Фаза контроля качества

Сущность качества

Качество как потребительская и экономическая категория. Потребительские характеристики качества. Понятие «конкурентное качество». Понятие «конкурентоспособность». Основные теории конкурентоспособности: американская (модель М. Портера), скандинавская, британская. Факторы конкурентоспособности. Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности.

 

 

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.

Проблема качества продукции имеет много аспектов. Одни исследователи различают философский, социологический, экономический, правовой, статистический аспекты, другие выделяют кибернетическую, математическую, техническую, производственную, потребительскую её сторону.

Однако экономический аспект качества является решающим среди других, и исследования других аспектов будут иметь практическое значение только в том случае, если они будут осуществляться на экономической основе. Поэтому решение проблемы обеспечения качества продукции требует прежде всего чёткого представления о качестве как предмете экономической науки.

 

Качество – это универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека. Качество как философская категория впервые было проанализировано Аристотелем (III в. до н.э.), определившем его как «видовое отличие, видовой признак, отличающий данную сущность от другой сущности, принадлежащей к тому же роду». Позже (XIX в. н.э.) полно исследовал эту категорию Гегель. По Гегелю «качество есть вообще тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество». Другими словами, как философская категория качество – это характеристика отличия предмета от всех остальных. Гегель отметил неразрывное единство качества и количества. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведёт к установлению нового соотношения количества и качества.

 

Как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществлённый результат производственной деятельности людей, сопряжённый с соответствующими затратами.

Любые вещи создаются для удовлетворения определённых потребностей человека и общества в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как социально-экономическую категорию.

 

Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется её свойствами. А качество вещи определяется совокупностью её свойств. Свойства вещи определяются её техническим совершенством, которое закладывается при проектировании и обеспечивается при производстве. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами.

 

Обобщая рассмотренные аспекты качества продукции, ГОСТ 15467–79 даёт ему следующее определение: «Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением».

Определение качества как совокупности свойств продукта, направленных на удовлетворение определённых потребностей, можно отнести и к потребительной стоимости. Между тем это взаимосвязанные, но не тождественные категории.

 

Под потребительной стоимостью понимается полезность товара, его способность удовлетворять общественные потребности – личные или производственные. Каждый продукт обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют только те из них, которые обусловливают полезность, т.е. служат удовлетворению определённых человеческих потребностей.

Покупатель, вступая в товарно-денежные отношения, рассматривает потребительские свойства вещи и выбирает те из них, которые нужны для удовлетворения его потребности, т.е. покупатель оценивает полезность данной вещи.

Следовательно, потребительная стоимость представляет собой целостную совокупность свойств продукта, благодаря которым он способен удовлетворять ту или иную человеческую потребность, т.е. определяет полезность данного продукта, а категория качества означает степень, в которой данная потребительная стоимость способна удовлетворять ту или иную потребность, т.е. выражает меру полезности данной потребительной стоимости.

Другими словами, потребительная стоимость выражает вообще полезность вещи, а качество означает меру, в какой она объективно способна удовлетворять конкретные потребности. Такому пониманию качества соответствует определение, даваемое международным стандартом ИСО 9000–2000: «Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям».

Таким образом, для инженера качество продукции есть совокупность свойств (лучше набор свойств – выше качество), а для экономиста – степень удовлетворения потребности (чем ближе качество к конкретной, реально существующей потребности, к оптимальному уровню качества – тем лучше).

 

Любой продукт имеет два аспекта: он является объектом производства и потребления. Отсюда качество продукции выражает меру учёта совокупных требований к ней как к объекту производства или потребления соответственно со стороны изготовителей или потребителей при её разработке, производстве и использовании в соответствии с потребностями каждого конкретного общества. Поэтому качество продукции следует рассматривать как меру конструктивного и эксплуатационного её совершенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе требования общества к ней, как к средству удовлетворения определённых потребностей.

 

Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворявшее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году.

На каждой ступени развития общества требования к качеству – результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники, вторые – в силе и характере воздействия потребителей на общественное производство, в значительной мере проявляющегося в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции.

