Подготовка сил и средств к действиям при ЧО является одним из основных условий достижения успеха в выполнении задач и составной частью системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, оперативной и боевой подготовки военнослужащих внутренних войск.
Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств при ЧО. Ответственность за ее организацию и состояние несут руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России, горрайлинорганов внутренних дел, командиры воинских частей внутренних войск, а также соответствующие руководители и начальники по направлениям деятельности, личный состав которых участвует в решении задач при ЧО.
Подготовка сил и средств включает:
– подготовку органов управления к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах;
– одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к действиям при ЧО;
– подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач при ЧО;
|
|
– материально-техническое и морально-психологическое обеспечение действий личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению ЧО.
Подготовка (обучение) органов управления и группировки сил и средств на всех уровнях должна осуществляться от простейших форм к более сложным.
Обучение проводится:
– органов управления на методических занятиях, групповых упражнениях – ежемесячно; на штабных тренировках – ежеквартально; на командно-штабных учениях – один раз в полугодие;
– элементов группировки сил и средств (групп оперативно-служебного, служебно-боевого применения) на тренировках – ежемесячно; на тактико-специальных занятиях (тактико-строевых занятиях) – ежеквартально;
– совместное обучение органов управления и элементов группировки сил и средств – на тактико-специальных (тактических) учениях, по окончании года.
В органах внутренних дел (образовательных учреждениях МВД России) обучение сотрудников, тренировка слаженных действий элементов группировки сил и средств организуется кадровыми подразделениями.
Организация подготовки органов управления возлагается на штабные подразделения.
Все занятия, тренировки и учения, как правило, проводятся на местности. При этом создается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Начальник ГУ МВД России по федеральному округу осуществляет в пределах своей компетенции оперативное руководство деятельностью органов, подразделений и учреждений системы МВД России, расположенных на территории округа при подготовке к действиям при возникновении ЧО.
|
|
За подготовку и проведение возлагается ответственность:
– совместных командно-штабных, тактико-специальных (тактических) учений – на министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России;
– командно-штабных учений, штабных тренировок – на заместителей министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России;
– штабных тренировок, тактико-строевых занятий и тренировок элементов группировки сил и средств – на руководителей горрайлинорганов.
Координацию, методическое обеспечение, планирование и контроль за состоянием готовности сил и средств к действиям при ЧО осуществляют Главное организационно-инспекторское управление МВД России, штабные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, учебные отделы образовательных учреждений МВД России.
Оценочные показатели готовности органов внутренних дел
(образовательных учреждений МВД России) к действиям при чрезвычайных обстоятельствах
Состояние готовности органов и подразделений внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах проверяется в ходе проведения инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых (самостоятельных) выездов, в полном объеме и по отдельным направлениям.
В ходе проверок готовности проводятся командно-штабные учения (КШУ) или тактико-специальные учения (ТСУ). Кроме того, могут проводиться КШУ с элементами ТСУ. Результаты учений являются объективными показателями состояния готовности.
В результате анализа этих результатов формируется итоговая оценка готовности к действиям при ЧО с использованием оценочной таблицы показателей готовности.
Готовность оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Оценка состояния готовности к действиям при ЧО не может быть выше оценки за проведенное учение (штабную тренировку).
По результатам проверки составляется итоговый документ для органа внутренних дел в целом.
При необходимости по итогам проверки издается приказ руководителя МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана.
Основные направления и разделы готовности органов внутренних дел и учреждений внутренних дел:
– состояние организационно-управленческой работы (планирование и контроль, органы оперативного управления, расчет сил и средств);
– организация подготовки органов управления и подразделений (обучение органов управления и подразделений, занятия, тренировки и учения, воспитательная работа и профессионально-психологическая подготовка);
– тыловое и техническое обеспечение сил, привлекаемых к выполнению задач при ЧО (наличие и состояние стрелкового вооружения, автомобильной, бронетанковой и специальной техники, средств связи, средств защиты, активной обороны, средств РХБ защиты и разведки, вещевого имущества и продовольствия);
– практические действия (оповещение и сбор личного состава, действия должностных лиц, проведение КШУ, ТСУ).
