Морские порты и их назначение

УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ

МОРСКИХ ПОРТОВ

 

 

Учебное пособие

по «Устройству и оборудованию морских портов»

 

для специальности

Организация перевозок и управление на морском транспорте»

 

 

Владивосток

 

Рецензенты:

 

Доцент кафедры управления Дальрыбвтуза, К.Т.Н. Хамаза Е.В.;

 

Преподаватель Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа Мелешко Н.В.

 

 

Сысоев С.В.

Устройство и оборудование морских портов; Учебное пособие. Владивосток; ВМРК,2013. С. 211

 

 

В учебном пособии, составленном в соответствии с программой обучения студентов специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте» приводятся сведения о портах и их эксплуатации. Рассмотрены вопросы естественного режима, компоновки сооружений порта и влияние их на эксплуатационную деятельность. Изложены сведения о специализированных районах порта, оградительных и берегоукрепительных сооружениях, причальных сооружениях, сооружениях и устройствах на территории порта и их техническая эксплуатация. Приведены мероприятия по предотвращению загрязнения и правила техники безопасности в морских рыбных портах. Рассмотрены основные типы подъемно-транспортных машин, применяемых для погрузо-разгрузочных работ в морских портах, Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного

оборудования морских торговых портов (РД 31.1.02-04)

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте» Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа.

Автор выражает глубокую признательность всем авторам учебников, которые были использованы при составлении данного учебного пособия.

 

Сысоев С.В., 2013

Владивостокский морской

Рыбопромышленный колледж, 2013

 

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 5

Морские порты и их назначение 6

Классификация морских портов 9

Характеристики естественного режима побережья 14

Основные природные факторы 14

Метеорологические факторы 16

Гидрологические факторы 18

Геологические и геоморфологические факторы 25

Устройство портов в различных условиях 30

Основные материалы и изделия, применяемые в портовом строительстве 31

План и общее устройство порта 36

Основные элементы порта 36

Определение основных элементов порта 39

Грузооборот и пропускная способность порта 48

Эксплуатационные и производственные характеристики порта 50

Функциональная схема порта 54

Начертание в плане внешних оградительных сооружений 55

Начертание в плане причального фронта 59

Компоновка порта и районирование 61

Конструкция портовых складов 64

Железнодорожный транспорт в портах 71

Автомобильный транспорт в портах 73

Оградительные сооружения 75

Берегоукрепительные сооружения 87

Причальные сооружения 89

Назначение и классификация причальных сооружений 89

Гравитационные причальные сооружения 92

Конструкции свайных набережных в виде тонких стенок

(больверков) 97

Конструкции сквозных причальных сооружений 99

Узкие и широкие пирсы 106

Швартовные устройства и отбойные приспособления 109

Силы и нагрузки, действующие на причальные сооружения 120

Специализированные районы порта 125

Судостроительные и судоремонтные сооружения 139

Сооружения и мероприятия по предотвращению загрязнения акватории 144

Источники загрязнения в портах 144

Береговые станции по приему и очистке балластных вод с судов 145

Организация и технология очистки акватории порта 146

Техническая эксплуатация портовых сооружений 149

Подъемно-транспортные машины 154

Грузозахватные устройства 156

Механизмы передвижения 160

Передвижные поворотные краны общего назначения 161

Машины периодического действия 164

Вагоноопрокидыватели 172

Вилочные погрузчики 174

Машины непрерывного действия 176

Режим эксплуатации, инженерное обслуживание, содержание и ремонт сооружений 186

Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного

оборудования морских торговых портов (РД 31.1.02-04)188

Термины и определения188

Обозначения и сокращения 190

Промышленная безопасность и задачи ПТЭ 191

Подъемно-транспортное оборудование морских портов 192

Техническое обслуживание и использование грузозахватных

органов 193

Изготовление техническое обслуживание, хранение и

использование грузозахватных приспособлений194

Техническое обслуживание рельсовых крановых путей 197

Особенности технической эксплуатации портовых мобильных

кранов198

Технический надзор199

Общие положения199

Оперативный осмотр200

Периодический осмотр202

Мероприятия по охране труда 204

Инструктажи по технике безопасности 207

Литература211

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В России понятие морского порта определено в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (1999г.): под морским портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском порту.
Россия – великая морская держава. Поэтому значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико. Современный морской порт – это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов, развития и использования транзитного потенциала России. Россия имеет более 100 морских портов, из них основными являются: Архангельск, Мурманск, Выборг, Высоцк, Санкт-Петербург, Приморск, Калининград, Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Махачкала, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино. В этих морских портах перерабатывается более 90% грузов, перерабатываемых в морских портах России.

Морской порт неразрывно и исторически связан с развитием судоходства, на его местонахождение влияют географические, гидрографические и гидрологические, технические, экономико-политические и иные факторы. Морские порты неразрывно связаны с историей, становлением и развитием судоходства и других видов транспорта. Многие порты имеют более чем тысячелетнюю историю, установившиеся веками традиции, получают уникальное право – на обычай порта, уважающийся и учитывающийся в международных и правовых нормах. Учитываются географические факторы: физико – географические условия побережья, глубины моря, возможности безопасного подхода, наличие фарватеров. Важное влияние на деятельность порта оказывает наличие тяготеющих наземных районов, культурных и промышленных центров, наземных коммуникаций, транспортных путей.

 

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Порт (от фр. Porte – дверь, ворота, вход) – морские ворота страны. Из КТМ РФ (Кодекс торгового мореплавания Российской федерации) статья 9 – Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Порт (лат. portus — гавань, пристань) — место на берегу моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.

Порты бывают морские, речные, пассажирские, торговые, рыбные и т. п. Для обслуживания пассажиров используются морские и речные вокзалы. Для технического обслуживания и ремонта судов используются сухие и плавучие доки. В международных портах имеются обособленные места — карантины для изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций.

Порты обычно устраивают в бухтах или гаванях, акватория которых защищена от волн естественными выступами берегов или искусственным оградительным сооружением — молом. Порты устраивают также в устьях рек. Вход в порт, как правило, обозначают маяками.

Порты для военных кораблей называют военно-морскими базами.

Современный порт – это крупный транспортный узел с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих:

- спокойную стоянку судов;

- быструю и удобную передачу-получение грузов с одного вида транспорта на другой с обеспечением сохранности грузов и безопасность людей;

- хранение, подготовку и комплектацию грузов;

- обеспечение, находящихся в порту судов всем необходимым (вода, топливо, продовольствие, снабжение).

 

 

Условная схема порта

 

Морской порт в большинстве случаев объединяет ВСЕ виды транспорта (железнодорожный, автомобильный морской).

Порты имеют общегосударственное значение, обеспечивают международные связи и одновременно органически связаны с прилегающими городами, с деятельностью промышленных предприятий и различных видов транспорта.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОРТА:

- накопление, хранение и сортировка грузов на складах порта перед их отправкой;

- мероприятия санитарно-карантинного характера (карантинная служба);

- обеспечение благоприятных условий движения и отстоя судов на подходах к порту и его акватории;

- выполнение перегрузочных и пассажирских операций;

- бункеровка судов (т.е. снабжение топливом, горюче-смазочными материалами, водой, продуктами питания и другими видами довольствия).

 

ЗОНЫ ПОРТА

- причальный фронт;

- Прикордонная зона (часть территории порта между причальной линией и ближайшей к ней линии складов;

- склады или складские перегрузочные фронты.

 

Большое значение имеют перегрузочные операции на причальном фронте: чем быстрее производится погрузка – выгрузка судов, тем меньше простои судов у причалов, следовательно, эффективнее работает порт. Операции на остальных фронтах имеют подчиненное значение и должны быть организованы так, чтобы работы на причальном фронте выполнялись без задержек.

Грузовые операции бывают береговые и рейдовые.

 

Варианты грузовых операций

Прямой – груз передается с одного вида транспорта на другой, минуя склад (борт-вагон, вагон-борт).

Складской – вагон-склад-борт или наоборот (на складе производится осмотр, комплектация и хранение груза).

Смешанный – часть груза проходит через склад, а остальная часть груза идет по прямому варианту.

При проектировании новых и реконструкции существующих портов должны учитываться:

-транспортно-экономические характеристики;

-сложные навигационные метеоусловия;

-сезонность производства и транспортирование ряда грузов (например, сельхозпродуктов);

-повышение или понижение спроса на отдельные виды продукции (обуславливают неравномерность грузооборота).

 

 

По видам плавания различают:

- Заграничное плавание – перевозки грузов между Российскими и иностранными портами (экспорт – импорт).

- Большой каботаж – перевозки между Российскими портами в разных бассейнах;

- Малый каботаж – перевозки между Российскими портами в одном бассейне.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: