Сидоркина И.Г.Мясников, В.И.
С Написание магистерской диссертации по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Методические указания /И.Г.Сидоркина, В.И.Мясников. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2012. – 75 с.
ISBN 5-8158-0382-0
Приведены необходимые сведения по выбору темы магистерской диссертации, формулировке объекта и предмета исследования, цели и задачи, определение новизны; представлены задачи и методика эксперимента, обработка научной информации.
Для магистрантов направления подготовки 230100 "Информатика и вычислительная техника", магистерской программы «Микропроцессорные (встраиваемые) системы.
УДК 681.3
ББК 32.97
ISBN 5-8158-0382-0 Ó Марийский государственный
технический университет, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 5
1.Наука и диссертационные исследования. 5
1.1.Тема диссертационного исследования. 7
1.2.Актуальность темы исследования. 10
1.3.Постановка задачи исследований и выбор наименования диссертации 15
1.4.Объект и предмет исследований. 17
|
|
1.5.Цели и задачи теоретического исследования. 20
1.6.Научная новизна диссертационного исследования. 25
2.Математические методы в исследованиях. 28
2.1.Процесс разработки модели. 30
2.2.Аналитические и имитационные модели. 32
3.Задачи эксперимента. 33
3.1.Методика эксперимента. 36
3.2.Компьютерный эксперимент. 36
4.Обработка научной информации. 39
4.1.Отчет о НИР. 42
4.2.Работа с научной литературой. 43
4.3.Отчет о научных исследованиях. 49
4.4.Статья, доклад. 55
4.5.Работа с текстом диссертации. 58
4.6.Работа со списком литературы и другими источниками оформления диссертационных исследований 66
4.7.Оформление приложений. 70
4.8.Доклад результатов диссертационной работы.. 71
5.Структура магистерской диссертации. 73
5.1.График подготовки магистерской диссертации. 73
Введение
Магистратура сегодня – важнейший элемент системы непрерывного образования, необходимого человеку в условиях постоянно меняющейся действительности. «В повседневной работе возникают проблемы, для решения которых не хватает имеющихся знаний, и люди снова идут учиться, выбирая или магистратуру, или программы профессиональной переподготовки, или повышение квалификации» (директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорь Реморенко).
Магистратура - это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка бакалавров предполагает получение общих знаний и навыков, которые углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре дает возможность получения знаний по направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате/специалитете. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию". Развитие интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции лежит в основе подготовки магистров. Подготовка специалистов, работающих в сфере информационных технологий, магистров по направлению «Информатика и вычислительная техника» для предприятий является сегодня важной и необходимой задачей. Возможность сменить профессию после обучения в магистратуре или реализовать себя в смежной отрасли, обеспечивает адаптивность к рынку труда.
|
|
Индустрия встраиваемых компьютерных технологий переживает сегодня период глубоких перемен, связанных с активным внедрением новых процессоров, новых системных архитектур и современных интерфейсных технологий. Эти перемены уже привели к хорошо заметным подвижкам на всех целевых рынках компьютерной техники, включая оборонный и аэрокосмический.
Магистерская программа «Микропроцессорные (встраиваемые) системы» по направлению «Информатика и вычислительная техника» имеет своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов научно-технической, производственной сферы, руководящих сотрудников ИТ - компаний, коммерческих и некоммерческих ИТ- ориентированных учреждений и организаций, в том числе международных, обладающих международным уровнем профессиональной конкурентоспособности в области использования и разработки, поддержки информационных технологий и защиты информации. Компетенции учащихся для работы по направлению включают:
- умение применять перспективные методы исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития средств вычислительной техники и информационных технологий;
- на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр и других учебных подразделений по профилю направления "Информатика и вычислительная техника";
- разрабатывать и реализовывать планы информатизации предприятий и их подразделений на основе Web- и CALS-технологий
- формировать технические задания и участвовать в разработке аппаратных и/или программных средств современной вычислительной техники;
- выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления и проектирования объектов автоматизации;
- применять современные технологии разработки программных комплексов с использованием CASE-средств, контролировать качество разрабатываемых программных продуктов;
- организовывать работу и руководить коллективами разработчиков аппаратных и/или программных средств информационных и автоматизированных встраиваемых систем.
Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов). Магистерская диссертация представляет собой отчет об изучении студентом конкретной задачи с целью построения ее решения.
Каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. В групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.
В диссертации излагаются результаты самостоятельного научного исследования по теме, соответствующей современному состоянию науки. Так как магистерская диссертация обладает признаками, присущими диссертационным работам вообще, то представленная к защите работа должна включать исходные предпосылки научного исследования, описание его выполнения и полученные результаты. В соответствии сказанному, содержание магистерской диссертации отражает следующие моменты:
|
|
- тема исследований;
- актуальность темы исследования;
- цели и задачи исследований;
- объект и предмет исследований;
- научная новизна и значимость результатов;
- методы исследований;
- достоверность полученных результатов;
- практическая значимость;
- самостоятельность подхода к раскрытию темы;
- наличие собственной точки зрения;
- умение пользоваться методами научного исследования;
- степень обоснованности выводов и рекомендаций.
Сформулируем основные требования к содержанию вышеперечисленных составляющих магистерской диссертации.
При определении темы исследований необходимо помнить, что магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями.
Наука и диссертационные исследования
Наука в целом и каждая научная дисциплина имеют свою индивидуальную историю возникновения и развития, являясь следствием прогресса человечества и его потребностей. Но при всем многообразии наук они имеют между собой много общего, прежде всего - обобщенные методологические установки, делающие знания не только истинными, но и научными. Поэтому, прежде чем приступить к написанию, оформлению и подготовке диссертации к защите, магистрант должен внимательно ознакомиться и изучить основополагающие методологические установки диссертационного исследования.
Диссертационное исследование является аналогом или прототипом научного исследования, но при этом дополнительно предполагает по завершении определенного отрезка научного исследования подготовку научного труда - диссертации - в виде рукописи для публичной защиты.
Продуктом науки является не только научное знание. Для получения научного знания необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования, а также значительное множество средств, при помощи которых они осуществляются: приборы, установки, методики измерения, средства хранения, обработки и передачи информации и т. д.
|
|
К продуктам науки следует отнести и рациональный стиль принятия решения. Систематичность и обоснованность являются большой социальной ценностью, влияют на общество и каждого его члена в отдельности.
Отличие диссертационного научного исследования от научного исследования вообще заключается в следующем. Исследования вообще - это любое исследование на теоретическом и (или) эмпирическом уровне, выполняемое с использованием известного научно-методического аппарата или с помощью вновь созданного (усовершенствованного), т. е. на уровне вклада в науку или без него. Исследование на уровне диссертационной работы - это исследование на достаточно высоком теоретическом уровне, содержащее вклад в науку - новое решение актуальной научной задачи или решение научной проблемы.
Эти два вида исследований отличаются и своими результатами. Различие заключаются в следующем. Диссертация - это, во-первых, квалификационная работа, во-вторых, работа, содержащая новое решение актуальной научной задачи. В диссертации раскрывается ход научных исследований и полученные результаты, вводятся новые представления, концепции и факты, т. е. доказывается научная и практическая ценность выдвинутых научных положений.
В исследованиях вообще может выполняться даже самая сложная инженерная разработка, но она должна удовлетворять требованиям, базирующимся на уже известных и проверенных закономерностях. Эта работа считается успешно выполненной, если параметры созданной системы, аппаратуры, прибора соответствуют техническому заданию на разработку.
Таким образом, в диссертации содержится научный результат, т. е. неизвестное ранее знание, а в научной разработке - техническое решение, полученное на основе или в рамках установленных ранее знаний или закономерностей. В этом их принципиальное отличие.