Таким образом, мысли и рождаются на базе языка закрепляются в нем. Однако это вовсе не означает, что язык и мышление представляют тожество.
Законы мышления изучает логика. Логика различает поня тия с их признаками, суждения с их членами и умозаключения с их формами. В языке существуют иные значимы единицы: морфемы, слова, предложения, что не со впадает с указанным логическим делением.;
Многие грамматисты и логики XIX и XX вв. пытались установить параллелизм между понятиями и словами, между суждения ми и предложениями. Однако нетрудно убедиться, что вовсе не все слова выражают понятия (например, междометия выражают чувства и желания, но не понятия; местоимения лишь указывают, а не называют и не выражают самих понятий; собственные имена лишены выражения понятий и др.) и не все предложения выражают' суждения (например, вопросительные и побудительный? предложения). Кроме того, члены суждения не совпадают с членами предложения.
Законы логики — законы общечеловеческие, так как мыслят [9] люди все одинаково, но выражают эти мысли на разных языка* по-разному. Национальные особенности языков никакого отно- шения к логическому содержанию высказывания не имеют; то же' относится и к лексической, грамматической и фонетической форме высказывания в том же языке; она может быть в языке разнообразной, но соответствовать той же логической единице, напри- • мер: Это громадный успех и Это огромный успех, Это их дом и Это ихний дом, Я махаю флагом и Я машу флагом, [это творох] и [это творог] и т. п.
|
|
В отношении связи языка и мышления одним из основных вопросов является тип абстракции, которая пронизывает весь язык, но различна по его структурным ярусам, лексическому, грамматическому и фонетическому, что и определяет специфику лексики, грамматики и фонетики и особое качественное различие их единиц и отношений между ними1. '
Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно. Язык и 1 мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития человека.
§ 3. СТРУКТУРА ЯЗЫКА. ЯЗЫК КАК СИСТЕМА
Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и образовать единство своих элементов как некоторая система.
Прежде чем говорить о структуре и системе языка необходимо выяснить еще один вопрос.
Если наши представления и отработанные сознанием понятия являются «копиями», «слепками», «образами» действительных вещей и процессов природы, то это не относится к словам языка и к языку в целом.
Прямое «отражение» вещей может быть только в звукоподражаниях {ку-ку, хрю-хрю и т. п.), да и то внутренние фонетические законы1 могут препятствовать более точному воспроизведению звуков природы звуками речи. Поэтому одни и те же звуки природы как звукоподражания различны в разных языках. Обычные же, незвукоподражательные слова своим материальным составом ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами и явлениями. Действительно, что общего между звуковыми комплексами дом, нос, брат, кот и т. п. и соответствующими вещами и явлениями? Совершенно ясно, что эти звуковые комплексы не «отражают» действительности, как ее отражают представления И понятия.
|
|
Почему же мы все-таки знаем и узнаем, что дом — это «дом», а кот — это «кот» и т. д.?
Ответ на это мы находим в теории знака. Что же надо понимать под термином знак? Это можно применительно к языку свести к следующим пунктам:
1) Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.