 5
  Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
  Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
  Умение вести дискуссию от -3 до +3
  Несоблюдение регламента: - игровой командой - докладчиком   -3 -1
Итого от -12 до 29

 

 

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка Зачет
от 20 до 29 Отлично Зачтено
от 10 до 20 Хорошо
от 0 до 10 Удовлетворительно
от- 12 до 0 Неудовлетворительно Не зачтено

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: