Классификация способностей по виду психической активности

Дифференциация способностей по виду психической активности отражает сущностную природу феномена способностей, а именно то, что способности есть психические свойства личности, детерминированные индивидуальными особенностями психических процессов, а их увязка с деятельностью носит скорее «прикладной» характер.

По виду психической активности:

1) сенсорно-перцептивные (восприятие);

2) эмоциональные (аффективные);

3) умственные (мыслительные);

4) мнемические (память);

5) творческие (воображение);

6) аттенционные (внимание);

7) волевые;

8) двигательные (психомоторные);

9) речевые.

Педагогические способности.

Успех пед. деятельности определяется рядом причин, среди которых глубина и широта знаний, уровень общей культуры, особенности личности. Педагогические способности имеют существенное значение в успешности учителя.

Признаки пед. способности: устойчивая склонность к пед. деятельности, наблюдательность, педагогическое воображение.

Устойчивая склонность к пед. деятельности – внутреннее условие для формирования любви к профессии, привязанность к детям,, интерес к организаторской деятельсности. Истинная склонности может проявиться в школьные годы, затем она рстет и углубляется в практической педагогической работе. По силе и постоянству склонности к пед. деятельности моно судить о наличии пед. способностей. В процессе деятельности не только выявляются, но и развиваются основные свойства пед. способностей.

Острая, специфическая наблюдательность – опорное свойство пед. способности, она способствует отслеживанию изменений в ученике, прогнозировать его развитие, планировать обучение и воспитание.

Педагогическое воображение позволяет проектировать развитие ребенка, опираясь на знание прошлого и настоящего, прогнозировать состояние школьника в будущем. Творческое воображение сочетаемое с логикой мышления, обеспечивает педагогическую изобретательность.

Эффективность воздействий, проявляющаяся в сочетании чуткости и требовательности к ученику, обеспечивается за счет умение подобрать место и время для действенного влияния.

Наличие специальных способностей (см. вопрос 45 -46!), связанных с непосредственной профессиональной деятельностью. Например, музыкальные способности для учителя музыки, математические – для учителя математики. В учителе должна сочетаться педагогическая склонность и специальные способности. Например, А.С. Макаренко сочетал в себе педагогическую, организаторскую и литературную способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: