Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Санкт – Петербургский техникум железнодорожного транспорта
Станционные системы
Автоматики
Контрольные задания 1,2 с методическими
указаниями, задание на курсовой проект для студентов
заочной формы обучения специальности 2103
«Автоматика и телемеханика на
железнодорожном транспорте»
2005 г.
Пояснительная записка
Контрольные задания №1,2 разработаны на основе рабочей программы по дисциплине «Станционные системы автоматики», утвержденной в 2005г и рабочего учебного плана специальности №2103 для заочной формы обучения.
Задания на домашние контрольные работы составлены в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента. Таблицы вариантов помещены в начале заданий на контрольные работы. Домашние контрольные работы должны выполняться аккуратно, в соответствии с требованиями к оформлению технической документации. Рабочей программой дисциплины «Станционные системы автоматики» предусмотрено выполнение курсового проекта. В связи с этим приведены примерные задания на курсовое проектирование и краткие методические указания по выполнению курсового проекта.
Перечень лабораторных и практических занятий.
Учебным планом специальности №2103 «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» для заочной формы обучения предусматривается 10 часов на проведение лабораторных и практических работ. В тематические планы следует включать следующие лабораторные и практические занятия:
1. Лабораторное занятие №1 «Исследование конструкции стрелочных электроприводов типов СП-6М,
ВСП-150»
2. Лабораторное занятие №4 «Исследование построения и анализ работы пятипроводной схемы управления стрелочным электроприводом».
3. Лабораторное занятие №6 «Исследование конструкции и индикации пульта УП-1 в различных режимах работы системы РЦЦМ».
4. Лабораторное занятие №9 «Исследование конструкции пульта-манипулятора с выносным табло и индикации в различных режимах работы БМРЦ».
5. Практическое занятие №6 «Разработка алгоритма работы схем маршрутного набора и исполнительной группы БМРЦ».
Контрольная работа №1
Таблица вариантов контрольной работы 1
Вари-ант | Две послед-ние цифры шифра | Номера вопросов | Вари-ант | Две послед-ние цифры шифра | Номера вопросов | ||||||||||||
Примечание: В вопросах 37.3 и 38.3 то, что указано в скобках, относится к четным вариантам.
Вопросы контрольной работы №1
Вопросы 1-14
1.Объясните работу невзрезного стрелочного привода при переводе стрелки.
2.Объясните назначение и работу механической передачи стрелочного электропривода СП-6М при переводе стрелки и при работе на фрикцию.
3.Перечислите основные части и укажите назначение частей стрелочного привода СП-6М. Объясните, как достигается действительный контроль положения остряков стрелки.
4.Объясните работу невзрезного стрелочного электропривода при взрезе стрелки. Как достигается контроль взреза?
5. Объясните работу механической передачи стрелочного привода ВСП1-150
6.Объясните, как осуществляется контроль разъединения контрольной тяги и остряка в приводе СП-6М
7.Перечислите основные элементы гарнитуры СП-6М, их назначение.
Объясните, как устанавливается СП-6М.
8.Объясните работу стрелочного привода СП-6М при переводе стрелки.
9.Объясните устройство автопереключателя невзрезного электропривода СП-6М.
10.Объясните устройство внутреннего замыкателя невзрезного стрелочного электропривода. Укажите его назначение и опишите работу. Поясните назначение ограничителя поворота главного вала. Приведите элементы креплений узлов и гарнитуры привода, обеспечивающих запирание остряков
11.Приведите требования ПТЭ к стрелочным электроприводам и их классификацию. Укажите типы двигателей стрелочных электроприводов и их технические характеристики.
12.Объясните устройство и назначение фрикционного сцепления невзрезного стрелочного электропривода СП-6М. Укажите, как регулируется фрикционное сцепление.
13. Объясните схему взаимодействия автопереключателя с контрольными линейками стрелочного электропривода СП-6М, укажите, как достигается действительный контроль положения остряков стрелки и последовательность размыкания и замыкания контактов авто переключателя в процессе полного перевода стрелки.
14.Объясните назначение внутреннего замыкателя стрелочного электропривода СП-6М, его устройство и принцип действия.
15. Укажите назначение 4-х проводной схемы управления СЭП, её элементов, технические характеристики электродвигателя
16. Запишите структурно токопрохождение в управляющей и рабочей цепях 4-х проводной схемы управления СЭП при переводе стрелки из плюсового положения в минусовое. Укажите условия безопасности движения поездов, проверяемые в управляющей цепи.
17. Укажите область применения 4-х проводной схемы управления СЭП, особенности местного питания стрелочных электродвигателей. Укажите назначение контрольной цепи этой схемы и запишите структурно токопрохождение в контрольной цепи при минусовом положении стрелки в цепях включения реле ПК, МК и лампочек индикации положения стрелки.
18 Опишите динамику работы 4-х проводной схемы управления СЭП при переводе стрелки из минусового положения в плюсовое.
19. Укажите назначение и область применения 2-х проводной схемы управления СЭП, назначение элементов схемы (реле и элементы блока ПС-220М, блок БВС, реле Р, конденсаторы в приводе, электродвигатель, контакты автопереключателя СЭП)
20. Опишите динамику работы 2-х проводной схемы управления СЭП при переводе стрелки из минусового положения в плюсовое. Запишите структурно токопрохождение в рабочей цепи в момент перевода из минусового положения в плюсовое.
21. Укажите назначение реле Р и блока БВС в 2-х проводной схеме управления СЭП. Запишите структурно цепи токопрохождения положительной и отрицательной полуволны тока контрольной цепи и сделайте вывод, в каком состоянии находятся реле ОК, ПК, МК, ВЗ при минусовом положении стрелки.
22. Докажите возможность ложного контроля в 2-х проводной схеме управления СЭП при перепутывании проводов Л1 и Л2.
23. Укажите назначение элементов пятипроводной схемы управления СЭП. Запишите структурно токопрохождение в цепях пусковых реле при переводе стрелки из минусового положения в плюсовое.
24. Докажите необходимость блока БФК в пятипроводной схеме управления СЭП и объясните принцип его действия. Запишите структурно токопрохождение в цепях к обмоткам статора электродвигателя в данной схеме при переводе стрелки из минусового положения в плюсовое.
25. Опишите динамику работы пятипроводной схемы управления СЭП при переводе стрелки из минусового положения в плюсовое.
26. В пятипроводной схеме управления СЭП при подключении кабеля перепутали провода Л1 и Л2, стрелка занимает плюсовое положение. Объясните, почему будет отсутствовать контроль положения стрелки? Будет ли возможен перевод стрелки из плюсового положения в минусовое и наоборот? Ответы обоснуйте на основе анализа работы схемы.
Вопросы 27-36
На схематическом плане станции (см. табл.2) произведите:
-расстановку входных, выходных и маневровых светофоров;
-расстановку всех необходимых изолирующих стыков.
Таблица 2
Номер вопроса | ||||||||||
Рисунок Приложения №1 |
Вопрос 37.
Для левой горловины станции, на которой вы расставили светофоры, разработайте:
37.1. Схему включения сигнального реле приема ЧС (НС.), схему включения реле ГС и БС, всех реле ЧПКМ (НПКМ) и реле ЧПИП (НПИП).
37.2. Схему маршрутных и замыкающих реле приема ЧПЗ (НПЗ), ЧП1М (НП1М), ЧП2М (НП2М).
27.3. Дайте описание назначения и работы, выполненных в контрольной работе схем. Все схемы должны быть выполнены в положении, когда открыт входной светофор для приема поезда на главный (боковой) путь, участок приближения занят (свободен). Перечислите маршруты, враждебные рассматриваему, и поясните, как осуществлена проверка их отсутствия при задании рассматриваемого маршрута.
Вопрос 38.
Для левой горловины станции, на которой вы расставили светофоры разработайте:
38.1. Схему включения сигнального реле отправления НОС (ЧОС), схему включения сигнального реле Н1С-Н4С (Ч2С-Ч4С), расположенных в релейном шкафу входных светофоров, всех реле НОКМ (ЧОКМ).
38.2. Схему маршрутных и замыкающих реле отправления НО3 (ЧО3), НО1М (ЧО1М), НО2М (ЧО2М.
38.3. Дайте описание назначения и работы, выполненных в контрольной работе схем. Все схемы должны быть выполнены в положении, когда открыт выходной светофор для отправления поезда с главного (бокового) пути, путь отправления занят (свободен). Перечислите маршруты, враждебные рассматриваему, и поясните, как осуществлена проверка их отсутствия.
Методические указания
к выполнению контрольной работы 1.
Вопросы 1-14 относятся к очень важному разделу учебной программы “Стрелочные электроприводы”. Прежде, чем ответить на конкретный вопрос контрольной работы, необходимо тщательно изучить весь учебный материал “Стрелочные электроприводы” по учебнику [1]. Особое внимание при этом необходимо обратить на взаимодействие контрольных тяг, контрольных линеек и автопереключателя при переводе стрелки.
Основное назначение стрелочного электропривода: стрелочный электропривод должен переводить стрелку из одного положения в другое, реверсировать стрелку из любого промежуточного положения в первоначальное, запирать остряк стрелки в крайнем положении, контролировать положение стрелки, допускать перевод стрелки вручную. В результате изучения этого раздела необходимо четко представлять, как стрелочный электропривод выполняет вышеуказанные функции.
Перед тем, как ответить на вопросы 27-36, следует по учебнику [1] проработать учебный материал стр. 27-36.
При вычерчивании схематического плана станции расстояние между путями следует принимать 10 мм, угол наклона стрелок и съездов брать 30`.
При расстановке светофоров на заданном схематическом плане станции можно руководствоваться рис. 21 учебника [1]. При этом нужно иметь ввиду, что входные светофоры устанавливаются для каждого из примыкающих к станции перегонных путей, по которым осуществляется движение поездов в сторону станции.
Выходные светофоры устанавливаются для тех станционных путей, с которых по их специализации производится отправление поездов на перегоны, оборудованные автоматической или полуавтоматической блокировкой. Выходные светофоры, кроме светофоров с главного пути и пути, по которому предусматривается безостановочный пропуск, должны устанавливаться карликовые.
В каждой горловине станции поставьте маневровые светофоры из тупиков, по одному маневровому светофору в горловине с таким расчетом, чтобы по этому светофору можно было производить передвижения на любой станционный путь. Со специализированных приемоотправочных путей в сторону, на которую не предусматривается отправление, необходимо поставить маневровые светофоры (как в учебнике поставлены светофоры М4 и М3). Все выходные светофоры должны быть совмещены с маневровыми.
Все светофоры необходимо обозначить в соответствии с горловинами станции. Если стрелки пронумерованы нечетными цифрами, это значит, что эта горловина нечетная, если четными – четная горловина. Светофоры нечетной горловины обозначаются: входной - Н, выходные – Ч с добавлением номера пути, с которого светофор установлен. Маневровые светофоры нечетной горловины обозначаются порядковыми нечетными цифрами с добавлением буквы М. Светофоры четной горловины обозначаются: входной – Ч, выходные – Н с добавлением номера пути, с которого светофор установлен, маневровые – четными цифрами с добавлением буквы М.
При объединении стрелок в стрелочные секции нужно помнить, что в одну стрелочную секцию можно включать не более трех стрелок, которые одновременно не могут входить в разные маршруты. Кроме того, такие стрелки как стрелка 15 (см. рис. 5 задания), не рекомендуется объединять в одну стрелочную секцию со стрелкой 9 по условиям кодирования.
Прежде, чем приступить к разработке электрических схем необходимо по учебнику изучить и проанализировать работу схем маршрутов приема, отправления, маневровых маршрутов, схем маршрутных и замыкающих реле при задании и использовании маршрутов. Только при этих условиях можно правильно выполнить схемы в соответствии с заданием.
При выполнении электрических схем нужно иметь ввиду, что сигнальное реле ЧС – это сигнальное реле приема четной горловины, а НС, которое обозначено в скобках, сигнальное реле приема нечетной горловины. То же относится и к обозначениям других реле.
При разработке схемы сигнального реле приема (пункт 25.1) за основу нужно взять рис. 2.7 учебника [1]. При этом особое внимание обратите на осуществление исключения лобовых маршрутов. Например, если вы хотите задать маршрут приема на 4 путь в четной горловине, а в это время уже задан маршрут приема на 4 путь в нечетной горловине, сигнальное реле ЧС не возбудится и светофор не откроется, а если вы поставите стрелки в четной горловине по второму пути (получит питание реле 11 ЧПКМ), то сигнальное реле ЧС возбудится и светофор откроется. Также проанализируйте, как сделано исключение задания лобовых маршрутов в схеме реле ЧС, помещенной в учебнике, для всех путей, а затем выполните эту схему применительно заданной вам станции.
При выполнении схемы включения реле ГС и БС имейте ввиду, что эти реле расположены в релейном шкафу входного светофора.
При разработке схемы маршрутных и замыкающих реле (пункт 25.2 и пункт 26.2) за основу нужно взять рис. 2.10 учебника [1].