Реметаллизанты (металлизанты) — особый класс препаратов автохимии, базирующийся на аспектах теории самоорганизации и явлении избирательного переноса при трении (эффекта безызносности). Приставка «ре» в данном случае подразумевает возврат (от англ. return) металла на поверхности трения.
Механизм действия реметаллизантов заключается в ме-таллоплакировании трущихся поверхностей вследствие осаждения металлических компонентов, входящих в состав металлоплакирующей композиции во взвешенном или ионном виде. При этом частично восстанавливаются микродефекты, снижается коэффициент трения, значительно повышается износостойкость плакированных поверхностей (в некоторых случаях — в сотни раз). Термин «металлоплакирующий» (от франц. plaquer — покрывать) введен Д. Н. Гаркуновым, В. Г. Шимановским и В. Н. Лозовским в связи с изобретением ими смазочного материала, реализующего эффект избирательного переноса при трении.
В настоящее время металлоплакирующие композиции (реметаллизанты) подразделяются на порошковые и ионные. Порошковые металлоплакирующие препараты в качестве основного компонента содержат ультрадисперсные порошки, а ионные — полностью маслорастворимые соли пластичных металлов, органические кислоты, мыла жирных и нафтеновых кислот, жирные амиды, эфиры жирных кислот и спиртов, а также глицерин. В качестве плакирующих металлов используются медь, олово, цинк, железо, алюминий, свинец, серебро, хром, никель, а также молибден.
Металлсодержащие смазочные композиции, кроме порошкообразных металлов, обычно содержат активные химические компоненты, способные образовывать с ними структуры, необходимые для реализации эффекта безыз-носности. Активные компоненты смазочной среды получаются в процессе трения или добавляются при приготовлении. Подтверждением этому служат смазочные композиции, содержащие альдегиды, которые при трении способны образовывать вещества, необходимые для формирования металлсодержащих соединений, например комплексов двухвалентной меди.
Все жирные кислоты (предельные и непредельные) являются поверхностно-активными веществами. Под действием жирных кислот и других органических компонентов поверхности трения пластифицируются, что способствует быстрому созданию оптимальных шероховатостей. При относительно высоких температурах порядка 423-477К на поверхностях образуются тончайшие структуры плакирующего металла (толщиной около 100 нм) — сервовитная пленка. На ее поверхности под действием содержащихся в присадке активных СООН-групп и ком
Рис. 6. Структура поверхностей трения, восстановленных реметаллизантом:
1 — алюминиевый сплав подшипника; 2 — нанесенный реметаллизант;
3 — сервовитная пленка; 4 — хемосорбированные и полимерные слои
(серфинг-пленка); 5 — стальная поверхность коленчатого вала
понентов смазочного материала формируется полимерная пленка — «серфинг-пленка» (рис. 6).
Впервые присадку, образующую сервовитную пленку на трущихся поверхностях трения, в 60-х годах прошлого века разработали в Московском технологическом институте (ныне — Московский университет сервиса) под руководством Ю. С. Симакова и Д. Н. Гаркунова. Присадка, состоящая из продуктов взаимодействия 50% олеиновой кислоты и 50% олеата меди, послужила прототипом присадки МПП МКФ-18, а впоследствии — целой группы мас-лорастворимых (ионных) присадок этой серии: МКФ-18У, «Ника», «Стимул-1», «Урал» (производства ООО «Кристалл», Екатеринбург), МКФ-18Е (выпускавшейся под наименованием «Велап» для масел и «Сомет» для смазочно-охлаждающих технологических сред), МКФ-18Х (дляхо лодильного оборудования), «Эрфолг» и др.
В 1979 году швейцарская компания Actex S.A. начала серийное производство металлоплакирующих порошковых препаратов марки Lubrifilm metal, основанных на практической реализации «эффекта безызносности». В 1992 году Lubrifilm metal был официально сертифицирован Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и одобрен АвтоВАЗом. Современные разработки компании Actex S.A. — реметаллизанты Metalyz 6 и Metalyz 8, использовавшиеся как один из компонентов моторных масел марки «Уфалюб» производства «Уфанефтехим».
Препарат Lubrifilm metal (Metalyz) представляет собой ультрадисперсный порошок, состоящий из частиц свинца, включенных в кристаллическую матрицу медно-се-ребряного сплава и покрытых специальной защитной оболочкой, что позволяет исключить их окисление. Применяется в виде добавки к моторному маслу для создания в зоне высоких удельных нагрузок металлической композиционной пленки. Способ применения следующий:
1.Произвести замену моторного масла и масляного
фильтра.
2.Пустить двигатель и в течение 5 мин его разогревать.
3.Остановить двигатель, снять пробку маслозаливной
горловины, встряхнуть тубу и вылить содержимое в гор
ловину.
4.Закрыть пробку маслозаливной горловины и при
близительно через 5 мин произвести запуск двигателя.
Российскими аналогами Lubrifilm metal по составу и технологическим свойствам являются реметаллизанты РиМет, РиМет-Т, Motor Healer, разработанные в 1987—2001 годах Институтом металлургии Уральского отделения Российской академии наук.
Реметаллизант РиМет состоит из высокодисперсных порошков сплава меди, олова и серебра в базовой нейтральной основе (размер частиц — до 100 нм). Порошковый сплав получают из металлического газа в условиях глубокого (космического) вакуума. Однако при применении РиМета отмечено оседание крупных частичек порошка в картере двигателя при стоянке автомобиля в течение нескольких суток. Разработанный в основном для бензиновых двигателей, этот реметаллизант показал слабую эффективность в дизелях. Это связано с тем, что ПАВ, образующие на поверхности каждой микрочастицы оболочку, которая защищает основной металл частицы от окисления (сгорания) на воздухе, при более высоких рабочих температурах в цилиндрах дизеля теряют свои защитные свойства, что приводит к ухудшению качества моторного масла и, естественно, эффективности самого препарата.
В целях устранения отмеченных недостатков екатеринбургская компания-производитель Fine Metall Powders разработала новые препараты RemeTall и Motor Healer с более мелкодисперсными компонентами.
Независимая фирма «ВМПАвто» из Санкт-Петербурга выпустила несколько порошковых металлоплакирующих препаратов собственного производства марки «Ресурс», а также продукт комплексного металлоплакирующего и кондиционирующего действия Remetall.
В своих разработках специалисты «ВМПАвто» применили пористый, или канальчатый, хром. Данный тип материала используется в высокофорсированных дизельных двигателях, работающих при максимальных нагрузках (при максимальном давлении в камере сгорания Рг до 150 МПа) и температуре до 250 °С (даже в сверхна-груженных моторах автомобилей, участвующих в гонках «Формулы-1»). Для обеспечения необходимой долговечности кольца покрывают гальваническим пористым хромом. Известно, что обыкновенный хром обладает высокой износостойкостью, но плохо смачивается маслом, Пористый хром может, как губка, удерживать масло, что позволяет выдерживать нагрузки, недоступные материалам с плотным покрытием, особенно в период приработки. Одна из последних разработок фирмы «ВМПАвто»-металлоплакирующий препарат Remteka.
Так как маслорастворимые соли пластичных металлов (меди, олова) и глицерин (часто входящий в состав металлоплакирующих присадок и поглощающий воду) обладают повышенными коррозионными свойствам, то в их состав добавляют такие ингибиторы коррозии, как аминопара-фин, АКОР-1 и др.
Наиболее известными ионными металлоплакирующи-ми композициями являются медьсодержащие препараты типа МКФ-18 (в розничную продажу не выпускаются), а также оловосодержащий препарат СУРМ-ВК (ООО «Пиотр», Санкт- Петербург).
В 2004 году фирма Shell Car Care Internaional Ltd (Великобритания) впервые представила на российском рынке собственный ионный реметаллизант для двигателя Remetallisant Moteur под торговой маркой Blue Coral.
Практически все фирмы-производители препаратов подкапотной автохимии выпускают добавки к трансмиссионным маслам и пластичные смазки-восстановители. Характеристики наиболее известных реметаллизантов представлены в табл. 5.
Характеристики наиболее известных реметаллизантов
Таблица 5
Препарат | Производитель, страна, регион | Назначение | Состав, комментарий |
Motor Healer | Fine Metall Powders, Россия | Уменьшение износа деталей, увеличение мощности, увеличение ресурса двигателя | Препарат на основе порошков пластичных металлов |
Remteka | ООО НПК «ВМПАвто», Россия | Безразборное восстановление двигателя, снижение трения и износа | Добавка к моторным маслам на основе порошков пластичных металлов |
Renom Engine | НПФ «Лаборатория трибо-технологии», Россия | Восстановление компрессии в двигателе без его разборки, повышение качества и сокращение продолжительности приработки | Маслораство-римый комплекс пластичных металлов. Не задерживается фильтром и не выпадает в осадок |
Продолжение табл. 5
Препарат | Производитель, | Назначение | Состав, комментарий |
СУРМ-ВК | OOO «Пиотр», Россия | Восстановление компрессии и давления масла в двигателе, а также работоспособности деталей без их разборки | Олово- и медьсодержащие компоненты. Могут вводиться непосредственно в камеру сгорания |
Motor Active Remetallizer | ActexS.A., Швейцария | Снижение и частичное восстановление деталей двигателя (гильз цилиндров, вкладышей коленчатого вала, подшипников и т. д.) | Полностью мас-лорастворимый масляный реме-таллизант |
Metalyz 8, Lubrifilm Motor Active | ActexS.A., Швейцария | Восстановление гильз цилиндров, вкладышей коленчатого вала и других деталей двигателя созданием металлической композиционной пленки | Порошковая медно-свинцо-во-серебряная добавка для двигателей рабочим объемом от 3 до 6 л и пробегом от 50 до 150 тыс.км |
Remetallisant Moteur | Shell Car Care Internaional Ltd (торговая марка BlueCoral), Великобритания | Снижение интенсивности изнашивания и потерь на трение в трущихся деталях двигателя | Полностью мас-лорастворимый препарат, образующий на поверхностях трения защитные пленки |
При применении препаратов этой группы необходимо учитывать следующие особенности:
1. В отношении совместного применения хрома и дисульфида молибдена отметим, что в классическом трибо-техническом понятии эти компоненты антагонистичны. При высоких нагрузках хром проявляет свойства металло-плакирования, для чего необходимы ювенильные поверх ности (свободные от оксидных и других пленок), а дисульфид молибдена эти поверхности пассивирует (снижает поверхностную энергию), а также препятствует непосредственному контакту активного хрома и трущейся поверхности. То же можно отнести и к совместному применению цинка и дисульфида молибдена в многоцелевой металло-плакирующей смазке МС 1000.
2.При применении препаратов на основе ультрадис
персных порошковых материалов необходимо учитывать,
что частицы, введенные в смазочный материал в виде до
бавок, взвесей (например, реметаллизантов РиМЕТ, «Ре
сурс», Lubrifilm, «Супермет» и др.)» могут быть центрифу
гированы как фильтрами тонкой очистки (центрифугами
дизелей), так и коленчатым валом. Это может привести
к забиванию основной масляной магистрали двигателя
(каналов коленчатого вала). Поэтому наиболее прогрес
сивно направление ионных металлоплакирующих препа
ратов, поскольку они максимально безопасны и стабиль
ны по своим свойствам даже при попадании в базовое
масло топлива и воды (что как раз чрезвычайно актуаль
но на изношенных автомобилях).
3.Существует критическая концентрация соединений,
обладающих восстановительной способностью, выше ко
торой из-за быстрого восстановления оксидных пленок
в зоне трения вероятность «намазывания» возрастает.
В этом случае при проведении износных испытаний от
мечается повышенная интенсивность изнашивания. За
вышенные концентрации могут приводить к восстанов
лению ионов металлов и их выпадению в осадок, а также
к повышению коррозионных свойств композиций базо
вого смазочного материала и восстановителя.
Следует отметить, что образование устойчивых за
щитных металлических пленок — достаточно продолжи
тельный (постепенный) процесс, поэтому при испытаниях,
а также при штатной работе техники может не наблюдать
ся резкого (внезапного) улучшения эксплуатационных
показателей, но обязательно отмечается их положитель ная динамика, существенно влияющая на повышение надежности и ресурса узлов и агрегатов техники.
Определенный интерес вызывают проведенные автором исследования ряда отечественных и зарубежных моторных масел методом рентгеноспектрального флуоресцентного анализа (РСФА) на бездифракционном анализаторе «БАРС-3» (табл. 6). Принцип действия анализатора основан на возбуждении и регистрации характеристического флуоресцентного излучения химических элементов, входящих в состав анализируемых веществ.
Таблица 6