Льготирование отдельных категорий потребителей энергии

 

Для конечных потребителей энергии тарифы регулируются государством.

В результате такого регулирования, когда для одних потребителей устанавливаются льготные тарифы, а для других повышенные, возникает перекрестное субсидирование.

Под перекрестным субсидированием понимается такая ситуация, когда одни потребители энергии не доплачивают за энергию, а другие, компенсируя эту недоплату, переплачивают.

Причиной появления перекрестного субсидирования является льготирование отдельных категорий потребителей энергии.

 

Чаще всего к этой категории относится население. Установление льготных тарифов для населения приводит к тому, что повышенные тарифы устанавливаются для других потребителей и, прежде всего, для промышленных. Удельный вес населения в общем объеме электропотребления составляет 15–20%, промышленность потребляет примерно 55–60%. В принципе перенесение недоплаты населением на промышленность не приводит к существенному повышению тарифов на электроэнергию для них. Можно сказать так, что недоплата населением в размере 10% потребует увеличения тарифов для промышленных предприятий всего на 2–3%. Возможно, что социальный выигрыш от такого льготирования перевешивает негативную сторону его, хотя сам факт наличия перекрестного субсидирования является неприемлемым для нормально функционирующей экономики.

 

Льготирование может осуществляться не только для населения, но и для других категорий потребителей, в частности, промышленных предприятий.

Может применяться льготирование для экспортоориентированных предприятий, чтобы обеспечить конкурентоспособность их продукции на мировом рынке.

 

Льготирование может осуществляться в неявной форме, например, сельскохозяйственного производства. Для сельхозпроизводства тарифы на электроэнергию должны были бы быть самыми высокими в виду их значительной удаленности от источников питания и неравномерности режима электропотребления. На самом деле еще со времен СССР они устанавливаются на уровне, недостаточном даже для компенсации всех затрат, связанных с производством, передачей и распределением электроэнергии. Недоплату этих потребителей компенсируют другие потребители электроэнергии.

 

Особенно негативными являются последствия от перекрестного субсидирования по тепловой энергии. Льготирование населения, удельный вес которого в общем объеме теплопотребления составляет примерно 60–65%, приводит к необходимости существенного, даже в несколько раз, повышения тарифов на тепло для промышленности. Это приводит к значительному повышению себестоимости продукции для теплоемких предприятий, что сказывается на ухудшении их экономических показателей работы. В итоге предприятия строят свои собственные источники тепла, отказываясь тем самым от получения тепла от энергосистемы. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению экономических показателей работы энергосистемы, как основного производителя электрической и тепловой энергии.

 

Есть еще одна форма перекрестного субсидирования – это перекрестное субсидирование между электрической и тепловой энергией. Оно выражается в том, что недоплата по одному виду энергии перекладывается на другой вид энергии. Такое субсидирование может приводить к тому, что работа энергосистемы по одному виду энергии может быть прибыльной, а по другому – убыточной. Такое перекрестное субсидирование также является экономически неприемлемым, так как оно искажает экономические показатели работы энергосистемы.

 

В нормально функционирующей экономике не должно быть перекрестного субсидирования, все потребители должны оплачивать столько за потребленную энергию, сколько было затрачено энергосистемой средств на производство, передачу и доставку к данным потребителям энергии.

 

Несмотря на экономическую пагубность перекрестного субсидирования и проводимые меры по его упразднению, оно тем не менее продолжает оставаться. Это обусловлено социальными соображениями.

Социальные аспекты тарифной политики находят свое выражение в установлении льготных тарифов населению из-за соображений социальной защиты его, так как для большой части населения существенное повышение тарифов на энергию приводит к снижению его жизненного уровня. Цель государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию состоит в ограничении возможного существенного повышения цен на энергию его поставщиками в пределах обоснованных затрат на ее производство, передачу, распределение и обоснованной прибыли. В этом смысле государственное регулирование призвано защищать потребителей энергии и, поэтому социальная значимость государственного регулирования весьма велика.

 

Одним из показателей социально допустимого уровня тарифов на энергию для населения является удельный вес оплаты за энергию в доходе семьи.

В доперестроечный период тариф на электроэнергию для населения составлял 4 коп./кВт·ч (в жилых домах, оборудованных кухонными электроплитами, – 2 коп./кВт·ч), одноставочный тариф для промышленных потребителей – 3 коп./кВт·ч, при двухставочном тарифе для промышленности – примерно 1,8 коп./кВт·ч. Предположим, что месячное потребление электроэнергии в двухкомнатной квартире было равно 150 кВт·ч, при месячной заработной платы семьи из трех человек 300 руб. Тогда доля оплаты за электроэнергию в месячном доходе составляла 4,0*150/300*100 = 0,02, то есть 2%.

Каков удельный вес сегодня? Приняв цену 1 кВт·ч равной 6 цент/кВт·ч, заработную плату указанной выше семьи 400 долларов и месячное потребление электроэнергии 150 кВт·ч, получаем удельный вес 6*150/400*100 = 0,0225, то есть 2,25%. Таким образом, видно, что удельный вес оплаты остался почти неизменным. Эти цифры носят ориентировочный характер, однако, думается, они правильно отражают динамику оплаты. В то же время следует отметить, что в настоящее время существует более резкая дифференциация в оплате труда населения, чем в доперестроечный период.

Что касается тарифов на тепловую энергию, то приняв тариф для населения равным 15,0 долл/Гкал, и потребление тепла в размере 2 Гкал в зимний месяц, получим месячную оплату в размере 2·15,0 = 30 долларов. По отношению к месячной зарплате удельный вес оплаты за тепло составляет 30/400 = 0,075, т.е. 7,5%. Таким образом, оплата за тепловую энергию примерно в 3,5 раза превышает оплату за электроэнергию. Общая оплата за энергию составит примерно 9,375% от месячной зарплаты. В летнее время плата за тепло значительно меньше, так как отопление отключается и остается только горячее водоснабжение.

 

Представляет интерес удельный вес оплаты для малообеспеченных семей, а таких немало, и, в частности, для пенсионеров, удельный вес которых в общей численности составляет примерно 25%. Примем за основу семью из двух пенсионеров и, принимая пенсию в размере 100 долларов на человека, получим удельный вес оплаты за электроэнергию 6*150/200*100 = 0,045, т.е. 4,5%, для тепловой энергии 30/200 = 0,15, т.е. 15%. Общая оплата составит 4,5+15 = 19,5%. Размер оплаты представляется недопустимо высоким. При этом следует учесть, что в подавляющем числе домов жильцы не могут регулировать потребление тепла из-за отсутствия технических средств регулирования. Еще более недопустимо высоким будет удельный вес потребления энергии в квартирах с одним жильцом пенсионного возраста, а таких, жильцов немало. Здесь удельный вес составит, примерно, в 1,5 раза больше, т.е. 29,25%.

Таким образом, можно сказать, что для отдельных категорий граждан удельный вес оплаты за энергию может достигать недопустимо больших значений. А если к оплате за энергию добавить оплату за другие услуги: за квартиру, за телефон и прочие, то общий размер оплаты для жильцов пенсионного возраста и для малообеспеченных людей составит сумму, равную около 100 долларов.

Из вышесказанного следует, что для подавляющего большинства населения резкое повышение тарифов на энергию с целью устранения перекрестного субсидирования существенно ухудшит их жизненный уровень и, таким образом, чревато серьезными негативными социальными последствиями.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: