Вопросы к экзамену по общему языкознанию

1. Место, цели и задачи курса «Общее языкознание» в системе

лингвистических дисциплин. Объект и основные проблемы

языкознания. Современная лингвистика в антропологической

парадигме гуманитарного знания.

2. Основные разделы общего языкознания: истории языкознания,

истории языка, методы и приемы лингвистического анализа.

3. Основные этапы истории языкознания.

4. Вопросы языкознания филологии классической древности.

Прикладной характер языкознания в древней Индии.

5. Грамматика Панини.

6. Древнегреческие философы о природе названий и аналогий в

языке. Александрийские грамматисты. Дионисий Фракийский и его

учение о восьми частях речи.

7. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения. Арабское

языкознание.

8. Лингвистические взгляды Г.В. Лейбница, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердера и

др. Философская и нормативная грамматика.

9. «Всеобщая рациональная грамматика» А. Арно и К. Лансло.

10. Нормативные грамматики, словари

11. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова.

12. Возникновение сравнительно-исторического языкознания как

сембиоза исторического принципа и эволюционной теории

Ч.Дарвина.

13. Развитие компаративистики во втрой половине 19 века.

14. «Сравнительная грамматика» Ф.Боппа

15. Лингвистическая концепция А. Шлейхера

16. Философия языка В.фон Гумбольдта. Возникновение общей

теории языка. Индуктивная грамматика. Язык и национальное

сознание. Внутренняя и внешняя формы языка.

17. Логико-грамматическое (К. Беккера, Ф.И. Буслаев) и

психологическое направление в языкознании (Г..Штейнталь, А.А.

Потебня) в языкознании 19 века.

18. Младограмматизм. Принципы исследования языка. «Принципы

истории языка» Г. Пауля.

19. Языкознание конца 19 начала 20 века. Возникновение социологии

языка, проблема социальной обусловленности и дифференциации

языка.Неограмматическое направление в языкознании.

19. Казанская лингвистическая школа: Бодуэн де Куртене, Н.В.

Крушевский, В.А. Богородицкий. Учение о языке как социально-

психологическом явлении.

20. Московская лингвистическая школа: Ф.Ф. Фортунатов, А.

Шахматов, Пешковский. Формально-грамматическая

направленность ее исследований.

21. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Язык, речь и речевая

деятельность. Синхрония и диахрония языка. Язык как знаковая

система.

22. Женевская и французская социологические школы: Ш. Балли, А.

Мейе.

23. Языкознание первой половины 20 века. Развитие ведущих

направлений лингвистической науки.

26. Структурализм. Пражский лингвистический кружок (школа

функциональной лингвистики).

27. Учение Н.С. Трубецкого о фонеме и фонологических оппозициях.

28. Американское направление структурной лингвистики

(дескриптивная лингвистика). Л. Блумфильд, Ч. Хоккет.

29. Генеративная грамматика Н. Хомского.

30. Датская школа структурной лингвистики. Глоссематика Л.

Ельмслева.

31. Русское языкознание. Социолингвистические исследования (Н.Я.

Марр,. В.В. Виноградов, М.Н. Петерсон и др.).Грамматическое

учение Л.В. Щербы. Типологическая концепция И.И. Мещанинова.

Сопоставительная грамматика Е.Д. Поливанова.

32. Языкознание второй половины 20 века. Интегративный характер

лингвистического знания. Антропоцентрический принцип в

современной лингвистике.

33. Когнитивная лингвитика. Основные понятия и единицы

когнитивистики.

34. Семиотика (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Ю.С. Степанов и др.). Семантика.

Прагматика и теория речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серл).

Максимы общения (П. Грайс).

35. Функциональный подход в грамматике, лексикологии,

словообразовании.

36. Развитие современных напрвлений в языкознании Казахстана.

Развитие этнолингвистики (А.К. Кайдаров), теория контрастивной

лингвистики (Э.Д. Сулейменова), функциональная грамматика (

М.М. Копыленко), теория номинации (В.М. Никитевич, Л.К.

Жаналина), лингвокультурология (Б. Смаилова).

37. Язык, речь и речевая деятельность.

38. Языкознание и семиотика. Понятие о знаке. Знаковые системы и

их типологии.

39. Язык как система языковых единиц.

40. Внешняя и внутренняя структура языка.

41. Социолингвистика, психолингвистика и этнолингвистика.

42. Социальная природа речевой деятельности.

43. Язык и мышление.

44. Литературный язык как главная норма языка.

45. Языки межнационального и международного общения.

47. Язык и история. Состояние языка как динамическое равновесие;

варьирование языка и его эволюция. Внутренние и внешние

факторы развития языка.

48. Язык и культура. Особенности речевой практики в условиях

межкультурной коммуникации.

49. Методы и приемы изучения и описания языков. Общенаучные,

эмпирические методы (наблюдение, эксперимент), теоретический

способ изучения языка (моделирование), лингвистические методы,

сравнительный метод (внутриязыковое и межъязыковое

сравнение).

50. Методы и приемы структурных исследований и таксономические

методики. Математические и компьютерные исследования языка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: