Дифференциация способностей по виду психической активности отражает сущностную природу феномена способностей, а именно то, что способности есть психические свойства личности, детерминированные индивидуальными особенностями психических процессов, а их увязка с деятельностью носит скорее «прикладной» характер.
По виду психической активности:
1) сенсорно-перцептивные (восприятие);
2) эмоциональные (аффективные);
3) умственные (мыслительные);
4) мнемические (память);
5) творческие (воображение);
6) аттенционные (внимание);
7) волевые;
8) двигательные (психомоторные);
9) речевые.
Педагогические способности.
Успех пед. деятельности определяется рядом причин, среди которых глубина и широта знаний, уровень общей культуры, особенности личности. Педагогические способности имеют существенное значение в успешности учителя.
Признаки пед. способности: устойчивая склонность к пед. деятельности, наблюдательность, педагогическое воображение.
Устойчивая склонность к пед. деятельности – внутреннее условие для формирования любви к профессии, привязанность к детям,, интерес к организаторской деятельсности. Истинная склонности может проявиться в школьные годы, затем она рстет и углубляется в практической педагогической работе. По силе и постоянству склонности к пед. деятельности моно судить о наличии пед. способностей. В процессе деятельности не только выявляются, но и развиваются основные свойства пед. способностей.
|
|
Острая, специфическая наблюдательность – опорное свойство пед. способности, она способствует отслеживанию изменений в ученике, прогнозировать его развитие, планировать обучение и воспитание.
Педагогическое воображение позволяет проектировать развитие ребенка, опираясь на знание прошлого и настоящего, прогнозировать состояние школьника в будущем. Творческое воображение сочетаемое с логикой мышления, обеспечивает педагогическую изобретательность.
Эффективность воздействий, проявляющаяся в сочетании чуткости и требовательности к ученику, обеспечивается за счет умение подобрать место и время для действенного влияния.
Наличие специальных способностей (см. вопрос 45 -46!), связанных с непосредственной профессиональной деятельностью. Например, музыкальные способности для учителя музыки, математические – для учителя математики. В учителе должна сочетаться педагогическая склонность и специальные способности. Например, А.С. Макаренко сочетал в себе педагогическую, организаторскую и литературную способности.