Масла для двигателей внутреннего сгорания принято называть моторными маслами. Иногда их называют также картерными маслами. К этой группе относятся масла, предназначенные для смазывания бензиновых, дизельных и авиационных поршневых двигателей. Масла для бензиновых двигателей подразделяются на масла для четырехтактных и двухтактных двигателей.
Современные моторные масла применяются для уменьшения трения, снижения износа и предотвращения задира контактируемых поверхностей. Масло отводит теплоту от трущихся деталей и уплотняет зазоры, в первую очередь в зоне цилиндропоршневой группы двигателя.
Износ различных узлов и деталей двигателей внутреннего сгорания зависит от ряда факторов, определяемых особенностями конструкции двигателя, условиями его эксплуатации, техническим состоянием, качеством применяемого топлива и масла и т. п.
Интенсивность изнашивания увеличивается при:
•попадании абразива в смазочную систему (роль аб
разива могут играть также продукты разложения масла,
образующие зольные отложения);
|
|
•переходе с нефтяного топлива на топливо ненефтя
ного происхождения (в частности, спиртовое);
•повышении содержания серы в топливе;
накоплении в масле воды, охлаждающей жидкости;
•повышении химической активности масла;
•увеличении расхода масла на угар вследствие повы
шенного пенообразования масла и т. д.
Особое значение имеет износ, возникающий в момент пуска двигателя (пусковой износ). Известно, что износ всего при одном пуске ДВС длительностью несколько секунд значительно превышает износ при работе двигателя на установившемся режиме в течение нескольких часов. Пусковой износ зависит от вязкостных свойств масла — при малой вязкости в условиях пуска обеспечивается более низкий пусковой износ вследствие лучшего поступления масла к узлам трения; для работы в установившемся режиме предпочтение, наоборот, отдается маслам, имеющим в этих условиях повышенную вязкость.
Таким образом, для уменьшения трения и изнашивания различных узлов и деталей двигателя должны использоваться масла с такими вязкостно-температурными свойствами, которые обеспечивают быстрый пуск и надежную работу двигателя в последующий период.
Для нейтрализации коррозионно-агрессивных продуктов, накапливающихся в масле в процессе его работы, варьируется содержание детергента (моющих присадок). Детергент выбирается в зависимости от условий работы масла, особенностей конструкции двигателя и специфики его эксплуатации. Концентрация моющих присадок не должна быть слишком большой, иначе из-за высокой зольности масла может возникнуть повышенное абразивное изнашивание.
|
|
Для повышения надежности работы двигателя используются и другие способы, приводящие к снижению износа. Увеличивается эффективность работы средств очистки, удаляющих из масла механические примеси, воду и другие продукты, присутствие которых может отрицательным образом отразиться на надежности работы двигателя в процессе его эксплуатации. Например, наличие в масле воды снижает его способность противодействовать изнашиванию трущихся поверхностей.
Для предварительной оценки качества масла можно провести исследование моторного масла методом капельной пробы. На лист специальной адсорбирующей бумаги из пипетки наносят по одной капле исследуемого смазочного масла. После того как оно полностью растечется и впитается в бумагу, определяют диаметр пятна, а также наличие и количество концентрических окружностей разной интенсивности окраски (рис. 3).
Например, минеральное моторное масло обычно имеет две концентрические окружности (рис. 4а). Большая из них, радиусом около 2 см, представляет основу масла (продукты перегонки нефтяного сырья), а внутренняя — комплекс растворенных в масле противопенных, диспергирующих, антиокислительных и других функциональных присадок и загустителя.
Импортные среднещелочные и высокощелочные моторные масла для автотракторных двигателей дают окрашенное характерное пятно капельной пробы с появлением структуры бумаги.
Рис. 3. Схема отпечатка капельной пробы:
1 — ремонтно-восстановительные
добавки (реметаллизант, модификатор, слоистый препарат
и т. д.); 2 — пакет основных присадок; 3 — основа масла
Рис. 4. Капельные пробы моторных масел на адсорбирующей бумаге:
а — свежее моторное масло; б — отработавшее моторное масло;
в — свежее моторное масло с ремонтно-восстановительнои добавкой;
г — перегретое моторное масло
Отработавшее масло (рис. 46) также имеет две характерные окружности, примерно по 1 см в диаметре, и отличается значительно более темным цветом.
Если в приготовленную композицию капнуть несколько капель топлива (для имитации его попадания в масло на автомобиле с низкой компрессией) и опять повторить процедуру оценки методом капельной пробы, результат будет совсем иным. Такая экспертиза, проведенная журналом «За рулем» с моторными маслами, содержащими слоистые модификаторы трения (дисульфид молибдена и графит), показала, что эти масла образуют три концентрические окружности с максимальным радиусом 1,6—1,7 см, что указывает на их более низкую проникающую способность. Введение в масло этого типа 2% бензина или воды приводит к резкому уменьшению оптической плотности (расслоению). Например, у масла с дисульфидом молибдена оптическая плотность падает на 9—10%, а у графитсодержащего масла — на 35—40%.
Попадание в смазочные материалы топлива, влаги, а также окисление при работе существенно снижают их стабильность. Поверхностно-активные вещества восстановителей теряют свои свойства, вступая в реакцию с влагой и топливом. В результате снижается не только эффективность их применения, но и трибологические свойства базовых масел.
Условия работы масла определяются различными рабочими температурными нагрузками узлов и деталей двигателя, смазываемых моторным маслом (цилиндро-поршневой группы, подшипников, механизма газораспределения и т.д.). Для обеспечения надежной подачи моторного масла к различным агрегатам двигатели оснащены специальными приспособлениями (входящими в смазочную систему): емкостью для хранения масла, средствами для очистки (фильтрами), масляной магистралью, насосом и т. п.
Подбор моторного масла для двигателя зависит от условий его работы (особенностей эксплуатации). Принято оценивать напряженность или жесткость работы моторного масла в заданном двигателе, а значит, определение степени форсирования двигателя. Например, подбор моторного масла можно осуществлять по параметру его теплонапряженности, пропорциональному температуре масла в верхней поршневой канавке. С ее ростом повышаются требования к качеству масла, рекомендуемого для смазывания двигателя.
|
|