Порядок проверки и оценки готовности к действиям при ЧО:
– состояние готовности проверяется способом всестороннего изучения возможности сил и средств органов и подразделений внутренних дел действовать в условиях ЧО на основании разработанных планов, а также в ходе проведения КШУ (ТСУ) и ШТ;
– для определения состояния готовности по каждому направлению производится оценка всех его разделов, по каждому из которых дается оценка всех его критериев.
Направления и разделы готовности оцениваются как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если «неудовлетворительно» оценена не более чем одна треть критериев (разделов).
|
|
За состояние готовности к действиям при ЧО выставляется «удовлетворительно», если оценка «неудовлетворительно» определена не более чем за одно направление.
Все полученные оценки по направлениям, разделам и общая оценка представляются в оценочной таблице показателей готовности органов и учреждений внутренних дел к действиям при ЧО.
Оценка органам управления за учение определяется:
– «удовлетворительно», если руководитель (начальник) органа внутренних дел (ОШ), ОШ и другие органы управления показали хорошую слаженность в работе, принимали необходимые решения, отвечающие сложившейся обстановке, качественно подготовили специальные операции, организовали оперативно-служебную деятельность, уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечивало своевременное и полное выполнение подчиненными подразделениями задач при ЧО и оперативно-служебных задач, либо органы управления работали недостаточно организованно, принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке, а в управлении подразделениями допускались значительные перебои, не приведшие вместе с тем к срыву выполнения подчиненными оперативно-служебных задач;
– «неудовлетворительно», если руководитель (начальник) органа внутренних дел (ОШ), ОШ и другие органы управления работали неорганизованно, принимаемые решения не отвечали сложившейся обстановке, было потеряно управление подразделениями органов внутренних дел, приведшее к срыву выполнения оперативно-служебных задач.
Индивидуальная оценка руководителям (сотрудникам) органов внутренних дел за работу на учении выставляется с учетом оценки возглавляемых ими органов управления (личного участия) и определяется по следующему критерию:
– «с должностными обязанностями на учении справился успешно» (соответствует оценке «отлично»), если руководитель (сотрудник) показал высокую организованность в работе, имеет отличные знания теоретических положений и тактики оперативно-служебного использования органов внутренних дел и основных положений руководящих документов (приказов), умело применил их при работе на учении. Качественно разрабатывал и оформлял документы по управлению подразделениями с соблюдением штабной культуры, принимал целесообразные решения, своевременно готовил предложения, производил оперативные расчеты, уверенно и непрерывно осуществлял управление, что обеспечивало своевременное и в полном объеме выполнение подчиненными органами внутренних дел оперативно-служебных задач;
|
|
– «с должностными обязанностями на учении справлялся» (соответствует оценке «хорошо»), если руководитель (сотрудник) показал организованность в работе, имеет хорошие знания теоретических положений и тактики оперативно-служебного использования органов внутренних дел, а также основных положений руководящих документов (приказов), умело применял их в работе на учении. Большинство документов по управлению органами внутренних дел разработаны (оформлены) с соблюдением штабной культуры, но были допущены незначительные недоработки, принимаемые решения (подготовленные предложения, произведенные оперативные расчеты) в основном отвечали сложившейся обстановке, в управлении имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на выполнение подчиненными подразделениями оперативно-служебных задач;
– «с должностными обязанностями на учении справился с трудом» (соответствует оценке «удовлетворительно»), руководитель (сотрудник) работал недостаточно организованно, имея определенные знания теоретических положений и тактики оперативно-служебного использования органов внутренних дел, а также основных положений руководящих документов (приказов), не применил их при работе на учениях. Документы по управлению подразделениями органов внутренних дел разработаны (оформлены) с нарушением штабной культуры, принимаемые решения (подготовленные предложения, произведенные оперативные расчеты) не всегда отвечали сложившейся обстановке, в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчиненными подразделениями оперативно-служебных задач;
– «с должностными обязанностями на учении не справился» (соответствует оценке «неудовлетворительно»), руководитель (сотрудник) работал неорганизованно, документы по управлению органом внутренних дел разрабатывал (оформлял) с грубым нарушением штабной культуры, принимаемые решения (подготовленные предложения, произведенные оперативные расчеты) не отвечали сложившейся обстановке, было потеряно управление, что привело к срыву выполнения подразделениями оперативно-служебных задач.
Показатели оценки готовности органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах определяются в установленном порядке.
Раздел 2