Тема 12. Формирование Русской философии. (2ч)

Цель занятия: Охарактеризовать исторический путь русской философии, основные этапы ее развития. Выявить особенности русской философской мысли, раскрыть проблему западного влияния и самобытности русской философии. Рассмотреть основные направления развития русской философии в XVIII в. Проанализировать философские взгляды славянофилов и западников на соотношение общечеловеческого и национального в историческом пути России, их вклад в формирование самостоятельной русской философии.

План семинара:

1. Исторический путь русской философии и ее характерные черты.

2. Русская философская мысль в XVIII в. Возникновение светской культуры и религиозные искания.

3. Славянофилы и западники 30-40-х годов XIX в.

Основные понятия: мистика, рационализм, теоцентризм, теология, соборность, славянофильство, западничество, просвещение, исихазм, онтологизм в теории познания.

Методические указания:

Изучая первый вопрос, нужно показать, что на развитие русской философской мысли оказывает влияние специфика России как цивилизации, расположенной между Западом и Востоком, особенности ее сложного исторического пути. Особое внимание необходимо уделить значению православия, проповедовавшего идеи смирения, соборности, духовного единения людей для формирования в России философии. Следует уяснить, что становление русской философской мысли происходит в период с XI по XVII в., когда она развивалась в религиозной форме. Особым периодом в истории русской философии стал XVIII в., когда осуществляется переход от религиозного к светскому стилю мышления, она становится самостоятельной научной дисциплиной.

Классическим периодом в истории русской философии является XIX век, когда она достигает наивысшего расцвета, наблюдается большое разнообразие философских направлений и школ. Важно помнить, что переломным моментом в развитии русской мысли стала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. В советский период (1917-1991) философия развивалась под контролем политических институтов (государства, Коммунистической партии). Несмотря на деятельность целого ряда ярких мыслителей (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев и др.), она не имела достаточной свободы для своего развития. Вместе с тем, некоторые направления русской философии получили развитие за рубежом.

Необходимо обратить внимание, что центральной чертой русской философии является антропоцентризм, с которым связаны и другие характерные особенности: интерес к социальным проблемам, философии истории, морально-нравственной проблематике. Следует указать, что в русской философской мысли сравнительно мало уделялось внимание теории познания, для которой характерен онтологизм (убежденность в том, что познание не является первичным и определяющим началом в чело­веке, а представляет собой функцию деятельности человека в мире). Нужно подчеркнуть, что, несмотря на значительное влияние западной философской мысли (особенно начиная с XVIII в.), русская философия остается оригинальной и самостоятельной в решении многих проблем.

Отвечая на второй вопрос, требуется показать влияние реформ Петра I, социально-политических преобразований в стране, формирования светской культуры на развитие русского Просвещения, особенности которого следует раскрыть. Необходимо охарактеризовать использование идей Просвещения учеными и общественными деятелями начала XVIII в. В.Н. Татищевым, А.Д. Кантемиром и др. для обоснования петровских преобразований; раскрыть особенности «русского вольтерьянства»; показать возникновение на основе просветительской философии оппозиционных идей в творчестве А.И. Радищева, Н.И. Новикова и др. Студенты должны раскрыть важную роль в развитии рационального, научного и философского мышления в России выдающегося ученого, поэта и общественного деятеля М.В. Ломоносова (1711-1765). Нужно охарактеризовать его взгляды на свободу научного поиска, соотношение науки и религии, показать материалистическую направленность его «корпускулярной философии». Следует обратить внимание, что традиции религиозной мысли продолжал в XVIII в. философ, поэт и педагог Г. С. Сковорода (1722-1794), развивавший в своем творчестве идеи христианского платонизма. Нужно показать единство жизни и философии мыслителя, раскрыть сущность его учения о «трех мирах» и «двух натурах», охарактеризовать его идеал «совершенного человека».

Рассматривая третий вопрос, важно уяснить, что славянофильство и запад­ничество - идейные течения 30-40-х годов XIX в. Вместе с тем, их можно понимать и как вечные категории русской культуры. Необходимо показать, что представители этих направлений стремились переосмыслить последние достижения европейской философской мысли - немецкую классическую фило­софию. Славянофилы также опирались на традиции православного богосло­вия. В центре их споров находились вопросы о сущности исторического процесса, роли в нем России, соотношении общечеловеческого и национального в ее историческом опыте.

Следует обратить внимание, что в развитии полемики славянофилов и западников большую роль сыграли философские идеи П.Я. Чаадаева (1794-1856). Характеризуя его мировоззрение, следует раскрыть содержание его критики российской цивилизации, выявить причины, в соответствии с которыми русский народ оказался «народом без идеи». Нужно также показать эволюцию взглядов мыслителя по отношению к Западу, формирование представлений о непроявленности, потенциальности русской идеи в настоящем и мессианской роли русского народа в будущем.

Наиболее яркими представителями славянофильства являются А.С. Хомяков (1804-1960), И.В. Киреевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876), К.С. Аксаков (1817-1860). Рассматривая мировоззрение славянофилов, важно понимать, что основой всего существующего в их философии является Бог, идеальное, разумное и свободное начало, познаваемое не средствами рационального познания, а с помощью мистической интуиции и религиозной веры. Следует осмыслить их взгляды на сущность исторического процесса, показать, что место и роль народов в мировом историческом движении определяется характером их духовного опыта, раскрыть значение разделения христианской церкви на католичество и православие, обусловившее цивилизационные различия России и Западной Европы.

Студенты должны показать, что социально-политический идеал славянофилов представлял собой консервативную утопию. Необходимо выявить основные положения критики славянофилами противоречий западной цивилизации и дать анализ их представлений о цивилизационных особенностях России как следствии сохранения истинной православной веры. Важно рассмотреть идеализацию ими исторического пути русского народа, крестьянской общины, представляющей собой торжество религиозного идеала соборности (союз индивидов во имя Бога и любви). Нужно помнить, что именно развитие самобытных основ культуры, а не подражание Западу, определит, согласно мнению славянофилов, успехи России в будущем и станет основой ее всемирно-исторического предназначения.

Представители западничества К.Д. Кавелин (1818-1885), Т.Н. Грановский (1813-1855), В.Г. Белинский (1811-1848), Н.В. Станкевич (1813-1840), А.И. Герцен (1812-1870) и Н.П. Огарев (1813-1877) выступили сторонниками светской культуры. Необходимо знать, что важнейшими ценностями для этих мыслителей были личность, ее свобода и высокий уровень цивилизованности общества. Наиболее полное развитие этих ценностей они видели в западноевропейской цивилизации. Следует охарактеризовать учение западников о единстве исторического процесса, причинах и путях преодоления отставания России, их критику представлений славянофилов об историческом пути русского народа, крестьянской общине.

 

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002. - С. 150-175.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 121-130.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 181-192; 196.

 

Дополнительная литература:

1. Н.А. Бердяев о русской философии: В 2-х ч. - Свердловск, 1991.

2. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.

3. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: Учебное пособие для вузов.- СПб., 1999. - С.12-31; 107-138.

4. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т.- М., 2001. - Т. 1.

5. История русской философии / Под ред. М.А. Маслина.- М., 1996.

6. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.3. - М., 1998.- С. 248-256.

7. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. - С.4-65; 468-476.

8. Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

9. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М., 1989.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные этапы формирования философской мысли в России.

2. Назовите характерные черты русской философии.

3. Какое влияние на русскую мысль оказало христианство и философс­кие идеи патристики?

4. До какого времени русская философская мысль развивается в рели­гиозной форме?

5. Какое значение для развития русской мысли имеет влияние запад­ных философских направлений? Является ли русская философия ори­гинальной и самостоятельной?

6. Какое значение имеет XVIII в. в развитии русской философской мысли?

7. Раскройте особенности русского Просвещения. Назовите его важнейших представителей.

8. Расскажите о философских взглядах П.Я. Чаадаева. Какое влияние оказали его идеи на формирование западничества и славянофильства?

9. Дайте сравнительную характеристику западничества и славянофильства 30-40-х годов XIX в. как идейных течений. Каковы общие черты их философии?

10. Сохраняют ли идеи западников и славянофилов свою актуальность в современной России?

Темы докладов и рефератов:

Русское Просвещение.

Философские идеи М.В. Ломоносова.

Религиозные искания Г.С. Сковороды.

Проблема "русской идеи" в отечественной философской мысли XIX-XXвв.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: