· Структура социального проектирования
· Технология разработки социальных проектов
· Основные требования к проекту
· Типичные ошибки социального проектирования
· Роль педагога в социальном проектировании
Социальное проектирование – технология социального воспитания подрастающего поколения. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи социализации:
- формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;
- устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
· социально значимая, имеющая социальный эффект;
· результатом которой, является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
· задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
· в ходе которой, подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
· через которую, формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса УДОД. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений ближайшем социальном окружении в виде:
· словесного описания предполагаемых действий по осуществлению
· указанных изменений;
· графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
· числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность участников детского движения.