Центральная детская библиотека имени И.А. Крылова города Орел

Меняется отношение подростков к книге. Но остаются прежними

задачи детских библиотек. Как сделать так, чтобы чтение стало потребностью каждого? Чем привлечь и удержать в библиотеке современных юных читателей? Для этого необходимо осваивать новые формы работы.

Одной из таких форм является мультимедийная презентация,

которая нашла широкое применение при подготовке и проведении мероприятий. Использование подобных программ позволяет сделать презентации более яркими, зрелищными и привлекательными. Красочные слайды с использованием мультипликаций, игровых моментов, переключающие внимание ребят с анимационных заставок на статичную страничку, делают зрелище живым и динамичным. Любое мероприятие для детей должно содержать какой-нибудь сюрприз, а само «участие» компьютера, присутствие на экране героев книг, анимация служат приманкой для читателей.

Microsoft Power Point можно использовать для разработки

литературных викторин, презентации новых произведений. Возможности, предоставляемые программой, позволяют создавать и электронные выставки литературы.

Электронная выставка- способ рекламы и демонстрации фонда. Это

новый многофункциональный информационный ресурс. Для того чтобы наладить обратную связь с читателем, нужно добавить викторины, вопросы, игры.

В ЦДБ имени И.А. Крылова такие выставки стали традиционными.

Была создана выставка к освобождению города от немецко-фашистских захватчиков «Нам жить и помнить», которую в праздничные дни могли видеть жители и гости города Орла. Экспозиция «Книги на орбите закона» была посвящена 20-летию Конституции РФ, а «Небесный покровитель земли Орловской»- священномученику Кукше. В год литературы подготовлены выставки «Воспеть стихом родную землю», «По чеховским мотивам».

Использование виртуальных выставок возможно при дистанционном

общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании. Сейчас это направление библиотечной деятельности очень актуально и востребовано.

Бук трейлер – это не большой видеоролик, составленный по мотивам

прочитанной и полюбившейся книги. Создание бук трейлера – современный технический вариант представления книги, аннотация в видео формате.

Первый опыт библиотеки в этом направлении – создание видео ролика по мотивам произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года. В 2013 году сделали 2 бук трейлера: по книге В. Постникова «Веселый двоечник» (с участием самого писателя), и по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие…». В 2014 году бук трейлер по книге И. Бунина «Жизнь Арсеньева» на областном конкурсе «И.А. Бунин и Орловский край». К юбилею М. Лермонтова подготовили с читателями видео фантазию по стихотворению «Мой Демон». Дети с удовольствием принимают участие в создании бук трейлеров. Им нравится выбирать книгу, помогать выстраивать сюжет, и исполнять главные роли.

Первое онлайн-мероприятие было посвящено 245-летию И.А. Крылова. С помощью Скайпа была установлена видеосвязь с Детской библиотекой

г. Санкт-Петербурга. Была проведена подготовительная работа с библиотекарями из Питера были согласованы сценарий, возраст участников, и время проведения мероприятия. Сценарий был построен так, что читатели и из Санкт-Петербурга – по очереди читали басни Крылова, потом вспоминали его биографию, отмечая курьезы, которыми была наполнена жизнь поэта. Ребята с удовольствием участвовали в викторинах и конкурсах, которые подготовили друг для друга. Всем очень понравилось такого рода общение, и при подготовке мастер-класса «Эффективные формы массовой работы в библиотеке: деловая игра «Интернета бояться – в сеть не ходить». На связь вышел Библиотечно-информационный центр имени В. Еремина г. Орла.

Сегодня библиотека – это синтез книг, общения, обучения,

компьютеров. Организация работы в электронном формате – насущная необходимость не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Задача современного библиотечного специалиста – не только уметь самому ее найти, но и научить поиску читателей, и использовать ресурсы сети для собственного профессионального развития и повышения квалификаций.

Новые компьютерные технологии позволяют сделать книгу

привлекательной и современной, они создают комфортную развивающую среду для читателей. В разных библиотеках разные условия, и не всем видны цели воплощения электронного библиотечного формата. Но творческий подход, вложение души – залог успешной работы на радость себе и читателям. Бывает интересно все то, что неизвестно. У каждой экспозиции своя задача.

