Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
- Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
- Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
- Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи татарского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Охват детей обучением на родном татарском языке по ДОУ – 50%
Проблемное поле:
Отсутствие достаточного финансирования для приобретения пособий и рабочих тетрадей по УМК.
Перспективы развития (пути решения):
Разработка новых подходов к дошкольному воспитанию – от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.
Привлечение внебюджетных средств для финансирование мероприятий по внедрению УМК.
Анализ образовательной ситуации по подготовке детей к обучению в школе
Актуальное состояние:
Вопросы подготовки детей к обучению в школе в детском саду решаются комплексно, с привлечением педагога-психолога, учителей-логопедов. Имеется перспективный тематический план «Введение в школьную жизнь».
Старшим воспитателем, совместно с педагогом психологом проводится диагностика детей, поступающих в первый класс (в начале учебного года и в конце учебного года по всем разделам программы).
Педагог-психолог проводит диагностику школьной зрелости. По итогам диагностики даются рекомендации воспитателям и родителям для работы с детьми.
Методика Керна – Йерасека, данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
года | Всего обследовано | Высокий | Средний | Низкий | |||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
2016-2017 | 39,4 | 52,6 | 60,6 | 47,4 |
Цветовая диагностика О.А. Ореховой; система личностных отношений ребенка, его социальные предпочтения и ценности, варианты личностного развития, тревожность, боль, непонимание, обиды накопленные ребенком в период общения со сверстниками и взрослыми.
года | Всего обследовано | И больше - 7 |
2016-2017 | 5 (5,1%) |
Обследование проводилось по традиционным методикам. При отборе диагностического инструментария учитывалось соответствие возрасту детей и цели диагностического обследования. Это позволило оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля.
Целостный характер исследования предоставил возможность получить картину актуального уровня развития ребенка и обозначить зону его ближайшего развития.
Работа по подготовке детей к обучению в школе ведется также в рамках дополнительного образования. Кружки «Ученый малыш», «Умные пальчики» включает в себя занятия по развитию речи, обучению грамоте, чтению, письму, формированию элементарных математических представлений.
Результаты диагностики соответствуют нормам психологического развития 6,6 – 7 лет. У детей высокая подготовленность к школе: хорошо ориентируются в окружающем, умеют обобщать, анализировать, делать выводы, фонематическое восприятие речи – в норме. Наглядно-образное мышление в пределах возрастной нормы. Дети владеют необходимым запасом знаний, ориентируются в жизненных различных ситуациях, способны дать оценку тем или иным действиям, объяснить причину.
Проблемное поле:
Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, следует, к сожалению, признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении их в 1 класс. Остается нерешенной проблема разной подготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Перспективы развития (пути решения):
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;
- Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.