В международном частном праве принято выделять четыре вида режимов иностранных физических и юридических лиц: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим и режим недискриминации,
1. Национальный режим означает предоставление иностранным лицам тех же прав, которые предоставлены отечественным гражданам и юридическим лицам. Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Согласно ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, национальный режим фиксируется в торговых договорах России с зарубежными странами, в договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Например, согласно ст. 1 Минской конвенции 1993 г. граждане государств - участников Конвенции пользуются на территории друг друга такой же правовой защитой, как и собственные граждане данного государства. Они вправе беспрепятственно обращаться в учреждения других государств на тех же условиях, что и собственные граждане данных государств.
Законодательство РФ содержит изъятия в отношении предоставления национального режима иностранным лицам.
1. В некоторых случаях национальный режим предоставляется на условиях взаимности. Например, согласно ст. 36 Патентного закона РФ иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичны формулировки в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» 1992 г. (ст. 47), в Законе РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1992 г. (ст. 13). В данном случае понимание категории «взаимность» отличается от понимания аналогичной категории в коллизионном праве (см. § 3 гл. IV).
2. Для иностранных граждан установлены ограничения в отношении занятия определенных должностей. В соответствии с законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), не могут находиться на государственной или муниципальной службе, занимать государственные должности; нести воинскую повинность, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (ст. 56 КТМ РФ), не могут быть членами экипажа гражданского воздушного судна РФ (ст. 56 ВК РФ), заниматься частной детективной или охранной деятельностью, быть патентными поверенными.
3. Для иностранных лиц установлены ограничения в отношении занятия определенной деятельностью. Так, иностранные лица могут заниматься архитектурной деятельностью в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Если такой договор отсутствует, то архитектурной деятельностью в РФ иностранные лица могут заниматься только совместно с архитектором - гражданином РФ или юридическим лицом РФ, имеющими лицензии.
4. Установлены ограничения в отношении владения собственностью. В частности, не могут находиться в собственности иностранных лиц: а) участки континентального шельфа, недр, лесного фонда (только в пользовании); б) земельные участки, предоставляемые членам крестьянского (фермерского) хозяйства, участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ; в) земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ. Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут находиться у иностранных лиц только на праве их аренды. Такое же правило действует в отношении юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранного капитала составляет более 50%. В соответствии с законом земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность иностранным лицам только за плату.
5. Установлены ограничения для участия в приватизации государственного и муниципального имущества. Иностранным лицам необходимо получать разрешения местных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, бытового обслуживания, мелких предприятий промышленности и строительства. Специальные разрешения Правительства РФ и субъектов РФ требуются для допуска иностранных лиц для участия в приватизации предприятий оборонной, нефтяной, газовой промышленности. Для иностранных лиц установлен запрет на участие в приватизации предприятий, находящихся в границах закрытых территориальных образований.
2. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) означает предоставление одним государством гражданам и юридическим лицам другого государства обращения не менее благоприятного, чем то, которым пользуются на его территории граждане и юридические лица любого третьего государства. В силу данного режима иностранные лица пользуются в государстве максимумом тех прав, которые предоставлены лицам любого третьего государства.
РНБ определяется в международных договорах (как правило, в договорах о торгово-экономическом сотрудничестве), причем только с государствами, с которыми складываются договорные отношения. Практически для установления РНБ необходимо проанализировать все международные договоры данного государства и выбрать из них положения, которые касаются прав иностранных граждан и юридических лиц. Совокупность наиболее благоприятных для иностранных лиц норм и составляет РНБ. Таким образом, в отличие от национального режима, в котором положение иностранных граждан и юридических лиц сравнивается с положением отечественных лиц, в РНБ правовое положение одних иностранных физических и юридических лиц сравнивается с положением других иностранных лиц.
3. Специальный режим означает предоставление одним иностранным лицам определенных преимуществ по сравнению с другими иностранными лицами. Как правило, преимущества вытекают из участия государства в таможенных союзах, зонах свободной торговли, международных организациях и разного рада интеграционных объединениях. Такими преимуществами в России обладают, например, граждане и юридические лица СНГ: согласно международным соглашениям в рамках СНГ гражданам государств - участников СНГ предоставлены большие права, чем иностранцам из других стран. Другой пример: в странах Европейского Союза (ЕС) фактически существует деление всех иностранцев на граждан стран ЕС и всех иных иностранцев. При этом граждане стран ЕС пользуются гораздо большим объемом прав на территории других стран ЕС, чем иные иностранцы. По существу, специальный режим делает изъятия из РНБ.
4. Режим недискриминации. Согласно такому режиму государство вправе требовать от других государств создания таких же условий для своих фаждан и юридических лиц, которыми пользуются граждане и юридические лица других государств. В отличие от РНБ, при котором для иностранцев создаются наиболее благоприятные условия, в силу режима недискриминации создаются общие и одинаковые условия для всех (усредненные условия). РНБ всегда устанавливается в международных договорах. Режим недискриминации не нуждается в договорном закреплении - это норма общего международного права, вытекающая из принципа равенства государств.
Реторсии. В некоторых случаях государства вводят ограничения прав иностранных граждан и юридических лиц, когда по отношению к их субъектам права или к товарам в соответствующих иностранных государствах введены дискриминационные меры. Такие ограничения носят ответный характер и именуются реторсиям и. Их целью является восстановление взаимности. Применение реторсий допускает и российское законодательство. Согласно ст. 1194 ГК РФ «правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц». Предусматривают установление ответных ограничений процессуальных прав в отношении иностранных лиц также п. 4 ст. 398 ГПК РФ и п. 2 ст. 254 АПК РФ.
Реторсии могут применяться лишь в ответ на специальные ограничения прав российских лиц. Так, если в иностранном государстве принимается нормативный акт, ограничивающий права всех иностранных граждан (а не только российских), то нет оснований для введения ответных ограничений.
В литературе можно встретить и более широкое понимание реторсий как ответных ограничений, которые могут касаться не только прав иностранных лиц, но и в целом всего комплекса торговых отношений с соответствующим государством. В частности, в соответствии со ст. 40 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) Правительство России может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство: 1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении России; 2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы России, ее субъектов, муниципальных образований или российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; 3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве и т.д.
Так, в ряде стран по отношению к российским товарам применяются дискриминационные меры, поскольку Россия характеризуется как «страна с нерыночной экономикой» (или же с «экономикой переходного типа»). В США до сих пор действует пресловутая поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле 1974г., ограничивающая ТОРГОВЛЮ с Россией. Думается, что принятие односторонних ответных мер по отношению к соответствующим государствам и их лицам не является эффективным. Выход из создавшейся ситуации может быть найден, например, через присоединение России к Всемирной торговой организации и действующим в рамках данной организации соглашениям, прежде всего Генеральному соглашению по тарифам и торговле и Генеральному соглашению по торговле услугами, устанавливающим режим наибольшего благоприятствования и недискриминации.