Библиотеки выполняют базовую функцию – поддерживают память

человечества. В информационном обществе роль библиотеки должна и будет возрастать.

Важной составной частью библиотечно – библиографического

обслуживания является выставочная деятельность, которая успешно сочетает в себе традиции и инновации. Библиотечные инновации не обязательно должны представлять нечто абсолютно неизвестное. Это могут быть методы, не применявшиеся ранее для достижения поставленных задач. Нужно оценивать существующий опыт, отмечать для себя самое лучшее, ценное и затем применять на практике.

Выставочная работа существует длительное время, и сложилась

система традиций, которые обусловлены социальной миссией библиотеки: сохранять, распространять, формировать, развивать. Новшества, применяемые в выставочной деятельности, направлены на эффективную реализацию ее задач, а не сводятся к внедрению информационных технологий. Успешность нововведений обусловлена ресурсной базой библиотеки, профессионализмом персонала, творческим подходом к работе.

Массовая библиотека ведет деятельность по различным направлениям

(краеведческое, экологическое, историко-патриотическое, нравственное и духовное, правовое, эстетическое, краеведческие, персональные выставки).

Тематические выставки посвящены важным событиям в стране и мире.

Они привлекают читателей своей наглядностью, информативностью и доступностью. Помимо книжного материала присутствуют иллюстрации, эмблемы, фотографии. Примеры последнего времени:

● выставка-экспозиция «Космос – это мир, в котором мы живем» (Год

российской космонавтики);

● выставка-панорама «От Руси к России» (Год российской истории);

● выставка-размышление «Дом наш, планета Земля» (Год охраны

окружающей среды);

● выставка-панорама «Под сенью дружных муз» (Год культуры в

России);

● выставка «Сокровища книжного искусства» (Год литературы в

России);

● выставка-память «Память сильнее времени», посвященная 70-летию

Великой Победы.

Успехом пользуются выставки-путешествия, которые знакомят с

историей, традициями, бытом, литературой, искусством зарубежных стран, интересными фактами о них. Самые удачные:

● «Тема путешествия – Италия»;

● «Добро пожаловать! Голландия»;

● «Открываем Англию»;

● «Литературная Германия».

Всегда интересны выставки-викторины, особенно для любителей

кроссвордов, и просто проверки своей эрудиции. Вопросы задаются письменно (в виде надписей – на олимпийских кольцах, на ярких кленовых листьях и т.д.). А ответы читатель ищет в литературе, экспонирующейся на стендах. Так было и на выставках:

● «Дорога к Олимпу»;

● «Посмотри вокруг и удивись!».

Краеведческие выставки оформляются к каким-либо историческим

событиям, связанным с Республикой Марий Эл, знакомят с достопримечательностями родного края, рассказывают о талантливых известных земляках:

● «Марий Эл – мой дом, мой свет, мое тепло»;

● «Взгляд на любимый город» (фотовыставка, материалы

представлены читателем библиотеки);

● «Мой край родной, мой город милый» (к 430-летию г. Йошкар-Ола);

● «Марий Эл –цветок России» (к 95-летию Республики).

Такие экспозиции актуальны при проведении массовых мероприятий

для учащихся школ, средних специальных учебных заведений.

Персональные выставки организуются к юбилеям писателей,

художников, композиторов, других знаменитых людей. Помимо произведений авторов, здесь должны присутствовать биографические материалы. Читательский адрес может быть разнообразен, в зависимости от того, какие персоналии представлены и с какой целью вы это делаете – для первичного знакомства с творчеством или углубления знаний. Вот некоторые из проведенных:

● «Художник эпохи «мысли и разума» (к 155-летию А. Чехова);

● «Музыка – душа моя» (к 100-летию советского композитора

Т. Хренникова);

● «Смелым покоряются небеса» (к 80-летию Ю. Гагарина).

Периодически действуют выставки «Что в имени тебе моем?»,

которые знакомят с историческими личностями, поэтами, писателями, носящими одинаковые имена. Их оформляют ко дню ангела.

Выставка «День рождения знаменитых книг» рассказывает о

произведениях, отмечающих юбилей.

