Занятие 20-21. Философия И.Канта

1. Границы возможного познания: опыт, феномен и вещь сама по себе.

2. Категории “априорного” и “апостериорного”, понятие аналитических и синтетических суждений.

3. «Коперниканский переворот»: значение априорных синтетических суждений. Чувственность, рассудок и разум.

4. Априористическое обоснование всеобщности и необходимости научного познания. Проблема человеческой свободы.

5. Категорический императив.

6. Моральное и легальное, мораль и счастье.

7. “Критика способности суждения”: учение о целесообразности в природе и эстетика.

 

Литература:

1. Кант И. Критика чистого разума. Введение. М., 1964, соч. т. 3. Стр. 105-124.

1а. То же // Мир философии, ч.1. Стр. 508-521.

1б. То же // Хрестоматия по философии. М., 1997. Стр. 235-247.

2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Антология мировой философии. Т.3. Стр.155-197.

3. Кант И. Что такое просвещение? // а) Соч. Т.6. М.,1966; б) Соч. Т.1. Трактаты и статьи М.,1994; в) Соч.: в 8-ми т. М.,1997.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

 

Занятие 22. Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.

1. «Феноменология духа». Свобода и отчуждение.

2. Система и метод гегелевской философии. Новое понимание задач диалектики (логики).

3. Влияние на последующую философию.

Литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.,1994. Стр.93-123.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

 

Занятие 23. Марксистская философия: отчуждение труда и идеал коммунизма.

1. Формирование философии марксизма.

2. Идеология, наука, утопия.

Литература:

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46. Ч.1.

2. Зандкюлер Г.Й. Критика и позитивная наука. К эволюции марксовой теории // Историко-философский ежегодник’90. М.,1991.

3. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. №6.

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.

 

Занятие 24. Русская философия на рубеже ХIХ – ХХ веков.

1. Интеллигенция и революция.

2. Русская религиозная философия.

Литература:

1. Сорокин П. Современное состояние России. // Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. М.,1994.

2. Федотов Г. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М.,1990. Или в кн.: Федотов Г. Судьба и грехи России. Т.1.

3. Франк С.Л. Этика нигилизма // В сб. «Вехи», либо: Франк С.Л. Соч. М.,1990.

Занятие 25-26. Культура и цивилизация.

1. Ф. Ницше: “дионисийское” и “аполлоновское” начала культуры.

2. О. Шпенглер: «морфология культуры».

3. Что такое «культура»?

4. Культура и цивилазия в современном мире.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Морфология культуры О.Шпенглера // ж. “Вопросы литературы”. 1968. N1. Или в сб.: Новые идеи в философии. М.,1991.

2. Белый А. Философия культуры // Белый А. Символизм как миропонимание. М.,1994.

3. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека: Антология. М.,1993. Стр.108-122.

4. Культурология. ХХ век. М., 1995.

5. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч. в 2х т. М., 1990. Т.1. Стр.59-65.

6. Ортега-и-ГассетХ. Восстание масс // Вопросы философии. 1989, № 4. Или в сб.: Ортега-и-ГассетХ. Дегуманизация искусства. М.,1991.

7. Феномен культуры: общая характеристика // Мир философии/Книга для чтения/. Ч.2. М.,1991. Стр.285-321.

8. Шпенглер О. Закат Европы. Из раздела «Исторические псевдоморфозы» // Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,1991. Стр.26-45.

 

Занятие 27-28. Феноменология и экзистенциализм.

1. Феноменология Э.Гуссерля и ее влияние на современную философию.

2. Русский экзистенциализм: Н.Бердяев и Л.Шестов.

3. Западноеропейский экзистенциализм.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Мир философии. Ч.1. М.,1991. Стр. 225-231.

2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. М.,1989. Или в кн.: Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.

3. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9.

4. Шестов Л. Памяти великого философа // Вопросы философии. 1989, № 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: