Цели и методические рекомендации к выполнению СРС

Самостоятельная работа нацеливает студентов на развитие навыков самостоятельного расширения и углубления лингвистических знаний и навыков научного исследования. Темы для СРС конкретизируются рядом вопросов и заданий, нацеливающих студентов на поисковую и аналитическую работу. Формулировка вопросов направляет поиск в виде выбора нужной информации из учебной и научной литературы, которая далее подвергается аспектуализации, обобщению. Задания определяют преимущественно аналитический характер самостоятельной работы, требуют использования различных приемов анализа и систематизации теоретического материала.

Задания направлены на работу с текстами произведений разных стилей.

При выполнении заданий можно использовать не только указанные источники; следует чаще обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям.

Все эти формы самостоятельной работы способствуют более прочному усвоению материала, развитию навыков учебно-исследовательской деятельности, творческому отношению к выполняемым заданиям, повышению уровня профессиональной подготовки учителя.

Цели: - выработка необходимых умений и навыков стилистико-смыслового

анализа текстов разных стилей;

- выработка умения понимать образный язык произведения, выделять

авторскую оценочную позицию и воспринимать целостный эстетический

смысл анализируемого произведения литературы;

- выработка навыков работы с дополнительной литературой;

- развитие умения осуществлять частично-поисковый метод в ходе

выполнения заданий;

- развитие умений соотносить теорию вопроса с практикой;

- совершенствование навыков работы с языковым материалом;

- осуществление творческого подхода к выполнению заданий (написание

эссе, составление предложений и текстов, составление таблиц, проектов);

- практическое закрепление знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа студентов по стилистике русского языкастроится с учетом необходимости привития навыков и умений анализировать тексты разных функциональных стилей, выявлять и описывать основные стилеобразующие факторы и языковые особенности различных жанров функциональных стилей. Ставится также задача научить создавать произведения различных стилей. С этой целью каждый стиль рассматривается в отдельности.

СРС №1 При выполнении работы следует четко определить, что стилистическая норма есть разновидность литературной нормы, связанная со стилистической окрашенностью языковых и речевых средств.

Понятие «стилистическая ошибка» многими истолковывается неправильно: к числу стилистических часто относят ошибки лексических, грамматических и других.

СРС №2

1. При изучении материала данной темы необходимо помнить, что изложение любого политического вопроса предполагает обращение к этому стилю. Важно обратить внимание на особую лексику публицистического стиля, которую иногда полностью отождествляют с общественно-политической лексикой, учитывая общность семантическую.

2. При выполнении работы четко определить экстралингвистические и собственно лингвистические особенности научного стиля, обслуживающего научную сферу общественной деятельности.

СРС №3

1. При изучении данной темы следует помнить об особом положении художественного стиля по отношению к другим функциональным стилям и литературному языку в целом, а также важно понять, почему существуют различные точки зрения на художественный стиль, почему отдельные исследователи отказывают ему в самостоятельности и т.д.

Необходимо четко определить, в чем особенность художественного стиля, каковы его ведущие стилевые черты, основные языковые особенности, как реализуется эстетическая функция языка в художественном произведении.

2. При подготовке данной темы важно с самого начала четко уяснить понятие императивности и предписующе-долженствующего значения единиц, функционирующих в сфере права, проанализировать специфические экстралингвистические стилевые черты, охарактеризовать подстили официально-делового стиля и жанры.

СРС №4

Разговорный функциональный стиль употребляется главным образом в непринужденной и неофициальной устной речи, чаще в форме диалога. Этот стиль богат специфическими средствами языка..

При изучении данной темы следует повторить материал о формировании разговорного стиля в пушкинскую эпоху, о роли И.А.Крылова, А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина в формировании разговорного стиля на базе московского просторечия.

Календарно-тематический план СРС

№ срс Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
         
  СРС №1 Стилистическая норма. Понятие о стилистических ошибках. 1.Необходимо проработать параграф 13 (с.92-106) учебника М.Н. Кожиной «Стилистика русского языка» (М.,1983). 2.С целью подтверждения правильности/ неправильности точек зрения на стилистические ошибки следует произвести анализ всех ошибок одного из школьных сочинений.         Письменная работа, анализ ошибок
  СРС №2 1. Публицистический и научный стиль. Составить анализ одной из статей газет, радио-, телепередачи и т.д. При анализе подчеркнуть тему, ее злободневность, своеобразие раскрытия, определить жанр и жанровое своеобразие, подробно остановиться на языковых особенностях анализируемого материала. Допускается написание собственной заметки в какую-либо газету и её анализ.         Письменная анализ газетного материала  
  2. Научный стиль Составить рецензию на курсовую, дипломную работы студентов, научную статью и т.п. по схеме: · Актуальность темы; · Достоверность и новизна результатов; · Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы; · Ценность для науки и практическая значимость исследования; · Практические рекомендации по исследованию результатов работы.     Рецензия научной статьи, аннотация
  СРС № 3 1. Художественный стиль Стилистический анализ отрывка художественного прозаического или поэтического произведения. Текст для анализа подбирается студентом и обязательно приводится в работе.         Анализ текста
  2. Официально-деловой стиль В качестве закрепления изученного материала составить следующие бумаги: резюме, автобиографию и произвести анализ какого-либо документа (протокол, договор и т.п.).     Письменная работа
  СРС №4 Разговорно-бытовой стиль Необходимо выделить и описать экстралингвистические стилевые черты разговорного стиля, подробно проанализировать лексические, фразеологические, грамматические и др. языковые особенности данного стиля.           Анализ отрывка
  Всего      

Раздаточный материал

СРС 1: Научный стиль

Задание 1. Законспектируйте следующий материал:

Фонетические, лексико-фразеологические и грамматические признаки

научного стиля.

Задание 2. Произведите стилистический анализ научного текста.

 

Текст 1.

Ю.Д.Апресян, Лексические синонимы:

В дальнейшем мы будем говорить о точных синонимах, если толкования двух слов полностью совпадают, и о неточных синонимах, или квазисинонимах, если они имеют большую общую часть.

Обычное определение синонимов как слов с совпадающими или сходными значениями не опирается на строгую теорию толкований и поэтому само по себе не обеспечивает формального установления факта синонимичности – несинонимичности двух выражений. Это всегда осознавалось как серьезный недостаток теории лексических синонимов, и уже самые ранние поиски надежной операционной основы для установления факта синонимичности двух слов привели к формулировке по существу дистрибутивного критерия синонимичности – взаимозаменимости синонимов в одном и том же контексте без (заметного) различия по смыслу, хотя и с возможными стилистическими и иными различиями.

 

Текст 2.

Начало жизни

Мы не знаем, как зародилась жизнь, но можно утверждать, что первые живые организмы должны были появиться в океане. Питались они окружавшими их органическими молекулами, расщепляя их для получения химической энергии. Вероятно, прошло около 1 млрд. лет, прежде чем появился зеленый пигмент хлорофилл, позволивший организмам создавать питательные вещества из воды и углекислоты с помощью солнечной энергии. Так возникли первые растения – «первичные продуценты», от которых стала зависеть жизнь всех прочих организмов.

Факты, свидетельствующие в пользу эволюции, весьма многочисленны. Изучение нынешних растений и животных также свидетельствуют в пользу эволюции. Так, сравнение строения парных конечностей животных со строением руки человека не оставляет никаких сомнений, что по набору костных элементов она совершенно тождественна, например, грудному плавнику рыб. Конечно, каждая из этих конечностей адаптирована к своему способу существования, но сходство их основного плана строения ясно показывает, что у рыб и человека был общий предок.

Эмбриология – наука о развитии организмов – тоже дает немало примеров, как, впрочем, и этнология. Птицы-носороги из Индии и Африки, например, хотя и являются разными видами, одинаково замуровывают свои гнезда. Родство можно проследить и на биохимическом уровне – в сходстве химического состава белков крови.

Убедительные факты палеонтологической летописи, свидетельствующие, что эволюция была процессом постепенного развития, в ходе которого животные и растения вырабатывали устойчивость против губительного воздействия внешней среды, не были, однако, восприняты вплоть до конца 19 столетия. Французский философ Шарль Монтескье (1689-1755), вероятно, первым высказал мысль, что «вначале видов было очень немного, и лишь позже они приумножились». К этому он пришел, изучая адаптации обнаруженных на Яве шерстокрылых.

Литература

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003.

3. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.

4. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.

Раздаточный материал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: