Качества личности | Индивидуальные особенности | Индивидуализация воспитания |
Высокий интеллект | Ярко выраженные умственные способности, устойчивость внимания, развитость воображения, широта интересов. | Требует уважения и внимания к уникальности его личности, учёта особенностей его психики. Необходимо соотносить свои методы и приёмы с более насыщенной и сложной деятельностью. Им необходима атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и интеллектуальная деятельность. |
«Трудные подростки» | В структуре личности наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в среде общения, недоверчивость, иногда враждебность к учителю. | Выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, уровень педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании. |
Изучение причин трудновоспитуемости завершается их анализом и оценкой по следующей схеме:
|
|
Анализ причин трудновоспитуемости:
Вопросы для изучения | Выводы |
1. Что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин? | |
2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают состояния трудновоспитуемости в данный момент? | |
3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам подросток? | |
4. какие неблагоприятные воздействия следует устранить с помощью семьи и общественности? | |
5. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному подростку, как исправить те, которые уже допущены? |
После достаточного изучения трудного школьника необходимо установить взаимоприемлемый контакт с воспитуемым, используя разные методы и приёмы педагогического взаимодействия, а так же способы перевоспитания: