Философская система Платона

Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии. В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Платон был учеником Сократа и считается основоположником идеалистического направления в западноевропейской философии. Идеалистический подход был в дальнейшем продолжен Аристотелем и неоплатониками, а затем – средневековыми философами.

В философской системе Платона уже можно четко выделить все четыре составные части философии того времени: космологию, онтологию, гносеологию и этику.

Космология. Главной идеей космологии Платона является творение Космоса, основанного на порядке из первобытного Хаоса.

Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он упорядочил это движение, полагая, что последний всячески лучше первого. Далее он посчитал, что неразумное творение не будет прекрасно, и вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и одаренное разумом. Кроме мировой души Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он был убежден, что небесные тела – это видимые боги, обладающие телом и душой.

Онтология. Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию Бытие Платона – это идеальное бестелесное образование, одушевленное и одухотворенное. Он рассматривает материальные вещи только в их эмпирическом существовании. Для всякой вещи существует идея, ее смысл, которая для каждого определенного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Существует прекрасное вообще, благо вообще, зеленое вообще, дом вообще и т.д.

Понятие идея является главным в учении Платона. Он считает, что без обобщения, обращения к идеям обойтись в философии невозможно, т.к. это единственный путь объяснения многообразия мира, его чувственно-эмпирической неисчерпаемости.

Платон утверждает, что истинное бытие – «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Идеи Платон называет сущностями (греч. «сущность» - от глагола «быть»).

Платон считал, что есть вечные ценности бытия. Это благо, добродетель, справедливость, которые не подвержены человеческим разногласиям.

Первопринципы бытия и морали доступны постижению человеческим разумом.

Теория идей

Одно из важных положение платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Мир идей – это мир нематериальный. Он вне пространства и времени, он всегда есть и никогда не изменяется. Мир идей – вечный, несотворимый и неуничтожимый. Это мир сущностей вещей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира.

Из двух существующих миров истинный – это мир идей. Идеи – причина вещей и причина нашего материального мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека.

По учению Платона, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, предметы искусства создаются потому, что есть идея прекрасного. Существует идея красоты, которая является причиной появления всех красивых вещей, независимо от того, что это за вещи, люди или процессы.

Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлениям). Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира он вводит понятие материи.

Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего создаются все чувственно существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, как бы только возможность, а не действительность. «Делает» из материи конкретную вещь – идея.

Внесенное Платоном новшество в понимание бытия как множества идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого. Единое выше всякого существования и всякой множественности, оно составляет условие возможности бытия, то есть идей. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, оно недоступно разуму.

Мир идей иерархизирован. Самая главная идея – это идея общего, высшего блага. Есть идеи человеческих ценностей (справедливости, мудрости, добра, зла и т.д.), идеи отношений (любви, ненависти, власти, государства и т.п.), идеи свойств вещей (твердости, крепости, жидкости, легкости и т.д.), идеи продуктов природы (снега, воды, огня и т.д.), идеи вещей (коня, меча, дерева и т.п.).

При помощи теории идей Платон объясняет существование души человека и его способности к познанию. Идеи пребывают в душе человека.

Душа человека. "…Чем же питается душа? - Знаниями, разумеется"[5].

Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1)разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть – основа добродетели мужества, преодоления чувственности – это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, при ведущей роли разума, дает начало добродетели справедливости.

Душа человека содержит знания об идеях, т.к. душа до вселения в материальное человеческое тело обитала в мире идей и вбирала в себя знания о них. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.

Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.

Вещи человек познает, а идеи «припоминает». Душа может «припомнить» те истины, которые она получила до вселения в человеческое тело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: