Под трансмиссионными маслами в широком смысле понимают масла, используемые для смазывания различного рода трансмиссий, то есть агрегатов, в которых крутящий момент двигателя передается зубчатым зацеплением. В то же время трансмиссионные масла обычно рассматриваются вместе с редукторными маслами, так как условия их работы во многом близки. Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения механических, гидромеханических и гидрообъемных агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, до-рожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования (табл. 14).
Таблица 14
Группы трансмиссионных масел для различных передач в агрегатах трансмиссий транспортных машин
Агрегаты трансмиссии | Применяемые масла |
Коробки передач и отбора мощности, раздаточные коробки и т. д. | Трансмиссионные масла с противо-износными, антиокислительными и другими функциональными присадками |
Ведущие мосты с гипоидной главной передачей | Гипоидное масло |
Ведущие мосты с червячной главной передачей | Трансмиссионные масла с эффективной противоизносной присадкой, не вызывающей коррозии бронзовых сплавов |
Ведущие мосты с дифференциалами ограниченного проскальзывания | Трансмиссионное или гипоидное масло с повышенными фрикционными свойствами |
Гидромеханические передачи | Масло для гидромеханических передач (гидравлическая жидкость ATF) |
Гидрообъемные передачи | Масло для гидрообъемных передач |
По условиям работы трансмиссионные масла значительно отличаются от моторных:
•отсутствием контактирования с горячими поверхно
стями камеры сгорания;
•отсутствием взаимодействия с отработавшими газами;
•наличием экстремальных контактных нагрузок при
высоких скоростях сдвига поверхностей трения.
Выпускаемые отечественной нефтехимической промышленностью базовые трансмиссионные масла не в полной мере удовлетворяют постоянно возрастающим техническим требованиям конструкций современных автомобилей, а также более тяжелым условиям эксплуатации. Чтобы компенсировать этот недостаток, используются специальные присадки к трасмиссионным маслам. Их применение в механических коробках передач позволяет:
•уменьшить шумность работы коробки передач, что
особенно актуально и эффективно для полноприводных
автомобилей повышенной проходимости, а также спор
тивных и высокофорсированных автомобилей, эксплуа
тирующихся в экстремальных условиях;
•улучшить переключение передач;
•защитить нагруженные пары зубчатого зацепления
от перегрева при тяжелых режимах эксплуатации и про
длить ресурс базового трансмиссионного масла;
•повысить мощность и динамические характеристи
ки автомобиля;
•снизить износ трущихся деталей и увеличить межре
монтный ресурс коробки передач;
•снизить или исключить утечки масла через уплот-
нительные устройства.
Введение специальных ремонтно-восстановительных присадок в систему смазывания переднего и заднего мостов дополнительно обеспечивает частичное восстановление зазоров и размеров пятна контакта в зубчатых зацеплениях редукторов мостов.
В гидромеханических передачах (гидравлических усилителях рулевого управления, сцепления и автоматических коробках передач) применяются специальные гидравлические жидкости. Являясь рабочим телом гидравлических систем, они служат для передачи мощности двигателя в гидротрансформаторе и смазывания его узлов и деталей; находясь в системе управления, гидравлические жидкости передают энергию для включения фрикционных муфт, обеспечивают их сцепление и охлаждение трущихся дета
лей. Эти масла называют также ATF (от англ. Automatic Transmission Fluid). Порой к ним предъявляются весьма противоречивые требования, например стабильность занимаемых объемов при изменении температуры.
Чтобы легко отличать ATF от моторных масел и трансмиссионных масел для механических коробок передач, гидравлические жидкости, как правило, окрашены в красный цвет. Взаимозаменяемость ATF с вышеперечисленными маслами категорически запрещается. Причем ATF могут быть взаимозаменяемы и совместимы, но замена одного масла другим или их смешение допускаются только с разрешения производителя.
В состав базовых масел для автоматических коробок передач обычно входят антиокислители, ингибиторы пе-нообразования, противоизносные присадки, модификаторы трения и набухания уплотнений.
Тяжелые режимы эксплуатации автоматических коробок передач (АКП) в городских условиях приводят к быстрой утрате трансмиссионными жидкостями своих функциональных свойств из-за частого и длительного перегрева. Моющие свойства ATF также постепенно снижаются. В радиаторе и гидротрансформаторе постепенно накапливаются различные загрязения, продукты износа, углеродистые отложения. Все это приводит к проскальзыванию дисков АКП, шумам и вибрациям, задержкам и рывкам при переключении передач, возникновению течей через уплотнительные устройства.
Если не произвести промывку системы, при замене ATF все эти отложения останутся в картере АКП и начнут интенсивно вымываться во время работы на новой жидкости, забивая новый фильтр, что не только приведет к значительному сокращению срока службы самой ATF и всей АКП, но и не позволит обеспечить надежную работу трансмиссии.
При этом следует иметь в виду, что применение в АКП антифрикционных препаратов, снижающих потери на трение, не рекомендуется ввиду возможного отказа агрегата. В качестве профилактических и ремонтных целей перед заменой трансмиссионных жидкостей для АКП следует проводить их промывку специальными препаратами. В процессе эксплуатации рекомендуется примене-нять тюнинговые присадки, а при обнаружении утечек через уплотнения — специальные антитечи.
Аналогичные проблемы характерны и для гидравлических жидкостей, применяемых в системах рулевого управления автомобиля. Старение (высыхание, затвердевание) и износ уплотнительных устройств рулевого уплотнения приводит к нарушению герметичности, появлениям утечек и возможному отказу агрегата, что крайне опасно из-за внезапного возрастания усилия на рулевом колесе.
Специалисты рекомендуют через каждые 20—25 тыс. км пробега при смене жидкости в гидроусилителе рулевого привода в профилактических целях использовать специальные герметики гидравлической системы, которые в большинстве случаев могут применяться вместо штатных ATF. Для экспресс-диагностики гидроусилителя руля следует без особых усилий повернуть рулевое колесо до упора. При появлении повышенного или постороннего шума следует незамедлительно применить ремонтный препарат.
Специальные жидкости, называемые тормозными жидкостями, также используются в качестве рабочего тела в гидравлических приводах тормозной системы. Однако к этим технологическим средам вследствие их специфических свойств и необходимости обеспечения безопасности движения дополнительные присадки не применяются.
Характеристики некоторых присадок к трансмиссионным маслам и гидравлическим жидкостям для АКП и гидроусилителей рулевого управления представлены в табл. 15.
Таблица 15
Характеристики некоторых присадок к трансмиссионным маслам для механических коробок передач и редукторов, а также к гидравлическим жидкостям для автоматических коробок передач и гидроусилителей рулевого управления
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Механические коробки передач (МКП) и редукторы | ||
Renom Transmision | НПФ «Лаборатория триботехнологии», Россия | Восстановление работоспособности деталей трансмиссии без их разборки, повышение качества и сокращение продолжительности приработки |
РиМет-Т | Fine Metal Powders, Россия | Безразборное восстановление и защита от износа трансмиссий, коробок пере-Aq4 и редукторов мостов |
«Гель-реви-таллизант для КПП и редукторов» | Химический концерн «ХАДО», Украина | Безразборное восстановление геометрии деталей трансмиссии, снижение шума и вибраций, улучшение работы синхронизаторов |
Ceramic Gear Treatment | Petromark Automotive Chemicals BV (торговая марка P.M.Xeramic), Голландия | Снижение износа деталей трансмиссии и температуры трансмиссионного масла |
Getribe-Oil Verlust Stop | Liqui Moly GmbH, Германия | Восстановление эластичности уплотнений и герметичности элементов трансмиссии |
Pour boite a vitesses manuelle | Energie 3000, Франция | Стабилизация и восстановление работы МКП, в том числе со значительной степенью износа |
H.P.LS. Transmission Treatment | Wynn's Belgium n.v., Бельгия | Снижение износа деталей и шумов МКП, улучшение свойств минеральных гидравлических жидкостей |
Продолжение табл. 15
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Lubrifilm-Metal B2 | ActexS.A., Швейцария | Восстановление работоспособности МКП и дифференциалов, снижение шума и предотвращение дальнейшего износр |
Автоматические коробки передач (АКП) | ||
«Гель-реви-тализант для АКПП» | Химический концерн «ХАДО», Украина | Восстановление поверхностей деталей АКП, снижение шума и вибраций, демпфирование пиковых нагрузок |
15 Minute Trans Flush With SMT2 | Hi-Gear Products Inc., США | Растворение и удаление загрязнений гидравлической системы АКП, восстановление' четкости переключения передач |
Automatik Trasmission Stop Leak | JetGo Auto Products, США | Обеспечение плавности переключения передач, устранение течи через уплотнения, уменьшение нагрева и проскальзывания дисков АКП |
Pour boite a vitesses automatique | Energie 3000, Франция | Стабилизация и восстановление работы АКП, уменьшение ндгрева и проскальзывание ДИСКОВ |
Automatic Transmission Treatment | Wynn's Belgium n.v., Бельгия | Устранение течи из АКП и обеспечение плавности переключения передач, предотвращение окисления ATF |
Гидроусилители рулевого управления | ||
Old Chap Power Steering | НПФ «Лаборатория триботехнологии», Россия | Восстановление эксплуатационных характеристик системы гидроусилителя руля, устранение шумов и вибраций |
Power Steering Conditioner & Stop Leak | StepUp Brends Inc. (Hi-Gear Products Inc.), США | Устранение течи и восстановление уплотнений гидроусилителя и гидронасоса; очистка гидросистемы руля, снижение шумности работы |
Продолжение табл. 15
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Power Steering Sealer and Conditioner | JetGo Auto Products, США | Предотвращение затвердевания и старения уплотнений, устранение течи в механизмах рулевого управления |
Power Steering Sealer | CD-2 (Turtle Wax Inc.), США | Устранение течей и скрипов гидроусилителя руля |
Steer Plus With SMT2 | Hi-Gear Products Inc., США | Устранение течи через уплотнения, уменьшение шума, нагрева, износа и вибраций гидроусилителя руля |
Power Steering | SCT-Vertriebs GmbH (торговая марка Mannol), Германия | Герметизация гидроусилителя руля, обеспечение плавной и бесшумной работы, защита уплотнений |
- Глава 2
- ТОПЛИВНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Характеристики двигателя внутреннего сгорания — мощность, экономичность, надежность, а также экологические показатели — во многом зависят от свойств применяемого топлива. Сейчас это так же актуально, как и на заре автомобилизации. Известен исторический пример, когда купленный большевиками в Великобритании в декабре 1920 года для В. И. Ленина самый современный и надежный на тот период автомобиль, Rolls-Royse 40/50 HP, уже в ноябре 1921 года был отправлен назад в Англию на завод в Дерби. Причина состояла в том, что за время короткой эксплуатации автомобиля была полностью за-коксована цилиндропоршневая группа двигателя вследствие применения топлива низкого качества и тяжелых условий эксплуатации.
В настоящее время в России согласно ГОСТ Р 51105-97 от 1 января 1999 года (разработанного с учетом европейского стандарта EN 228-1987) производятся автомобильные бензины марок Нормаль-80 (А-76), Регуляр-91 (Аи-92), Премиум-95 (Аи-95) и Супер-98 (Аи-98) — табл. 16, но более ранний ГОСТ 2084-77 до настоящего времени является действующим стандартом, и некоторые заводы выпускают топливо в соответствии с ним.
В то же время широкомасштабная проверка столичных автозаправочных станций, проведенная Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
Таблица 16
Требования к | отечественным автомобильным бензинам | ||||||
Марка бензина | Детонационная стойкость (октановое число) | Концентрация свинца, г/дмз, не более | Массовая доля серы, %, не более | Объемная доля бензола, %, не более | Содержание метил-третбутилового эфира (МТБЭ), %, объемная доля, не более | Концентрация железа, г/дмз, не более | |
Исследовательский метод, ед., Нв 1»|©Н©© | Моторный метод, ед., не менее | ||||||
ГОСТР 51105-97 | |||||||
Нормаль-80 (А-76) | 80,0 | 76,0 | 0,010 | 0,05 | 5,0 | 0,037 | |
Регуляр-91 (Аи-92) | 91,0 | 82,5 | 0,010 | 0,05 | 5,0 | 0,037 | |
Премиум-95 (Аи-95) | 95,0 | 85,0 | 0,010 | 0,05 | 5,0 | 0,037 | |
Супер-98 (Аи-98) | 98,0 | 88,0 | 0,010 | 0,05 | 5,0 | 0,037 | |
ТУ № 38.401-58-171-96 на автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами | |||||||
АИ-80ЭК | 80,0 | 76,0 | 0,010 | 0,05 | 3,0 | 0,037 | |
АИ-92ЭК | 92,0 | 83,0 | 0,010 | 0,05 | 3,0 | 0,037 | |
АИ-95ЭК | 95,0 | .85,0 | 0,010 | 0,05 | 5,0 | 0,037 | |
Аи-98ЭК | 98,0 | 88,0 | 0,010 | 0,05 | 5,0 | 0,037 |
Москвы, выявила, что до 30% продаваемого на АЗС топлива не соответствуют необходимым требованиям. По некоторым оценкам, разброс октанового числа, определенного исследовательским методом, по бензинам группы А-80 составляет 3—4 ед., а группы Аи-92 — 1—2 ед.
С другой стороны, содержание смол в отечественных бензинах и в современной России превышает европейские требования. В результате в топливной системе и камере сгорания образуется большое количество различных углеводородных и смолистых отложений, приводящих на некоторых режимах к таким параметрическим отказам, как снижение мощностной отдачи двигателя, повышение расхода топлива, смазочных материалов и токсичности выхлопа.
Без специального исследовательского оборудования качество топлива определить невозможно. Следует отметить, что ориентировочно октановое число бензина можно установить с использованием бытового бензиномера ДИАС. Перед заправкой топлива налейте около 0,5 л в высокую емкость и замерьте его плотность. Ориентировочные значения плотностей бензина различных марок, керосина и дизельного топлива приведены в табл. 17.
Таблица 17
Ориентировочные значения плотности бензина, керосина и дизельного топлива при температуре 20 °С
Вид топлива | Плотность, кг/м3 |
А-76,А-80 | 730-748 |
Аи-93, Аи-95, Аи-98 | 748-770 |
Керосин | 780-840 |
Дизтопливо | 810-860 |
При замере следует помнить, что денсиметр не должен касаться стенок емкости, в которой производится замер. Также надо иметь в виду, что за значение плотности принимается показание, соответствующие нижнему мениску жидкости на трубке ареометра (рис. 24)
Рис. 24. Определение плотности жидкости по нижнему мениску
Сделанный автором замер плотности бензина марки Аи-95, заправленного на одной из подмосковных АЗС известной российской нефтяной компании, показал значение около 745 кг/м3 (рис. 25), что соответствует бензину марки А-80, но никак не марки Аи-95. При этом цвет
Рис. 25. Замер плотности бензина показал величину около 745 кг/м3
бензина приближался к ярко-желтому, что указывает на наличие в нем октаноповышающих присадок, к тому же не «первой свежести».
По имеющимся данным, топливо в процессе производства, транспортировки, хранения и заправки достаточно интенсивно загрязняется различными примесями, концентрация которых может достигать 630 г/т. При этом загрязнение топлива механическими примесями происходит уже на нефтезаводах при производстве, а затем — при транспортировке и хранении на нефтебазах и АЗС (табл. 18).
Таблица 18
Накопление загрязнений дизельного топлива в летний период (средняя климатическая зона)
Технологическая операция | Показатели загрязнения дизтоплива | |||||
Содержание загрязнений,% | Количество частиц в 1 мл топлива, шт. | |||||
для частиц размером до 20 мкм | для частиц размером более 20 мкм | |||||
Топливная нефтебаза | ||||||
Хранение в железнодорожной цистерне | 0,002 | |||||
После слива в резервуар | 0,003 | |||||
После выдачи через раздаточный аппарат | 0,001 | 6250 ' | ||||
Автомобильная цистерна | ||||||
После заправки | 0,004 | 11 700 | ||||
После транспортирования | 0,005 | 15 380 | ||||
После слива из цистерны | 0,0056 | 16 310 | ||||
Автозаправочная станция | ||||||
В резервуаре | 0,12 | 20 690 | ||||
После заправки через фильтр | 0,0025 | |||||
После заправки без фильтра | 0,009 | 14 690 | ||||
Низкое качество отечественного топлива, особенно дизельного, а также несвоевременность технического обслуживания (смены фильтров) приводит к тому, что с течением времени загрязнений и отложений (особенно на форсунках) накапливается столько, что они приводят к различным проблемам в работе двигателя и последующим параметрическим отказам:
5.трудному запуску двигателя, особенно в холодное
время года;
6.неустойчивой работе двигателя на малых оборотах
коленчатого вала, в том числе на холостом ходу;
7.повышенному расходу топлива;
8.низкой приемистости, наличию провалов и рывков
при увеличении нагрузки, недостаточной мощности, раз
виваемой двигателем;
9.завышенным показателям токсичности (СО, СН) от
работавших газов;
10.быстрому отказу датчика кислорода (лямбда-зонда)
и каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Образование отложений и последующего нагара на деталях цилиндропоршневой группы приводят к усугублению накопившихся ранее проблем. В результате значительно повышается расход масла на угар, а также интенсивность изнашивания трущихся поверхностей деталей цилиндропоршневой группы и направляющих клапанов, что снижает межремонтный ресурс двигателя. Кроме того, наличие большого количества отложений ведет к абразивному износу соединений деталей цилиндропоршневой группы и направляющих втулок клапанов, а также к снижению межремонтного ресурса работы двигателя.
Основными причинами ухудшения мощностных и экономических показателей как для дизельных, так и для бензиновых двигателей являются:
11.неравномерность распределения топливовоздушной
смеси по цилиндрам;
12.несвоевременность воспламенения топлива;
неудовлетворительная работа системы топливопо-
дачи.
Значительное влияние на эффективность функционирования двигателя, конечно, оказывает качество используемого топлива. Например, по данным различных источников, от 25 до 50% отказов у дизельных двигателей связано с перебоями в работе системы питания из-за неудовлетворительного качества топлива.
Ассортимент присадок к топливу насчитывает более двадцати основных типов, а количество композиций, используемых на практике, исчисляется сотнями. Большинство из них предназначено для улучшения процессов горения топлива и способствует снижению токсичности продуктов сгорания.
Предельные значения выбросов вредных веществ регламентируются в странах Евросоюза нормативами Euro-1, Euro-2, Euro-З, Euro-4 и Euro-5. Они были введены Европейской экономической комиссией. Так, стандартом Еиго-1, действовавшим с 1992 г., предусматривались выбросы бензиновым двигателем оксида углерода (СО) не более 2,72 г на 1 км пути, углеводородов (СН) и оксидов азота (NOX) — 0,97 г/км. Стандартом Euro-2, введенным с 1996 году, эти показатели ужесточались соответственно до 2,2 и 0,5 г/км. В 2000 году в Европейском союзе вступил в силу стандарт Euro-З, согласно которому у бензиновых двигателей оксид углерода не должен превышать 2,3 г/км, СН — 0,2 г/км и NOX — 0,15 г/км. У дизельных двигателей к этим показателям добавилось, согласно Euro-З, количество твердых частиц, которое не должно превышать 0,1 г/кВтч, и дым-ность — не более 0,8 м"1.
