Сенсорная депривация

Это недостаток стимулов – зрительных, слуховых, осязательных. Сенсорная депривация может возникать, когда человек испытывает сенсорный голод. Для описания подобных жизненных условий психологи пользуются понятием «обеднённая среда». Многочисленные психологические исследования показывают, что необходимым условием для норм созревания мозга в младенческом и раннем возрасте, является достаточное количество внешних впечатлений, т.к. именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Те участки мозга, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Т.к. изменяется биологическое созревание структур мозга в условиях сенсорной депривации. Вызывается депривационный эффект в сетях корковых нервных клеток (нейронов): часть нейронов и связей между ними гибнет, а у других снижается уровень функционирования. В результате взаимосвязи в нервной сети нарушаются, и в ответ на внешнее воздействие не формируется такой же нейронный ансамбль как в норме.

Если ребёнок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развив движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Известный отечественный психолог Божович Л.И. выдвинула гипотезу о том, что потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом развитии ребёнка, она возникает на 3-5 неделе жизни и является базой для формирования других социальных потребностей, в т.ч. социальной по своей природе потребности в общении ребёнка с матерью. Эта гипотеза противостоит представлениям многих учёных о том, что исходными выступают органические потребности (в пище, тепле), либо потребность в общении.

Очень давно отмечалось отсутствие улыбки, безучастность детей из приютов. Есть известное изречение испанского епископа (1760): «В приюте дети становятся грустными и многие от грусти умирают».

Однако, как научный факт, отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале 20в. Эти феномены впервые описаны и проанализированы известным австрийским учёным Рене Шпитцем, продолжено изучение Анной Фрейд и Шарлоттой Бюлер и названы были феномен госпитализации (синдром госпитализма).

Суть этого феномена состоит в том, что в закрытом детском учреждении ребёнок страдает не только и не столько от плохого воспитания или мед обслуживания, столько от специфических условий таких заведений, один из существенных моментов которых – бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Шпитц отмечает, что дети пост лежали в стеклянных боксах до 15 – 18 мес, причём до того времени, пока сами не вставали, они не видели ничего кроме потолка, т.к. по сторонам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало. С лёгкой руки Шпитца в психологии появилось понятие «потолочные дети».

Последствия такого сенсорного голода, если оценивать по уровню и характеру развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов.

Госпитализм – явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже оценить.

3. Двигательная депривация.

C двигательной депривацией человек сталкивается тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни или в других случаях). Такая депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное влияние на психическое состояние человека. Известно, что дети, которые вследствие заболевания в течение длительного времени не могут двигаться, часто страдают депрессией, повышенной возбудимостью и агрессивностью. Младенцы проявляют беспокойство, когда их туго пеленают. Вынужденное ограничение движений всегда отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Это происходит из-за дефицита очень важных для состояния нервной системы ощущений от мышц, суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность, состояние двигательного ограничения организм ребенка подсознательно пытается преодолеть патологическими привычными действиями – сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, накручиванием волос и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: