(1 из вопросов подготовить в виде контрольной работы)
1. Натуральная школа в русской литературе: философия и поэтика. Основные жанры. Роль Белинского в становлении школы.
2. Роман Герцена "Кто виноват?". Своеобразие жанра. Проблематика, диалогический конфликт, его реализация. Авторская позиция. Композиция. Социальное и общечеловеческое в романе.
3. "Былое и думы" Герцена. История создания, специфика жанра. Автор в структуре книги. Концепция личности. Человек и история. Психологизм. Специфика документальности. Литературный портрет в структуре книги.
4. Козьма Прутков как литературная мистификация. Пародия как жанр и как литературный принцип. Принципы пародирования в творчестве Пруткова.
5. Концепция человека и природы в поэзии Фета. Лирические циклы. Ассоциативный символизм - метод Фета. Фет в критике и литературоведении.
6. Концепция человека и природы в поэзии Ф. Тютчева. Философия природы и принципы изображения природы. Тютчев в критике и литературоведени..
7. Любовная лирика Тютчева. Денисьевский цикл. Художественные открытия поэта в решении любовной темы.
|
|
8. Становление поэтической системы Некрасова. Лирика 40-50-х голов. Эстетические принципы поэта. Жанры. Формы выражения авторского сознания. Поэтика.
9. Эволюция любовной лирики Некрасова. Новаторство Некрасова в "поэзии сердца". Панаевский цикл (сюжет, образы, психологизм, стих).
10. Проблема поэта и поэзии. Лирический герой (нравственно-психологический комплекс). Покаянная лирика.
11. Лирика Некрасова 70-х годов. "Последние песни" Некрасова. Принципы организации целого (тема железного века, образ мира, лирический герой, женское начало в цикле, библейские мотивы, жанровый состав цикла, элегия в цикле, диалогичность как принцип поэтики).
12. Художественная структура поэмы Некрасова "Мороз Красный Нос". Концепция человека и природы. Роль фольклора. Структура текста: смена точек зрения.
13. "Кому на Руси жить хорошо". История создания, замысел и его эволюция. Споры в науке о композиции поэмы. Идейный стержень поэмы. Проблема национального характера. Роль фольклора.
14. "Обыкновенная история" как роман И.А. Гончарова. Диалогический конфликт и его специфика. Проблема авторского повествования и авторской позиции.
15. "Обломов" Гончарова. Композиция. Образ Обломова в системе образов мировой литературы. Поэтика Гончарова. Критика и литературоведение о романе.
16. "Обрыв" Гончарова как роман, его место в творчестве писателя. Проблематика, система образов, композиция как форма реализации авторской концепции. Исторический и мифологический уровни сюжета, авторская концепция жизни.
|
|
17. Роман Чернышевского "Что делать?". Проблема положительного героя. Концепция личности, этика "новых людей". Композиция романа. Специфика жанра.
18. "Записки охотника" Тургенева. Принципы циклизации. Проблематика. Человек и природа в цикле. Авторская позиция. Социальное и общечеловеческое в цикле. Место в творчестве.
19. Жанр повести в творчестве Тургенева (анализ произведения на выбор).
20. Типология тургеневского романа в критике и литературоведении.
21. "Рудин" как тургеневский роман. Проблема героя. Концепция личности и ее реализация в романе. Сюжетная и внесюжетная характеристики героя, их взаимодействие.
22. "Дворянское гнездо" в контексте творчества писатели. Смысл заглавия. Авторская концепция героя в свете проблемы счастья и долга. Своеобразие тургеневского психологизма.
23. Роман "Накануне". Эволюция тургеневского героя. Соотношение персонажей. Авторская позиция. Роман в критике.
24. "Отцы и дети" в контексте творчества Тургенева. Смысл заглавия. Проблематика. Структура романа. Критика и литературоведение о романе.
25. "Стихотворениям в прозе" Тургенева как цикл.
26. Становление драматургического метода Островского. Драматургия 40-х годов ("Свои люди - сочтёмся").
27. "Гроза" Островского в контексте его творчества. Художественная структура драмы. Конфликт. Героиня, её эволюция. Фольклорное начало, его функция, особенности реализации в драме. "Гроза" в русской критике.
28. "Бесприданница" как психологическая драма. "Жестокий романс" в структуре драмы (романс как принцип художественной организации драмы и как принцип мышления персонажей). Проблема сценической трактовки и экранизации пьесы.
29. Тема искусства в пьесах А.Н. Островского ("Лес", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые").
30. "Праведники", "богатыри" и "чудаки" в изображении Н.Лескова ("Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "Левша" и др.).