Для того чтобы читатель смог быстро и точно получить необходимую

информацию о различных датах, событиях, темах, оформляются выставки-календари: «Литературные даты…года», «Юбиляры года», «Времена года», «Листая старый календарь». Такие экспозиции посвящены памятным событиям и знаменательным датам и оформляются: с применением символики, подходящего случаю декора.

Более востребованными в современном обществе становятся выставки

-конфликты, дискуссии, размышления. Они носят психологический характер и предназначены в большей степени школьникам, студентам, молодым людям для помощи в разрешении трудной жизненной ситуации. Экспозиция «Наркомания – дорога в никуда», «Унесенные дымом», «Не будь зависимым – скажи НЕТ!», «Есть над чем подумать».

Продвижению книг, журналов, газет способствует выставка-реклама

(презентация). Здесь является обязательным необычное раскрытие содержания с применением рекламных элементов, например заголовков-призывов: «Брось мышку – возьми книжку!», «Создай свое будущее – читай!», «Девчонки и мальчишки, читайте летом книжки!».

Выставки для детской и юношеской аудитории требуют более

тщательного подхода к оформлению. Они должны не только визуально обращать на себя внимание, но и пробуждать интерес, заставлять читателей подойти к витрине, посмотреть книги, взять их почитать. Названия выставок обязаны быть броскими, яркими. На экспозициях, предназначенных детям, уместны поделки из пластилина, природного материала, рисунки, выполненные детьми.

Читателей юношеского возраста привлекут материалы интересные,

не стандартно представленные, с оригинальным названием:

● «Бывает интересно все то что неизвестно»;

● «Наше время, молодежь!»;

● «БиблиоCafe» (пишу для насыщения ума и удовлетворения души;

меню – разделы рекомендуют читателю именно тот продукт, который на данном возрастном этапе ему полезен и интересен).

Во время летних каникул, когда у детей и учащейся молодежи

появляется много свободного времени, в библиотеке действуют выставки, призывающие к проведению полезного досуга, знакомящие с познавательными книгами и лучшими образцами художественной литературы:

● «Летом некогда скучать – книжки будем мы читать!»;

● «Книга и молодежь»;

● «Человек читающий – человек разумный».

Интересными для читателей бывают выставки с актуальной

информацией и так-же с неординарными названиями. Например, «ЧИТАЙМЕР успеха» (книги по профориентации).

На новогодней выставке-гороскопе «Все про Новый год» читатели

найдут предсказания и полезную информацию о подготовке и проведении праздника.

Выставка «Журнальный перекресток» познакомит с многообразием

периодических изданий в читальном зале библиотеки.

Во время массовых мероприятий эффективны озвученные и видео

выставки.

Выставки, где представлен интересный материал, связанный с

Республикой, известными людьми Марий Эл.

К Году культуры в России была оформлена экспозиция «Человек

читающий – человек успешный», которая знакомила с литературными предпочтениями деятелей культуры, с книгами, которые оставили след в их душе.

К Году литературы организована книжно-иллюстративная выставка

«Мой край – источник вдохновения» по биографиям и творчеству современных писателей Республики Марий Эл: С. Григорьевой, М. Илибаевой, М. Копыловой и Е. Улановой. Были представлены работы художника-иллюстратора Н. Головиной, которая тесно сотрудничает с литераторами.

И самая большая, развернутая панорама, и маленькая внутри полочная

экспозиция должны пробуждать у читателя интерес к вопросам, темам, книгам, которые раньше не привлекали его внимания. Именно тогда выставка становится эффективным средством раскрытия фонда и продвижения книги.

Выполнив сложную работу по организации выставки, библиотекарь

должен привлечь к ней внимание читателей. Для этого существует много приемов: индивидуальная и групповая беседа, краткий обзор и подробный рекомендательный анализ лучших книг. Интерес возрастет, если разработать вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут только после прочтения книг с выставки. Оживление может вызвать конкурс на самого внимательного или самого активного читателя представленных книг.

Нужно размещать информацию о выставках на библиотечных сайтах

и порталах, приглашать всех желающих к просмотру. Так важно, чтобы труд не был напрасным!

Заключение:

Каждая библиотека выстраивает свою модель выставочной

деятельности, обусловленную профилем деятельности и миссией. На выбор модели выставочной деятельности влияют факторы, как (состав населения, качество книжного фонда), так и информационные потребности читателей, а также уровень знаний и творческий потенциал сотрудников библиотеки.

Ведущими тенденциями в современной выставочной деятельности

библиотек являются концептуальные альтернативные подходы к разработке и дизайну библиотечных выставок, позволяющие сформировать богатый спектр неповторимых индивидуальных творческих форм и образов, подходов и концепций, которые определяют дальнейшие направления экспозиционного поиска.

В современных условиях возникает потребность в новых формах и

методах представления информации (участие библиотек в городских и региональных выставках и ярмарках, разработка и реализация электронных проектов), необходимость эффективной рекламно-информационной поддержки выставочной деятельности, совершенствования библиографического обеспечения работы библиотекарей над выставками.

Обеспечивая пользователям доступ к информации разного рода, как

визуальной, иллюстративной, текстовой, выставка синтезирует визуально-текстовое пространство. Это пространство выставки не является простым сложением двух компонентов, но преображением их. Это преображение осуществляется через восприятие читателя-реципиента. Восприятие каждой выставки пользователем направляется конкретной задачей, в зависимости от ее требований может меняться и содержание воспринятого. На основе понимания специфики каждого пользователя необходимо строить диалог «библиотекарь-читатель» посредством библиотечных выставок.

Библиотечная выставка – это не просто собрание книг, оказавшихся

вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность. Тематические выставки, служат для того, чтобы помочь читателю в изучении вопроса. В отличие от пособий и учебников, выставки представляют информацию в комплексе и таким образом достигается кумулятивный эффект. При этом познавательная активность пользователя влияет не только на усвоение какой-то информации, но и на становление личности, на отношение к окружающей действительности, т. е. способствует социализации индивида в условиях библиотеки.

Особенности представления информации в электронном виде, в том

числе динамических изображений, и возможность работы в диалоговом режиме диктуют определенные требования к библиотечным выставкам в электронном формате. Массовое восприятие диктует и более ритмичный, быстрый темп построения визуально-вербального ряда информации, максимально доступной для восприятия. Это является предпосылкой и причиной изменения принципа построения экспозиционного ряда библиотечных выставок, и влияет на выбор проблем и построение концепции ряда выставок.

Основными требованиями к библиотекарю, занимающемуся

выставочной деятельностью, являются: знания и умения в области некоммерческого маркетинга, знание современных форм и методов организации библиотечных выставок, компьютерных технологий, психолого-педагогические умения и навыки, навыки проектирования и моделирования.

Список использованной литературы.

1.Аксенова, Е. Приглашение к прочтению: разработка, организация, оформление / Аксенова. Е // Библиотека. – 2015. - № 1. С.65-70.

2.Баркова. И. «Шкаф поколения NEXT:» секреты виртуальных экспозиций /

И. Баркова // Библиотека. – 2015. № 8. С.41-44.

3.Баркова. И. Чтобы ручки не скучали: рецепты куклы Маши / Баркова. И // Мир Библиографии. – 2015. № 1. С.27-29.

4.Голубева, А. Кибо прибывает в село: с доставкой на дом/ Голубева. А // Библиотека. – 2015. - № 1. – С.1.

5.Дырина, С. Сказочные миры – интерактивная выставка Гете – института /

С. Дырина // Медиатека и мир. – 2015. - № 2. – С.46-47.

6.Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек /

Н. В. Збаровская. – СПБ: Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека»).

7.Кравченко, М. Названа именем Максима Горького: знакомство с мемориальной экспозицией / М. Кравченко // Библиотека. – 2015. - № 6. – С.59-64.

8.Огрина, Л. «С нами не соскучишься»: творчества Современный формат /

Л. Огрина // Библиотека. – 2015. - № 9. – С.49-51.

9.Синкевич. Т. Открой «Окно в Историю»: Экспозиция Видовых открыток /

Т. Синкевич // Библиотека. – 2016. - № 9. – С.28-32.

10.Шикуля, О. Многофункциональные ресурсы: возможности применения /

О. Шикуля // Библиотека. – 2015. - № 8. – С.28-30.

11.Щербакова, Г. Бывает интересно все то, что неизвестно: у каждой экспозиции своя задача / Г. Щербакова // Библиотека. – 2016. - № 3. – С.43-46.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: