Публицистический стиль входит в группу книжных функциональных стилей русского литературного языка, обслуживает сферу общественно-политических отношений.
Главная его функция — функция воздействия, влияния на общественное мнение, формирования этого мнения. Публицистический стиль выполняет также информативную и экспрессивную функции.
Выделяют несколько разновидностей (подстилей) публицистического стиля:
1) газетно-публицистический,
2) радио-тележурналистский,
3) ораторский.
Основные жанры публицистики: газетные и журнальные статья, очерк, интервью, листовка, прокламация, выступление (устная речь) на общественно-политическую тему.
Стилеобразующими чертами (функциональными свойствами) публицистики являются:
1) информативная насыщенность,
2) чередование экспрессии и стандарта,
3) страстность,
4) убедительность,
5) воздействующая сила публицистического слова.
Общие языковые особенности публицистического стиля:
1) экспрессивность, оценочность;
2) стандартность оформления материала;
|
|
3) информативная насыщенность;
4) обобщенность изложения;
5) вариативность изложения информации в соответствии с определенными моделям (жанровым разновидностям);
6) лаконичность, экономия языковых средств;
7) эмоциональность;
8) непринужденный, доверительный тон общения;
9) отбор языковых средств с установкой на доходчивость.
Языковые средства публицистического стиля:
1. Лексические средства:
1) общественно-публицистическая лексика;
2) нейтральная (межстилевая) лексика;
3) употребление слов в переносном значении со специфической публицистической окраской;
4) использование экспрессивно-окрашенной лексики;
5) употребление речевых стандартов (клише);
6) наличие иноязычной лексики (в том числе — экзотизмов, варваризмов).
2. Фразеологические средства:
1) публицистическая фразеология: общественно-экономическая ситуация, исторические условия, виртуальное пространство, вступить в силу;
2) речевые стандарты (клише): прежде всего, нужно сказать, принять меры, кстати говоря.
3. Словообразовательные средства:
1) окказиональные оценочные слова: прихватизация, дерьмократ;
2) активизация иноязычных суффиксов: – изм–, –аций–, –изаций– (социализм, депортация, коммерциализация, деноминация, провокация); приставок: анти–, гипер–, де–, дез–, контр–, транс–, ультра–, пост–, ре–.
4. Морфологические средства:
1) частотность употребления формы родительного падежа;
2) употребление формы настоящего и прошедшего времени глаголов;
3) употребление единственного числа существительных в значении множественного;
4) использование страдательных причастий настоящего времени с суффиксами – ом–, –ем–: читаемый, ведомый;
|
|
5) широкое использование служебных слов: предлогов, союзов, частиц.
5. Синтаксические средства:
1) экспрессивные синтаксические конструкции;
2) конструкции с обособленными членами предложения, в том числе выраженными причастными и деепричастными оборотами;
3) риторические вопросы;
4) повторы;
5) предложения, построенные на противопоставлении — по типу антитезы;
6) парцелляция;
7) сегментация текста;
8) инверсия;
9) короткие предложения, усиливающие экспрессию;
10) неполные и эллиптические предложения: Туризм — для всех!;
11) различные по цели высказывания предложения;
12) возможность обращений;
13) анафорические конструкции: Ему внушали, его уговаривали, ему обещали — но до сих пор он ничего не получил;
14) активность формы родительного падежа существительного в роли несогласованного определения: голос мира, отзвуки прошлого, свобода печати.
6. Графические средства:
1) шрифтовые выделения заголовков и значимых частей текста;
2) цветовые выделения.