Но функции языка и закономерности его функционирования и исторического развития в корне отличаются от других общественных явлений. f Мысль о том, что язык не биологический организм, а общест венное явление, высказывалась и ранее у представителей «социологических школ» как под флагом идеализма (Ф. де Coccropg Ж. Вандриес, А. Мейе), так и под флагом материализма (JI. Нуа- ре, Н. Я. Марр), но камнем преткновения было непонимание структуры общества и специфики общественных явлений.
В общественных явлениях марксистская наука различает базис! и надстройку, т. е. экономический строй общества на данном этапе его развития и политические, правовые, религиозные, художественные взгляды общества и соответствующие им учреждения. Каждый базис имеет свою надстройку.
Никому не приходило в голову отожествлять язык с базисом, но включение языка в надстройку было типично как для советского языкознания, так и для зарубежного,
Наиболее популярным мнением у антибиологистов было при- i числение языка к «идеологии» — к области надстроек и отожествление языка с культурой. А это влекло за собой ряд неверных выводов.
|
|
Почему же язык не является надстройкой? Потому, что язык является не порождением данного базиса, а средством общения человеческого коллектива, складывающимся * и сохраняющимся в течение веков, хотя бы в это время и происходили смены базисов и соответствующих им надстроек.
Потому, что надстройка в классовом обществе является принадлежностью данного класса, а язык принадлежит не тому или* иному классу, а всему населению и обслуживает разные классы, без чего общество не могло бы существовать
Н. Я. Марр и последователи его «нового учения о языке» счи- тали классовость языка одним из своих главных положений. В этом I сказалось не только полное непонимание языка, но и других общественных явлений, так как в классовом обществе общим для' разных классов является не только язык, но и экономика, без чего i бы общество распалось.
Данный феодальный диалект был общим для всех ступеней!
феодальной лестницы «от князя и до холопа»1, а в периоды капиталистический и социалистический развития русского общества русский язык так же хорошо обслуживал русскую буржуазную культуру до Октябрьской революции, как он позже обслуживал социалистическую культуру русского общества.
Итак, классовых языков нет и не было. Иначе дело обстоит с речью, о чем см. ниже (§ 4).