С 1 января 2008 года нормы Euro-З введены в России. Они запрещают производство или ввоз на территорию России новых автомобилей, отвечающих требованиям ниже Euro-З, а также подержанных автомобилей, не соответствующих этому стандарту на момент производства. С этого же момента все российские автопроизводители должны перейти на производство автомобилей с Euro-З.
В конце февраля 2008 года Правительство России одобрило технический регламент, устанавливающий требова ния к бензину и другим видам топлива. Согласно техрег-ламенту, бензин стандарта Еиго-2 может выпускаться в нашей стране до 31 декабря 2008 г., Еиго-3 — до 31 декабря 2009 г., а Еиго-4 — до 31 декабря 2012 года. По Еиго-5 ограничения по срокам производства бензина пока не устанавливаются.
Некоторые европейские производители (в том числе Daimler AG, Iveco S.p.A., Renault Trucks, Volvo Trucks, химический концерн BASF AG, нефтяная компания Total SA) выступили с совместным заявлением об участии в проекте селективной каталитической очистки отработавших газов SCR (от англ. Selective Catalytic Reduction). В настоящее время для соответствия нормам стандартов Еиго-4 и Еиго-5 активно внедряется именно технология SCR, хотя для этого потребуется модернизация всей автозаправочной инфраструктуры.
Технология SCR с реагентом AdBlue (рис. 26) идеально сочетает экологические требования и экономичность
Рис. 26. Схема применения технологии SCR с реагентом AdBlue на бензиновом двигателе
Эта технология, уже используемая в пределах всей Европы, имеет ряд преимуществ:
7.она применима с дизельными топливами разного
качества;
8.не требует специального обслуживания;
9.рассчитана на весь срок службы автомобиля;
10.никак не сказывается на интервалах между техоб
служиванием и заменой масла;
11.обеспечивает снижение расхода топлива на 2—5% по
сравнению с аналогичными автомобилями, соответст
вующими стандарту Euro-3;
12.увеличивает дальность пробега автомобиля при усло
вии, что он оборудован баком для AdBlue соответствую
щей вместимости.
Реагент AdBlue представляет собой высококачественный стандартизованный раствор мочевины на водной основе, который заправляется в специальный бак и не доставляет никаких дополнительных проблем водителю. Сама технология применения AdBlue проста: реагент автоматически подмешивается к горячему потоку отработавших газов, в котором содержатся токсичные оксиды азота, а катализатор SCR преобразует эту смесь в безвредный азот и водяной пар.
Реагент AdBlue выпускают ведущие европейские производители карбамида, которые совместно с партнерами по реализации организуют широкую сеть заправочных станций в Европе.
Специалисты российско-американской компании «Лаборатория триботехнологии» предложили новый оригинальный путь снижения эмиссии вредных веществ в отработавших газах. Полезный эффект достигается за счет использования растворимых в моторном топливе производных мочевины вместе с наноразмерными частицами диоксида церия. Новая технология, получившая название Urea & NanoCatalyst in Fuel, не предусматривает внесения изменений в конструкцию топливной аппаратуры двигателя и способ заправки топливом на автозаправочных станциях
Фирмой «Лаборатория триботехнологии» разработан специальный препарат FaberOx, представляющий собой дисперсию нанокапсулированного диоксида церия в органическом растворе производных мочевины, который добавляется непосредственно в топливо любого типа. На основе этих разработок получены и поставлены на рынок автохимии специальные препараты.
Для повышения других показателей качества топлива применяются различные добавки, направленные на повышение октанового числа (октан-корректоры) и цета-нового числа (цетан-корректоры), снижение токсичности и дымности отработавших газов, частично — на ослабление коррозионных процессов. Однако их правильное и своевременное применение — это проблема и забота потребителя.