с –н- в суффиксе, 2 – с –нн-

1. Густели бура…ые сумерки. 2. В тума…ой мгле показались острова. 3. Урага…ый ветер сшибал и ломал деревья. 4.Журавли…ые косяки заспешили на юг. 5. Тополи…ый пух очищает воздух. 6. Над деревней пролетел гуси…ый косяк. 7. Закат золотит кроны деревьев стари…ой позолотой. 8. Насте…ые часы бьют в полночь. 9. В каюте пахло маши…ым маслом. 10. У ворот увидел я старую чугу…ую пушку. 11. Ночь при лу…ом свете холодна, ясна.

 

 

Через дефис пишутся сложные прилагательные, которые обозначают:

1) цвета или оттенки цвета: темно-зеленый, нежно-голубой.

2) стороны света: северо-восточный.

3) словосочетание с сочинительной связью: плодовый и ягодный – плодово-ягодный.

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью: сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных

 

Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.

1. (Трудо)любивый юноша, (жизне)радостный человек, (старо)русское поселение, (рыбо)консервный завод, (хлопчато)бумажный комбинат, (бело)ствольная березка, (темно)красная шаль, (иссиня)черное пальто, (физико)математическая школа, (русско)английский словарь.

2. (Близо)рукий человек, (черно)глазый ребенок, (бело)курая леди, (бело)ствольная березка, (темно)синий костюм, (древне)тюркский памятник, (северо)западный ветер, (железо)бетонная балка, (сосново)пихтовые леса, (посудно)хозяйственный магазин.

 

Образуйте сложные прилагательные,

Запишите их.

1. Учебный консультационный пункт. 2. Ветер с юга запада. 3. Собрание сочинений в пяти томах. 4. Дистанция в сорок километров. 5. Рассказ с острым сюжетом. 6. Горная спасательная станция.

 

 

Спишите, раскройте скобки, напишите

Слитно или через дефис.

1. На (темно)сером небе мигают звездочки. 2. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому небу. 3. Мы спустились с (юго)восточной стороны. 4. Маленькие абрикосы на вкус (горько)ватокислые. 5. Наступила сенокосная пора. 6. В школе успешно прошел (шахматно)шашаечный турнир. 7. В классе я слежу за (учебно)воспитательной работой. 8. (Бело)розовые кашки украшали букет.

 

 

Правописание числительных,

Обозначающих целые числа

 

В И.п. и В.п. пишется ь:

1) на конце числительных от 5 до 20 и 30: пять, двадцать;

2) в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900: пятьдесят, пятьсот.

 

Вставьте, где необходимо, ь.

1. Пят… студентов, шест…десят дней, сем….десят страниц, восем… листов, восем…надцать пар, восем…десят учеников, оданнадцат… лет, двадцат… две страницы, пят…сот килограммов, двадцат… пят…книг, девят…надцать веков.

2. Тридцат… телевизоров, пят…надцат… салфеток, шест..сот шест…десят сантиметров, шест…стот восем…десят тонн, девят…сот пят…десят центнеров, сем….сот гектаров.

 

Напишите словами данные числа.

50, 60, 70, 80, 500, 600, 800, 900, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30.

Запишите словами числа.

В Т.п.: 15 книг, 60 экспонатов, 70 инженеров, 500 верст, 600 специалистов.

В Д.п.: 40 секунд, 90 километров, 19 килограммов, 318 тонн, 8 листов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: