Класс
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Республиканской олимпиады по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
Удачи вам!
Часть І. Тестовые задания, требующие одного правильного ответа из четырёх предложенных.
1. Назовите растение, которое относится к низшим растениям: | ||||||||||
a) хвощ полевой | б) мох сфагнум | в) водоросль фукус | г) папоротник орляк | |||||||
2. Как называется плод фасоли: | ||||||||||
a) семянка | б) орех | в) боб | г) стручок | |||||||
3. У каких растений в процессе эволюции появились плоды и цветки: | ||||||||||
a) голосеменные | б) покрытосеменные | в) папоротники | г) водоросли | |||||||
4. Какие организмы по способу питания НЕ являются автотрофами: | ||||||||||
а) цианобактерии | б) красные водоросли | в) грибы | г) зелёные водоросли | |||||||
5. К какому семейству относится кукуруза: | ||||||||||
а) злаковые | б) бобовые | в) губоцветные | г) астровые | |||||||
6. Какой тип симметрии характерен для гидры пресноводной: | ||||||||||
а) радиальная | б) асимметрия | в) сферическая | г) двусторонняя | |||||||
7. Из перечисленных водных животных выберите биофильтратор: | ||||||||||
а) большой прудовик | б) гидра пресноводная | в) беззубка | г) паук-серебрянка | |||||||
8. Выберите представителя безногих ящериц: | ||||||||||
а) желтобрюхий полоз | б) обыкновенный уж | в) веретеница | г) ящерица прыткая | |||||||
9. К какому отряду относятся белка, ондатра, мышь и сурок: | ||||||||||
а) зайцеобразные | б) насекомоядные | в) грызуны | г) рукокрылые | |||||||
10. Наибольшее количество извилин в коре головного мозга среди млекопитающих имеют: | ||||||||||
а) грызуны | б) насекомоядные | в) парнокопытные | г) хищники | |||||||
11. Какая биологическая наука изучает строение и функции клеток: | ||||||||||
а) анатомия | б) цитология | в) физиология | г) гигиена | |||||||
12. Структура клетки, отвечающая за хранение и передачу наследственной информации: а) митохондрии б) лизосомы в) ядро г) рибосомы 13. Какая из перечисленных тканей НЕ относится к разновидностям соединительной ткани: | ||||||||||
а) лимфа | б) кровь | в) костная | г) железистая | |||||||
14. К социальным факторам развития человека относится: | ||||||||||
а) борьба за существование | б) наследственность | в) трудовая деятельность | г) генная инженерия | |||||||
15. Позвоночный столб человека, как правило, образован: | ||||||||||
а) 31 позвонком | б) 32 позвонками | в) 33-34 позвонками | г) 43 позвонками | |||||||
16. Какое запасное вещество характерно для клеток животных: | ||||||||||
а) крахмал | б) муреин | в) гликоген | г) пектин | |||||||
17. На каком уровне организации живых организмов происходит передача наследственной информации: | ||||||||||
а) молекулярном | б) клеточном | в) органном | г) организменном | |||||||
18. Главную роль в иммунной защите организма играют: | ||||||||||
а) плазма крови | б) сыворотка крови | в) лейкоциты | г) тромбоциты | |||||||
19. Причиной нарушения свёртываемости крови может быть недостаток: | ||||||||||
а) ионов Са | б) ионов Na | в)ионов Fe | г) ионов Cl | |||||||
20. Каждой аминокислоте в молекуле белка соответствует: | ||||||||||
а) триплет | б) нуклеотид | в) ген | г) молекула ДНК | |||||||
21. Какой химический элемент входит в состав тироксина: | ||||||||||
а) калий | б) магний | в) йод | г) железо | |||||||
22. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения гистологии: | ||||||||||
а) клеточный | б) популяционно-видовой | в) биогеоценотический | г) тканевой | |||||||
23. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, относят к группе: | ||||||||||
а) паразитов | б) сапрофитов | в) автотрофов | г) симбионтов | |||||||
24. Укажите названия углеводов, которые относятся к полимерным соединениям: | ||||||||||
а) целлюлоза, крахмал | б) рибоза, сахароза | в) глюкоза, инсулин | г) фруктоза, хитин | |||||||
25. Укажите название организма, у которого клеточный уровень организации совпадает с организменным: | ||||||||||
а) аскарида | б) острица | в) хлорелла | г) улотрикс | |||||||
Часть ІІ. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
1. В семенах растений могут запасаться: 1) белки, 2) ДНК, 3) крахмал, 4) глюкоза, 5) жиры. | ||||
а) 1,2,5 | б) 1,2,4 | в) 2,4,5 | г) 1,3,5 | |
2. Выберите бактерии, которые являются возбудителями болезней: 1) чума, 2) холера, 3) амёбная дизентерия, 4) оспа, 5) туберкулёз. | ||||
a) 1,2,3 | б) 1,2,5 | в) 2,3,4 | г) 2,3,5 | |
3. Грибы по способу питания могут быть: 1) автотрофами, 2) хемотрофами, 3) сапротрофами, 4) паразитами, 5) хищниками. | ||||
a) 1,3,4 | б) 1,3,5 | в) 3,4 | г) 3,4,5 | |
4. Четырёхкамерное сердце встречается у представителей класса: 1) костные рыбы, 2) амфибии, 3) рептилии, 4) птицы, 5) млекопитающие. | ||||
a) 1,2,4 | б) 1,2,3 | в) 2,4,5 | г) 3,4,5 | |
5. В основе скелета туловища – позвоночнике – выделяют следующие отделы: 1) поясничный, 2) грудной, 3) копчиковый, 4) шейный, 5) плечевой пояс. | ||||
а) 1,2,3,4,5 | б) 1,2,3,4 | в) 1,2,3 | г) 1,3,5 | |
6. Выберите заболевания или нарушения опорно-двигательной системы: 1) анемия, 2) плоскостопие, 3) венозное кровотечение, 4) сколиоз, 5) вывих. | ||||
a) 1,3 | б) 1,2,3,4 | в) 2,4,5 | г) 2,3,4,5 | |
7. В большинстве своём эритроциты человека разрушаются в: 1) печени, 2) селезёнке, 3) красном костном мозге, 4) жёлтом костном мозге, 5) желудке. | ||||
а) 1,2 | б) 1,5 | в) 2,5 | г) 3,4 | |
8. Для осуществления свёртывания крови необходимы вещества: 1) калий, 2) кальций, 3) протромбин, 4) фибриноген, 5) гепарин. | ||||
а) 1,2,3 | б) 2,3,4 | в) 2,3,5 | г) 2,4,5 | |
9. Какие химические элементы являются органогенными: 1) Fe, 2) Na, 3) O, 4) N, 5) H. | ||||
а) 1,4,5 | б) 2,3,4 | в) 3,4,5 | г) 2,4,5 | |
10. В биологической лаборатории студенты изучают биополимеры. Какие органические вещества являются объектом их исследований: 1) крахмал, 2) молочный жир, 3) яичный белок, 4) холестерин, 5) гликоген. | ||||
а) 3,4,5 | б) 1,3,5 | в) 2,3,4 | г) 1,4,5 |
Часть ІІІ. Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.
1. Вирусы – это особые безъядерные клетки.
2. Основным запасным веществом в растительной клетке является клетчатка.
3. Плауны, хвощи и папоротники относятся к высшим споровым растениям.
4. Растения могут размножаться как половым, так и бесполым путём.
5. Земноводные получают кислород через лёгкие и кишечник.
6. В строении шейного отдела позвоночника у жирафа и крота одинаковое количество шейных позвонков.
7. У млекопитающих плохо развита кора больших полушарий.
8. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
9. Вены – это кровеносные сосуды, по которым течёт только венозная кровь.
10. В результате массового распространения инфекционного заболевания возникает такое медико-социальное явление как эпидемия.
11. У можжевельника плод ягода.
12. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений участвуют два спермия.
13. Для обеспечения нормального свертывания крови необходимы только тромбоциты
14. Расщепление белков пищи начинается в ротовой полости.
15. Микология изучает грибы.
Часть IV.
1 .Рассмотрите рисунок и определите отдел головного мозга, который обозначен
цифрой 1. Выберите из каждого столбца правильный вариант ответа.
А) Цифрой 1 на рисунке обозначен: | Б) В приведенном перечне положений, характеризующих строение этого отдела, выберите неверное: | В) При повреждении этого отдела мозга наблюдаются следующие симптомы: | |
1) гипофиз; 2) средний мозг; 3) гипоталамус; 4) мозжечок. | 1) состоит из двух полушарий; 2) на поверхности расположено серое вещество; 3) ножкой соединяется с гипофизом; 4) полушария соединены червем. | 1) ускоряется метаболизм; 2) нарушается координация движений; 3) ухудшается память; 4) повышается температура тела. | |
2. Установите соответствие между заболеваниями желудочно-кишечного тракта и их проявлениями или симптомами.
Заболевание | Проявление или симптом |
А. Болезнь Боткина | 1. Застой желчи в желчном пузыре |
Б. Панкреатит | 2. Обнаружение в экскрементах яиц круглых червей |
В. Холецистит | 3. Образование в желчном пузыре камней |
Г. Аппендицит | 4. Воспаление поджелудочной железы |
Д. Глистные заболевания | 5.Бактериальное инфекционное заболевание, при котором человек страдает диареей с примесью крови |
Е. Желчекаменная болезнь | |
Ж. Холера | 6. Вирусное инфекционное заболевание, вследствие которого желтеют глазные яблоки и кожные покровы |
7. Воспаление червеобразного отростка толстой кишки, сопровождающееся острой болью в правом нижнем боку живота |
Часть V. Решить задачу
Восстановите последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК по предложенной последовательности нуклеотидов молекулы и -РНК ААГ-УГГ-ЦЦГ-ААА, матрицей для формирования которой была одна из цепей ДНК. Сколько аминокислот закодировано в данной последовательности нуклеотидов иРНК?