 

В процессе развития общества выделяют ряд стадий в зависимости от степени удовлетворения общественных потребностей в товарах. В индустриально развитых странах до середины 30-х гг. ХХ столетия была эпоха массового спроса на основные потребительские товары. В 30-е гг. эта эпоха завершилась практическим насыщением этого спроса. До достижения этой стадии главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. Успех в конкурентном сбыте имели фирмы, предлагавшие товары по самой низкой цене.

На смену эпохе массового спроса в 30–50-е гг. пришла эпоха массового сбыта. Её символизировал принцип ежегодной смены моделей, переход от стандартной продукции к дифференцированной. Главными задачи управления фирмами в условиях обострившейся конкуренции стали предложение новых моделей на рынок, организация рекламы
и сбыта, другие маркетинговые способы воздействия на выбор потребителя. Основное внимание в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и в производстве стало уделяться качеству продукции и её ассортименту. Забота о производственном потенциале для поддержания уровня прибыли за счёт увеличения объема производства отошла на второй план.

Стадии массового производства и массового сбыта зарубежные учёные рассматривают как «индустриальную эпоху», когда было достигнуто удовлетворение первичных жизненных потребностей и насыщение спроса на основные товары. С середины 50-х гг. наступила «постиндустриальная эпоха», для которой характерно производство высококачественных товаров в расчёте на потребителя с относительно высоким уровнем доходов. Центр тяжести в предпринимательской деятельности в этот период переместился на технический прогресс – создание новых высококачественных видов продукции на базе новейших технологий. Более активную жизненную позицию в отношении качества товаров заняли в этот период потребители. Они стали требовать всё более полной информации о покупаемом товаре, гарантий качества и защиты своих интересов. Для обеспечения этого создавались соответствующие правовые механизмы.

«Продуктом» системы управления рыночными возможностями компании являются конкурентные преимущества. Подобно тому, как не существует компании без потребности в ее продуктах (услугах). так не существует рыночных возможностей без конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества делают компанию узнаваемой на рынке, защищают от воздействий конкурентных сил. Конкурентоспособность представляет собой результат, фиксирующий наличие конкурентных преимуществ, без которых она невозможна.

Конкурентное преимущество — это система, обладающая какой- либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Ж.Ж. Ламбен дает следующее определение конкурентного преимущества. Это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка. Данного самого опасного конкурента автор называет приоритетным.

Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и выгоды от использования которой не могут быть скопированы.

Основные теории конкурентоспособности:

1. абсолютного преимущества (Адам Смит, 1776)

2. Преимущество по издержкам, относительного преимущества (Рикардо)

3. Соотношения факторов Хекшера-Олина

4. Теория подобия стран/подобия спроса

5. Модель Портера (1990):

Причины появления теории конкурентных преимуществ:

■ реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции в условиях глобализации, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;

■ революционные изменения в технологиях;

■ появление новых индустриальных стран;

■ расширение интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

Конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства, а национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же преимущество им позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем оперативно, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать.

Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества лежит роль страны стимулирования обновлений и совершенствований (т.е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний и определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

В основе его теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба (национального ромба, как называл его автор) и которые являются детерминантами конкурентных преимуществ. Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба. К основным детерминантам конкурентных преимуществ относятся следующие.

Факторные условия - наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:

■ человеческие ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

■ физические ресурсы - количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т.д., географическое положение и климатические условия страны;

■ инфраструктура - транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т.д.;

■ ресурс знаний - ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах, банках данных;

■ денежные ресурсы - капитал, который может быть направлен в производство.

Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации. По степени развитости факторы делятся:

- на основные - это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т.д.);

- развитые - это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т.д.).

По степени специализации факторы делятся:

■ на общие - универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т.д.);

■ специализированные - узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.

Условия спроса представлены тремя составляющими:

а) структура внутреннего спроса;

б) величина и характер роста внутреннего спроса;

в) интернационализация спроса.

На структуру внутреннего спроса в свою очередь воздействуют следующие факторы:

■ сегментная структура рынка - структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т.д.;

■ требовательность и разборчивость потребителей - чем более требователен потребитель, тем более развита товарная структура;

■ предполагаемые потребности покупателей - если в одной стране потребность в каком-нибудь товаре опережает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентным преимуществом, поскольку фирма должна уловить потребность в этом новом товаре.

Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:

■ емкий рынок позволяет использовать эффект масштаба;

■ расширение рынка дает возможность для развития технологий;

■ насыщение рынка подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.

Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку покупатели - граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства. Развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт. Влияние фирмы на запросы таких покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, тянут за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.

Важное значение имеет и так называемый эффект демонстрации - фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т.д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.

В теории М. Портера рассматриваются родственные и поддерживающие отрасли.

Поддерживающие отрасли - это отрасли-поставщики, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно, это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.

Родственные отрасли - это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты подразумевают наличие мотивации и эффективной структуры, делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие компоненты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.

На определение стратегии фирмы и удержания конкурентного преимущества влияют следующие факторы:

■ цели, к которым стремятся люди и управленцы - если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;

■ структура собственности - естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой - другие;

■ индивидуальные цели - важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;

■ влияние национального престижа и национальных приоритетов -некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);

■ конкуренция на внутреннем рынке - ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

К особым детерминантам конкурентных преимуществ относятся случай или случайные события и государственная политика, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата).

При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как результаты изобретательства; крупные технологические сдвиги; революционное производство; резкое изменение цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы); всплеск мирового или местного спроса; политические решения зарубежных правительств; войны и т.д.

Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:

а) воздействие правительства на факторные условия:

■ акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т.д.);

■ грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров);

б) воздействие правительства на условия спроса:

■ государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);

■ регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);

■ воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);

■ стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);

■ предоставление полной и качественной информации покупателям;

■ введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);

■ зарубежная помощь и политические связи (например, схема взаимодействия "колония - метрополия");

в) воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:

■ политика правительства в отношении СМИ;

■ образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи, от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);

■ региональная политика (стимулирование развития отстающих районов);

■ воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм: интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта); воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т.д.); образование новых фирм; внешнеторговая политика; привлечение зарубежных инвестиций.

Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, они усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.

 

Британская школа включает в себя три разработки:

1. эклектическая ОЛИ – парадигма Дж.Даннинга;

2. концепция взаимодействия цепочки добавления стоимости и кластера Р.Каплински, Р.Хамфри и Х.Шмитца;

3. концепция техно–экономической парадигмы К.Фримэна.

Эклектическая ОЛИ – парадигма Дж.Даннинга базируется на том, что конкурентоспособность ТНК определяется тремя факторами:

1. Преимуществами владения методами передовых технологий и обладание неявными активами, ведущими к доступу или созданию современных технологий (О – преимущества).

2. Преимуществами местоположения (Л – преимущества), использование возможности разместить и развернуть производство ТНК в других странах, по сравнению со своей.

3. Преимущества интернационализации (И – преимущества), анализ условий, которые побуждают ТНК производить самим свой продукт, не выдавая лицензии другим предприятиям.

Эклектическая парадигма состоит в следующем: «в любой момент времени, чем больше ТНК владеет О – преимуществами в сравнении с ТНК других стран, тем больше они будут интернационализировать использование своих преимуществ; и чем больше ТНК используют Л – преимущества из зарубежных источников, тем больше ТНК страны и страна в целом склонна к вовлечению в международное производство»[191].

К тому же Даннинг, в целом одобряя теорию М.Портера, сделал добавление к его ромбу в виде одного независимого элемента: «деятельность международного бизнеса».

Вторая теория – концепция взаимодействия цепочки добавления стоимости и кластера, опирается на то, что конкурентоспособность, создаваемая кластерами, опирается на локальный уровень. Вместе с тем, цепочка добавленной стоимости дает фирмам большие преимущества на глобальном уровне. В процессе управления цепочкой добавления стоимости решаются четыре главных вопроса:

1. что нужно производить? (вопросы параметра товаров, услуг);

2. как это нужно производить? (какие производственные методы, стандарты качества, экологические стандарты и т.д);

3. где нужно производить?

4. сколько нужно производить? (к тому же когда и куда должна быть доставлена продукция и как организована логистика).

Система управления цепочками должна опираться на следующие принципы: рыночные отношение на «расстоянии вытянутой руки», когда производитель и покупатель на имеют тесных связей и товар стандартизирован; сетевые взимоотношения; квази – иерархичные взаимоотношения; иерархичные взаимоотношения.

Таким образом, взаимодействие сетевого, квази – иерархического уровня управления кластера с формами продвижения товара или услуги дают значительные преимущества в продвижении товара, а значит и повышению конкурентоспособности.

Концепция техно – экономической парадигмы К.Фримэна опирается на теорию длинных циклов Кондратьева и «созидательного разрушения» Шумпетера. Суть ее в том, что в каждом цикле развития мирового хозяйства существует техно – экономическая парадигма, определяющая приоритетное положение одной из отраслей промышленности. Она включает в себя «систему лучших практических знаний, которыми владеет страны – лидеры»[193]. Каждая парадигма переживает фазу становления, расцвета и заката. В период смены парадигмы, страны находящиеся на более низком уровне получают «окошко возможности» догнать более развитые и сразу перейти на более высокий уровень развития.

Смена техно – экономической парадигмы предполагает:

- появление и развитие новых отраслей промышленности и сферы услуг;

- доступ к новым факторам производства с низкими издержками;

- способность адекватного восприятия перемен бизнес – сообществом, правительствами и обществом в целом;

- быстрое распространение нововведений в мировом хозяйстве;

Но для нового перехода необходим определенный научный потенциал, способный конвертировать свои знания в инновации, а инновации в производство.

Таким образом, в целом британская школа конкурентоспособности направлена на изучение повышения конкурентоспособности развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

 

Скандинавскую школу конкурентоспособности отличает выработка оригинальных концепций конкурентоспособности для малых стран Западной и Северной Европы. В первую очередь это работы датских экономистов Б.- О. Лундваля и Б.Йонсона, норвежских экономико – географов Б.Айсхайма и А.Изаксена, норвежского экономиста Э.Райнерта.

Объективные причины возникновения данной школы объясняются тем, что с середины 80 гг. малые страны стали испытывать двойное давление:

со стороны крупных стран, т.к. наукоемкость последних в большинстве видов продукции была выше, что приводило к снижению спроса на национальные товары, услуги. По отношению к традиционным товарам, низкие издержки производства в развитых странах, по сравнению с продукцией малых стран, также снижало предложение национальных производителей.

Основные идеи повышения конкурентоспособности малых стран.

1. Необходимо создавать и развивать добавочные инновации. В условиях малой страны все люди должны создавать инновации, которые предполагают повсеместность их применения.

2. Нужно развивать более высокую степень связей – потребитель /производитель. Постоянный обмен мнениями между продавцами и покупателями способствуют генерированию добавочных инноваций.

Исходя из этого, признавалось, что обучение – главный процесс получения добавочных инноваций и повышения конкурентоспособности экономики. Лундваль выделил несколько видов обучения:

1. обучение путем делания;

2. обучение путем использования;

3. обучение путем производства;

4. обучение путем поиска;

5. обучение путем исследования.

Б.Йонсон отметил, что кроме аккумуляции знаний для усовершенствовании экономики страны, важным процессом является процесс забывания. Как процесс освобождения от привычек и привязанностей населения, которые могут тормозить повышение конкурентоспособности.

Б.Айсхайм и А.Изаксен ввели в научный оборот термины «интерактивной инновационной модели» в которой «знание является главным ресурсом, а обучение – главным процессом»[194]. А получать эти знания необходимо в регионах обучения, которые образуются в промышленно развитых регионах страны. Цель – повсеместное создание региональных инновационных систем.

Другой экономист, Э.Райнерт, указывал на необходимость развития или привлечения на территорию страны тех стадий производства и оказания услуг, которые характеризуются высокой технологической оснащенностью и следовательно более высокой зарплатой, чем низкотехнологические отрасли. При этом, даже если отрасль в целом не характеризуется высокой добавленной стоимость на одного рабочего, то лучше специализироваться в рамках производственной цепочки на тех стадиях, где показатель добавленной стоимости на одного рабочего максимален.

В целом, скандинавская школа больше внимания уделяет местным особенностям развития экономики и учитывает в своих исследованиях социо – культурные аспекты конкурентоспособности.

Рассмотрев, три направления развития теорий конкурентоспособности, сделаем определенные выводы:

1. Институциональный подход к решению проблем конкурентоспособности является доминирующим во всех теориях, и следовательно роль государства имеет первостепенное значение в формировании современной конкурентной политики.

2. Главным аспектом в формировании конкурентоспособности экономики выступает регион, со своими особенностями и локальными конкурентными преимуществами. Значит и региональная политика государства должна быть нацелена на создание и развитие региональной экономики, отражающей специфические черты территории. Посредством этой региональной политики могут формироваться свои особые конкурентные преимущества.

В целом, «достижение страной конкурентоспособности в международном разделении труда напрямую зависит от формирования форм межстрановой и стимулирования развития новых форм внутристрановой пространственной организации производства в рамках преимущественно регионального взаимодействия между основными институциональными факторами конкурентоспособности страны».

 

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчёте. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и её институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчёркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

Представители Всемирного экономического форума указывают, что конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами. Так, на состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям. Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, по-разному влияют на экономические системы стран мира в зависимости от стартовых условий и текущего уровня развития. Очевидно, что и сами факторы изменяются с течением времени.

В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

1. Качество институтов.

2. Инфраструктура.

3. Макроэкономическая стабильность.

4. Здоровье и начальное образование.

5. Высшее образование и профессиональная подготовка.

6. Эффективность рынка товаров и услуг.

7. Эффективность рынка труда.

8. Развитость финансового рынка.

9. Уровень технологического развития.

10. Размер внутреннего рынка.

11. Конкурентоспособность компаний.

12. Инновационный потенциал.

 

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причём ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики. Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

Эксперты при составлении Индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями, или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчёта Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Всемирного экономического форума по результатам очередного сравнительного исследования. Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта Индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёте содержится подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. Как правило, в доклад также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран и территорий мира, упорядоченных по Индексу глобальной конкурентоспособности. В 2017 году исследование охватывает 137 стран.

РЕЙТИНГ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2017–2018.
РЕЙТИНГ ЭКОНОМИКА ИНДЕКС
  Швей­цария 5.9
  Соеди­нён­ные Штаты Америки 5.9
  Сингапур 5.7
  Нидер­ланды 5.7
  Германия 5.7
  Гонконг 5.5
  Швеция 5.5
  Велико­британия 5.5
  Япония 5.5
  Финлян­дия 5.5
  Норвегия 5.4
  Дания 5.4
  Новая Зелан­дия 5.4
  Канада 5.3
  Тайвань 5.3
  Израиль 5.3
  Объе­динён­ные Арабские Эмираты 5.3
  Австрия 5.2
  Люксем­бург 5.2
  Бельгия 5.2
  Австра­лия 5.2
  Франция 5.2
  Малай­зия 5.2
  Ирландия 5.2
  Катар 5.1
  Южная Корея 5.1
  Китай 5.0
  Исландия 5.0
  Эстония 4.8
  Саудов­ская Аравия 4.8
  Чехия 4.8
  Таиланд 4.7
  Чили 4.7
  Испания 4.7
  Азербай­джан 4.7
  Индо­незия 4.7
  Мальта 4.6
  Россия 4.6
  Польша 4.6
  Индия 4.6
  Литва 4.6
  Порту­галия 4.6
  Италия 4.5
  Бахрейн 4.5
  Маврикий 4.5
  Бруней 4.5
  Коста-Рика 4.5
  Словения 4.5
  Болгария 4.5
  Панама 4.4
  Мексика 4.4
  Кувейт 4.4
  Турция 4.4
  Латвия 4.4
  Вьетнам 4.4
  Филип­пины 4.4
  Казах­стан 4.3
  Руанда 4.3
  Словакия 4.3
  Венгрия 4.3
  Южная Африка 4.3
  Оман 4.3
  Ботсвана 4.3
  Кипр 4.3
  Иордания 4.3
  Колумбия 4.3
  Грузия 4.3
  Румыния 4.3
  Иран 4.3
  Ямайка 4.2
  Марокко 4.2
  Перу 4.2
  Армения 4.2
  Хорватия 4.2
  Албания 4.2
  Уругвай 4.1
  Черногория 4.1
  Сербия 4.1
  Таджики­стан 4.1
  Брази­лия 4.1
  Украина 4.1
  Бутан 4.1
  Трини­дад и Тобаго 4.1
  Гвате­мала 4.1
  Шри-Ланка 4.1
  Алжир 4.1
  Греция 4.0
  Непал 4.0
  Молдова 4.0
  Намибия 4.0
  Кения 4.0
  Аргентина 4.0
  Никарагуа 3.9
  Камбоджа 3.9
  Тунис 3.9
  Гондурас 3.9
  Эквадор 3.9
  Лаос 3.9
  Бангла­деш 3.9
  Египет 3.9
  Монголия 3.9
  Кыргыз­стан 3.9
  Босния и Герцего­вина 3.9
  Домини­кана 3.9
  Ливан 3.8
  Сенегал 3.8
  Сейшель­ские Острова 3.8
  Эфиопия 3.8
  Сальва­дор 3.8
  Кабо-Верде 3.8
  Гана 3.7
  Парагвай 3.7
  Танзания 3.7
  Уганда 3.7
  Пакистан 3.7
  Камерун 3.7
  Гамбия 3.6
  Замбия 3.5
  Гвинея 3.5
  Бенин 3.5
  Мада­гаскар 3.4
  Свази­ленд 3.4
  Мали 3.3
  Зимбабве 3.3
  Нигерия 3.3
  Демо­крати­ческая Респуб­лика Конго 3.3
  Вене­суэла 3.2
  Гаити 3.2
  Бурунди 3.2
  Сьерра-Леоне 3.2
  Лесото 3.2
  Малави 3.1
  Маври­тания 3.1
  Либерия 3.1
  Чад 3.0
  Мозамбик 2.9
  Йемен 2.9

 

 


Эволюция качества

 

Фаза отбраковки, фаза управления качеством, фаза менеджмента качества, фаза планирования качества. Карты статистического контроля Шухарта. Цикл Деминга. Спираль Джурана. Концепция TQM Фейгенбаума. Система Кросби «ноль дефектов». Кружки качества Исикавы. Концепция «функция потерь качества» Тагучи. 14 принципов менеджмента Деминга.

 

В истории качества существует пять перекрывающихся и про­должающихся фазы, которые, в полном соответствии с законами диалектики развивались под давлением противоречия между внут­ренними и внешними целями производителя — обеспечением ка­чества выпускаемой продукции и соответственно укреплением по­ложения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, то есть увеличением прибыли ком­пании (внутренняя цель). Это противоречие на каждой стадии раз­вития производства, рынка и общества имело свою специфику и по-разному разрешалось.

Эволюция методов обеспечения качества может быть проиллюстрирована системой «пять звёзд качества» (рис. 8)

 

Рис. 8. Эволюция методов обеспечения качества

 

Каждая из сторон пятиугольника, соединяющая между собой два ближайших зубца «звезды качества», определяет:

А - соответствующий период развития управления качеством и основную цель управления его, располагаемые в основании данной образной фигуры, т.е. первой стороны пятиугольника;

Б, В, Г, Д - сущность основных действий, проводимых в рас­сматриваемый период развития управления качеством, что образно отражено на всех остальных последовательно расположенных Б - Д сторонах пятиугольника, и показывающих соответст­венно следующее:

Б - систему взаимоотношений с поставщиками;

В - используемый метод мотивации качества;

Г - направленность обучения персонала;

Д - направленность взаимоотношений с внешней средой (потребителями, общественностью и т.п.).

 

Стороны первого пятиугольника (звезды) соответствуют:

А - начальному этапу системного подхода;

Б - входному контролю качества;

В - штрафам;

Г - профессиональному обучению;

Д - приемочному («выходному») контролю.

 

Стороны второго пятиугольника соответственно характеризуют:

А - этап перехода от управления качеством изделий к статисти­ческому управлению процессами производства;

Б - статистический входной контроль;

В - материальное стимулирование;

Г - обучение статистическим методам;

Д - статистический приемочный контроль.

 

Стороны третьего пятиугольника соответственно показывают:

А - использование концепции тотального контроля качества - TQC;

Б - входной контроль, использование инспекции, сертификации продукции поставщиков;

В - мотивацию к TQC;

Г - обучение методам TQC:

Д - приемочный контроль, инспекцию, аудит потребителей.

Стороны четвертого пятиугольника соответственно определяют:

А - этап перехода от тотального контроля качества (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM);

Б - сотрудничество, наличие сертификатов на систему управле­ния качеством по ИСО серии 9000, оценку поставщиков;

В - мотивацию k TQM;

Г - тотальное обучение TQM и стандартам ИСО 9000;

Д - наличие сертификатов на систему управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000.

 

Стороны пятого пятиугольника соответствуют:

А - этапу развития тотального менеджмента качества и экологии;

Б - совокупности взаимоотношений с поставщиками;

В - самомотивации к TQM и улучшению качества;

Г - тотальному обучению TQM, TQEM, стандартам ИСО - 9000 и методам самооценки;

Д - сертификации на подтверждение соответствия, требованиям стандартов ИСО 9000, 14 000, использованию методов самооценки по моделям премий в области качества.

 

Эволюция менеджмента качества

Таблица 4.

Сторона пятиугольника а б в г д
  Фаза развития управления качеством Характеристика фазы Взаимоотношения с поставщиками Метод мотивации качества Направление обучения персонала Отношения с потребителями
1. Фаза отбраковки начальный этап системного подхода входной контроль качества штрафам профессиональное обучение приемочный («выходной») контроль
2. Фаза контроля качества статисти­ческое управление процессами производства статистический входной контроль материальное стимулирование обучение статистическим методам статистический приемочный контроль
3. Фаза управления качеством использование концепции тотального контроля качества - TQC входной контроль, использование инспекции, сертификации продукции поставщиков мотивация к TQC обучение методам TQC приемочный контроль, инспекцию, аудит потребителей
4. Фаза менеджмента качества переход от TQC к тотальному менеджменту качества (TQM) сотрудничество, наличие сертификатов на систему управле­ния качеством по ИСО 9000, оценка поставщиков мотивация к TQM тотальное обучение TQM и стандартам ИСО 9000 наличие сертификатов на систему управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000
5. Фаза качества среды этап развития тотального менеджмента качества и экологии совокупность взаимоотношений с поставщиками самомотивация к TQM и улучшение качества тотальному обучению TQM, TQEM, стандартам ИСО - 9000 и методам самооценки сертификация на подтверждение соответствия требованиям стандартов ИСО 9000, использование методов самооценки по моделям премий в области качества

 

Фаза отбраковки

Менеджмент качества начинался с выходного конт­роля готовой продукции.

В 70-х годах XIX века в оружейном производстве (заводы Сэмюэля Кольта) родилась идея стандартного качества: изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, то есть взаимозаменяемых деталей. Перед сборкой эти детали проверялись с помощью калибров, и негодные отбраковывались.

Выдающийся вклад в развитие этой фазы внесли американс­кие автомобилестроители — Генри Мартин Леланд (основатель фир­мы «Кадиллак») и Генри Форд. Леланд впервые применил в авто­мобильном производстве работу по калибрам и придумал пару «про­ходной» и «непроходной» калибр. В марте 1908 г. эксперты Британ­ского автомотоклуба отобрали случайным образом 3 экземпляра из экспортной партии автомобилей «Кадиллак», прибывшей в Анг­лию, и разобрали их до последнего винтика. Все детали свалили в кучу, а затем кое-какие детали из этой кучи изъяли и заменили зап­частями, позаимствованными опять же наугад в местном агентстве по продаже и обслуживанию автомобилей «Кадиллак». Потом груп­па механиков, вооруженная только отвертками и гаечными ключа­ми, собрала машины заново и запустила моторы. Две машины за­велись с первой попытки, а одна — со второй, и все они отправи­лись на длительную обкатку по только что сданному в эксплуата­цию автодрому Бруклэндс. И когда вновь собранные машины под­твердили полную идентичность своих ходовых характеристик па­раметрам автомобилей заводской сборки, Британский автомоток­луб выдал фирме «Кадиллак» диплом и серебряный кубок с надпи­сью «За стандартизацию». После этого на табличке с гербом фирмы на автомобилях «Кадиллак» появилась надпись «Standart of the world» — образец для подражания для всего мира.

В 1913 г. Генри Форд впервые применил сборочный конвейер и ввел вместо входного контроля комплектующих на сборке выход­ной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изго­тавливались. То есть на сборку стали поступать только качествен­ные изделия. Он также создал отдельную службу технического кон­троля, независимую от производства.

Особое место в формировании и развитии данной фазы управ­ления качеством принадлежит Г. Эмерсону. Он впервые поставил вопрос об эффективности про­изводства в широком масштабе, уделяя повышенное внимание про­блемам качества и разработал «Двенадцать принципов производитель­ности», с их помощью могла быть обследована любая функциональная система или операция (производ­ственная, банковская, торговая и др.).

Научным обобщением и обоснованием опыта, накопленного на этой стадии, стали работы У. Тейлора. Именно им в рамках концепции научного менеджмента был предложен механизм управления каче­ством отдельно взятого изделия (1905). Система Тейлора ввела деление продукции на ка­чественную и дефектную (брак) по соответствию требованиям в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся первыми профессионалами в области качества — инспекторами (в России — технические контролеры). Система моти­вации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также уволь­нение. Система обучения сводилась к профессиональному обуче­нию и умению работать с измерительным и контрольным оборудо­ванием.

Можно сказать, что благодаря деятельности Ф. У. Тейлора и Г. Форда была создана концепция организации машинного производства (производствен­ная система Форда-Тейлора), которая в основных чертах просуще­ствовала до настоящего времени, и является моделью организации производства большинства современных предприятий. Только в 70-е годы XX века ей на смену стала приходить другая концепция (про­изводственная система Тойота).

Концепция обеспечения качества этой фазы: «Потребитель должен получать только годные изделия, т. е. изделия, соответствующие стандартам. Основ­ные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя».

Контроль и отбраковка в производственной практике реализовывались различными методами, которые развивались и совер­шенствовались под влиянием достижений научно-технического прогресса. Но подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал при стопроцентном контроле пара­метров каждой детали или изделия большого количества квалифи­цированных контролеров.

Последовательное воплощение в жизнь этой концепции при­вело уже в 20-е годы к тому, что численность контролеров в высо­котехнологичных отраслях (авиационная, военная промышлен­ность) стала составлять до 30 — 40% численности производствен­ных рабочих, иногда и более. В рамках этой концепции повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение, т. е. цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий являются противоречивыми (не могут быть дос­тигнуты одновременно).

Фаза контроля качества

По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения его эффективности. Попыткой ослабить это противоречие, свойственное предыдущей фазе развития качества, стал переход к контролю качества процессов производства.

Фаза контроля качества начинается с 20-х годов XX века. Точкой отсчета считаются работы, выполненные в отделе технического контроля фирмы «Вестерн электрик», США. В 1924 г. В. Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на ос­новании статистического контроля качества. Ме­тоды, предложенные Шухартом, позволили сосредоточить усилия на том, как увеличить выход годных изделий в технологическом про­цессе.

Примерное в это же время Г. Доджем и Г. Ромингом были разработаны первые таблицы выборочного контроля качества, суть которого со­стоит в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее части (выборки).

Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п.

Акцент с инс­пекции и выявления дефектов был перенесен на их предупрежде­ние путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учиты­валось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты регулирования и контроля. К профессиональ­ному обучению добавилось обучение статистическим методам ана­лиза, регулирования и контроля.

Стали более сложными и отноше­ния «поставщик — потребитель». В них большую роль начали играть стандартные таблицы статистического приемочного контроля.

Одним из замечательных достижений практики контроля ка­чества стало создание аудиторской службы по качеству, которая в отличие от отделов технического контроля занималась не разбра­ковкой продукции, а путем контроля небольших выборок из партий изделий проверяла работоспособность системы обеспечения каче­ства на производстве.

Концепция обеспечения качества этой фазы: «Потребитель должен получать только годные изделия, т. е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия следует сосредоточить на контроле качества производственных процессов, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий при сохранении отбраковки».

Внедрение концепции обеспечения качества в практику позво­лило значительно повысить эффективность производства при дос­таточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для формирования глобального рынка товаров и услуг. Но каждый производственный процесс име­ет определенный предел выхода годных изделий, и этот предел оп­ределяется не процессом самим по себе, а системой, в которой этот процесс протекает. При достижении этого предела с новой остротой действует то же противоречие, что и на предыдущей стадии, — цели повышения эффективности производ­ства и повышения качества изделий становятся противоречивыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: