Цель занятия: Раскрыть причины и цели просветительского движения, выявить его значение для французского общества накануне Великой Французской революции. Дать общую характеристику Французского Просвещения, его положительных и отрицательных сторон. Рассмотреть воззрения выдающихся представителей Просвещения на природу, человека и закономерности общественного развития. Выявить значение Просвещения для последующего развития философии.
План семинара:
1. Предпосылки возникновения просветительского движения во Франции в XVIII в. Особенности Французского Просвещения.
2. Ф.-М. Вольтер - родоначальник Французского Просвещения.
3. Социально-политические идеи Французского Просвещения: Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.
4. Механистический материализм XVIII в. и развитие медицины.
Основные понятия: деизм, пантеизм, атеизм, механицизм, редукционизм, механистический детерминизм, фатализм, витализм, естественное право, общественный договор, антиклерикализм, материализм, диалектика, эмпиризм, рационализм, здравый смысл, развитие, прогресс.
|
|
Методические указания:
Рассматривая первый вопрос, нужно помнить, что Просвещение - широкое общекультурное движение, захватившее в XVIII в. все европейские страны и наиболее ярко проявившееся во Франции, где оно идейно подготовило Великую Французскую буржуазную революцию (1789-1794). Следует показать, что появление этого направления философской мысли связано с развитием капиталистических отношений, формированием нового класса - буржуазии. В идейном отношении Просвещение продолжает традиции гуманизма, Реформации и научной революции.
Важно охарактеризовать рационализм и сциентизм этой философии, просветительское понимание природы как материальной механической системы, отрицательное отношение к религии и церкви, учение о сущности человека и его правах, идеалистическое понимание общества и истории. Студенты должны раскрыть положительные и отрицательные стороны просветительского движения. С одной стороны, критическая заостренность его идей была исторически оправданна и сыграла большую роль в формировании нового человека и общества индустриального типа. С другой стороны, важно подчеркнуть слабость положительного идеала философии «здравого смысла».
Изучая философские взгляды Ф.-М. Аруэ (Вольтера) (1694-1778), следует охарактеризовать особенности личности и жизненного пути мыслителя, сделавшие его одним из самых ярких представителей Просвещения. Важно уяснить, что главным объектом критики Вольтера была христианская религия и католическая церковь. Требуется раскрыть значение вольтеровских обличений религиозного фанатизма и идейной нетерпимости церкви, показать односторонность его критики с позиций «здравого смысла» Священного Писания и попыток выявить исторические корни религии. В то же время важно помнить, что мир Вольтер представлял как действующую по разумным законам материальную механическую систему, созданную разумным Творцом. Следует рассмотреть содержание «социального аргумента» вольтеровского деизма.
|
|
Студенты должны знать, что великий просветитель внес большой вклад в философское осмысление истории (он автор термина «философия истории»). Необходимо охарактеризовать его представления о движущих силах исторического процесса и критерии общественного прогресса, раскрыть смысл знаменитого афоризма: «Мнения правят миром». Важно показать, что историческому сознанию просветителей недоставало понимания внутренней ценности прошлых исторических эпох. Раскрывая значение социально-политических идеалов Вольтера, нужно подчеркнуть, что важнейшей ценностью для него была свобода. Свободу он понимал в духе либерализма как возможность зависеть только от законов, а равенство как формальное гражданское, а не имущественное и классовое. Политическим идеалом мыслителя была конституционная просвещенная монархия.
Отвечая на третий вопрос, необходимо уяснить, что кризис феодального порядка и абсолютной монархии во Франции XVIII в. привел к появлению разнообразных социально-политических учений и осветить взгляды крупнейших политических мыслителей Просвещения Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Анализируя идеи Ш.-Л. Монтескье (1689-1755), важно подчеркнуть, что он является одним из основателей географического детерминизма, утверждая зависимость формы государства и политического режима от географического положения, особенностей территории, климата и др. Следует охарактеризовать классификацию форм правления, предложенную мыслителем, его идеал умеренной конституционной монархии, положения о правовом государстве и разделении властей.
Рассматривая социально-политическое учение. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), важно подчеркнуть значительный радикализм его взглядов. Ж.-Ж. Руссо выступил как критик цивилизации, утверждающий, что ее развитие ведет к падению нравственного уровня общества, и впервые в истории философии показал противоречивость социального прогресса. Он идеализирует естественное состояние и восхваляет высокий нравственный уровень «идеального дикаря», призывая вернуться «назад, к природе». Необходимо уяснить, что главной политической ценностью мыслителя было равенство, причем не только правовое, но и имущественное и социальное. Следует охарактеризовать его взгляды на причины возникновения и основные этапы развития неравенства в обществе, рассмотреть политический идеал философа (непосредственная демократия, основанная на общественном договоре), раскрыть тоталитарные черты такого государства.
Готовясь к ответу на четвертый вопрос, нужно уяснить, что представители механистического материализма П.-А. Гольбах, К.-А. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро являются наиболее радикальными просветителями, полностью отрицавшими религию и существующие социально-политические установления. Следует подробно охарактеризовать механистический материализм на примере идей П.-А. Гольбаха (1723-1789), чья книга «Система природы»(1770) получила в XVIII в. название «Библии материализма».
Студенты должны знать, что материя рассматривается представителями этого направления как субстанциальная основа всего сущего. Она вечна, несотворима и неуничтожима, бесконечна в пространстве, состоит из простейших и неделимых частиц - атомов, ее важнейшим атрибутом является движение. Следует помнить, что все виды движения французские материалисты сводили к механическому, что приводило их к недооценке случайности, фатализму и отрицанию свободы человека. Необходимо подробно охарактеризовать учение о развитии мира, выдвинутое представителями этого направления, раскрыть значение идеи биологического трансформизма. Студенты должны показать значение механицизма для методологии науки XVIII - XIX вв., раскрыть присущий ему редукционизм, выявить связь монокаузализма, одного из учений о причинности в медицине с механистическим детерминизмом. Важно уяснить, что неспособность механистического материализма объяснить все многообразие живой природы и мира в целом способствовало возникновению виталистических концепций.
|
|
Основная литература:
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002 -С.89-92.
2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 99-103.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 129-135.
Дополнительная литература:
1. Верцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. - 2-е изд. - М., 1976.
2. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. - М., 1977.
3. Вольтер Ф.-М.Философские сочинения. - М., 1988.
4. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.2.- М., 1996.- С. 229-280.
5. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в.- М., 1986.- С.144- 388.
6. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в.- М., 1981.
7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т.3.- СПб., 1996. - С.455-559.
8. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969.
Вопросы для самоконтроля:
1.Охарактеризуйте предпосылки возникновения просветительского движения во Франции?
2.Как вы понимаете девиз Просвещения: «Все должно предстать перед судом разума»?
3. Каковы причины и цели создания «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»?
4. Раскройте роль Вольтера в формировании Французского Просвещения?
5. Охарактеризуйте особенности критики религии и церкви просветителями.
|
|
6. Как Вольтер понимал задачи «философии истории»? Охарактеризуйте особенности понимания истории просветителями.
7. Какую роль в социальной философии Просвещения играла идея прогресса?
8. В чем сущность взглядов Ж.-Ж Руссо на проблему развития человеческой цивилизации?
9. Охарактеризуйте особенности механистического материализма XVIII в. Какое влияние он ока зал на развитие медицины?
10. Почему эпоха Просвещения является поворотным пунктом в истории западной культуры?
Темы докладов и рефератов:
Эволюционные идеи в работах французских просветителей.
Проблема человека и общества в философии Просвещения.
Материализм и витализм в естествознании и медицине Нового времени.